Автор: Шафеева Наиля Джафаровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Шафеева Н. Д. Деловая игра в воспитательном пространстве образовательной среды вуза // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 259-261.



Процесс подготовки будущих специалистов, в настоящее время, зависит не только от общего уровня профессиональной подготовки специалистов, но и от личностного развития, выражающееся в формировании ценностного отношения к результатам своей деятельности, культуры профессиональной деятельности. Источником личностного, профессионального и социального развития студентов становится воспитательное пространство в образовательной среде вуза.

Исходя из подходов отечественной педагогики (С. Т. Щацкий, А. С. Макаренко, П. П. Блонский) о взаимодействии личности и среды, объектом воздействия педагогов должна стать образовательная среда вуза, предметы, люди, межличностные отношения с целью саморазвития, удовлетворения и развития потребности в самоактуализации молодежи.

Как объект научного исследования «образовательная среда» активно разрабатывается на протяжении длительного времени.

Теоретической основой исследования образовательной среды послужили педагогические концепции влияния среды на становление и развитие личности (Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, М. В. Крупенина, Е. Н. Сорочинская, С. Т. Шацкий и др.).

Как предмет педагогического исследования «образовательная среда» (М. Я. Басов, В. М. Басова, В. Г. Бочарова, Б. М. Бим-Бад, Р. Б. Вендровская, О. С. Газман, Д. Дьюи, З. А. Галагузова, Л. И. Новикова, В. А. Петровский, З. М. М. Скаткин, В. И. Слободчиков, Ф. А. Фрадкина, И. Д. Фрумина, Н. Е. Щуркова и др.) характеризуется как:

– средство образования;

– средство воспитания и социализации личности учащегося;

– средство управления процессом социального становления личности ребенка;

– условие функционирования гуманистически-ориентированной педагогической системы.

Современные исследователи образовательной среды выделяют различные структурные компоненты.

Модель образовательной среды, разработанная В. А. Ясвиным, включает три структурных компонента:

– помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т. п. — пространственно-предметный компонент;

– характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (отношение сотрудничества студентов и педагогов, развитие коммуникаций и т. д.) — социальный компонент;

– содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса — психодидактический компонент.

Модель должна быть способной обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагогов) [5].

Структурные компоненты образовательной среды, которые выделяют Ю. Кулюткин и С. Тарасов, выглядят следующим образом:

содержательно-методический компонент:

а) концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные

программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.;

б) формы организации занятий (лекции, семинары, дискуссии, конференции)

в) методы организации образования (структуры самоуправления исследовательские общества и др.);

коммуникационно-организационный компонент:

а) особенности субъектов образовательной среды (распределение

статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);

б) коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность субъектов образования, степень скученности и др.);

в) организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей и студентов, инициативных групп и др.);

пространственно-семантический компонент:

а) организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);

б) символическое пространство (различные символы: герб, гимн, традиции и др.) [2].

Шапран Ю. П., Шапран О. И. дифференцируют образовательную среду:

– по внедрению нововведений (традиционная и творческо-инновационная);

– по видам деятельности (игровая, учебная, профессиональная, коммуникативная);

– по особенностям окружения (природная, социальная, информационно-образовательная, виртуальная);

– по специфике воздействия на личность (здоровьесберегающая, развивающая, воспитательная и рефлексивная) [4].

Несмотря на различные подходы к типологии и структурным компонентам образовательной среды основной задачей остается успешная самореализация личности в период обучения и после окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда [1].

При реализации этой задачи одним их самых важных направлений деятельности остается воспитательная функция образования, которая реализуется не только в учебном процессе, но и во внеаудиторной работе, в различных видах деятельности, в т. ч. в управлении и самоуправлении вузом.

При этом могут использоваться различные технологии, организация игровой деятельности как социально значимой деятельности, имитирующей модель управления вуза студентами.

В процессе игровой деятельности студенты получают навыки и опыт принятия решений, приближающихся к управленческой действительности и практике.

Совместная деятельность студентов и администрации, в процессе деловой игры решает и выявляет различные проблемные ситуации.

Деловой игрой можно рассматривать такие формы работы как создаваемые в современных вузах «Ректораты дублёров», формируемые из числа студенческого актива вуза, на основе общности их интересов и для реализации молодёжных инициатив.

Ректорат дублёров создается с целью эффективного участия актива студентов в формировании системы разносторонней подготовки молодых кадров, выработке у студентов активной жизненной позиции в вопросах учёбы, общественной жизни вуза, культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы путём их включения в различные сферы жизни вуза.

Вопросы, решаемые в ходе совместных заседаний ректората университета и ректората дублеров, касаются различных спектров работы университета в части, касающихся жизни и деятельности студентов. Это могут быть вопросы посещаемости студентов, итогов экзаменационной сессии, принятие кодекса студентов, принятие различных положений (например, Положений об именных стипендиях).

Данная деятельность в деловой игре способствует:

– выработке управленческих решений в различных сферах образовательной и воспитательной деятельности;

– приобретению навыков в разрешении трудовых споров и конфликтных ситуаций;

– выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в игре;

– получению коммуникативных навыков;

– формированию активной гражданской и жизненной позиции [1];

– раскрытию личностного потенциала;

– навыков работы в коллективе, развитию чувства взаимопомощи.

В деловой игре, студенты воссоздают профессиональные ситуации, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения.

Литература:

  1. Гладилина И. П., Королева Г. М., Шафеева Н. Д. Гражданско-правовое воспитание студенческой молодежи: в помощь куратору учебной группы. Методическое пособие для кураторов учебных групп. М., 2010. 76 с.
  2. Кулюткин Ю. А., Тарасов С. М. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/gurnal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения: 23.03.2016).
  3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. 450 с.
  4. Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 881–885
    Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, среда вуза, образовательной среды вуза, Образовательная среда, образовательной среде вуза, исследования «образовательная среда», жизни вуза, образовательная среда вуза, Образовательная среда вуза, Шапран Ю, студенческого актива вуза, субъектов образовательной деятельности, Шафеева Н, развитие личности, Модель образовательной среды, исследования образовательной среды, управления вуза студентами, исследователи образовательной среды, сферы жизни вуза, общественной жизни вуза.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос