Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Корецкая И. А., Палт Е. А. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 134-135. — URL https://moluch.ru/archive/111/28130/ (дата обращения: 19.09.2018).



В современных социально-экономических условиях происходит усложнение профессиональной деятельности. В этой связи меняются требования к личности специалиста. Помимо необходимых знания, умений и навыков, важной задачей профессиональной подготовки в ВУЗе становится формирование личности, которая обладает готовностью распознавать и оценивать с позиции гуманитарных ценностей происходящие явления, события и на их основе прогнозировать и осуществлять свою деятельность.

С развитием общества изменяются цели, способы, результаты деятельности студентов: меняется подлежащая усвоению система знаний, умений и навыков, меняются средства и среда обучения. Особая роль принадлежит деловому взаимодействию участников образовательного процесса: преподавателей и студентов, прежде всего. Во многом именно общение способствует формированию не только профессиональных, но и личностных качеств.

Проблематика стилей профессионального общения активно обсуждается и анализируется в российском научном сообществе; современные исследования берут за основу традицию изучения стилей деятельности, представленную в работах В. Ф. Мерлина, Е. А. Климова и других. Исследователи в разной степени затрагивают вопросы, связанные с особенностями стилей общения в педагогической, управленческой деятельности, эффективностью различных стилей. Особую роль играет анализ делового общения с точки зрения стиля общения.

Согласно общему определению общение — есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Основные аспекты стилей делового общения в образовательном процессе

Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе не образуется стихийно, но оказывается продуктом творческого поиска самого работника. В образовательной сфере преподаватель строит свою деятельность с учетом социально-профессиональных требований, сформированных в ВУЗе и собственных возможностей, ресурсов. В зависимости от выбранного стиля общения и строится его взаимодействие со студентами. Для одних преподавателей характерен диктаторский стиль общения, который не смотря на доказанную эффективность в ряде случаев, утрачивает популярность в виду новых требований к формированию личности студента. При демократическом общении формируется другой стиль, следствием которого становится деятельность, направленная на сотрудничество и кооперацию.

Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе становится инструментальным оформлением индивидуальности человека. В ходе учебы в вузе студентом сталкиваясь с различными стилями общения и таким образом формирует и свой собственный стиль, который впоследствии может стать его ресурсом в профессиональной деятельности.

Понятие стилей делового общения, реализуясь в частных типологиях стилей педагогического общения или управления, становится более близким к практике, и потому востребованным в образовательных процессах.

Таким образом, стиль делового общения в образовательной среде можно определить, как субъективно-удобные стратегии решения коммуникативных задач в образовательном процессе.

Успешное решение практических задач по формированию стилей делового общения в образовательном процессе предполагает их изучение как психологических систем, решение вопросов об устойчивости и изменчивости стилей субъекта, возможностей их эволюции и факторов такой эволюции, о структурно-функциональной организации стилей, о связях разных стилей — когнитивных, эмоциональных, индивидуальных стилей деятельности, лидерства и руководства, стилях поведения и жизни.

Литература:

  1. Бажданова Ю. В. Этика и психология деловых отношений. Хрестоматия. М. 2011.
  2. Буянов В. И. Построение системы трансляции внутрикорпоративной информации // Коммуникология. 2014. Т.7. № 5. С.85–92.
  3. Васякин Б. С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении: Дисс... канд. эконом. наук. М., 2007.
  4. Палт Е. А., Корецкая И. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // «Вестник ГУУ». 2015. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, деловое общение, деловое взаимодействие, особая роль, профессиональная деятельность, стиль.


Похожие статьи

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

В деловом взаимодействии определяются роли его участников — руководителей и подчиненных, предпринимателей и клиентов

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

О влиянии этикета делового общения на эффективность...

Ключевые слова: менеджер сферы образования, этикет делового общения, этика, руководитель дошкольной образовательной организации.

Образование всегда играло особую роль в развитии общества.

Проблема этикета делового общения менеджера сферы...

Выявить специфику этики делового общения в деятельности менеджера дошкольной образовательной организации.

Особое внимание надо обратить на виды делового общения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали».

Коммуникативные способности в профессиональной...

Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается. Взаимодействуя в процессе той или иной деятельности, люди вступают во

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи.

Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Причём, идёт не просто её передача/принятие, но выработка общего смысла, а значит, в процесс коммуникации включаются и деятельность, и общение, и познание — в единстве.

Деловой английский охватывает важнейшие сферы профессионального общения...

Деловое общение как условие формирование...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза. Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Заслуживает особого внимания определение стилей педагогического общения

В литературе имеется огромное количество различного рода упражнений, деловых игр

Экспериментальное исследование процесса общения, взаимодействия педагога с...

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение, педагог, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная толерантность, земная поверхность, внутренний мир.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

В деловом взаимодействии определяются роли его участников — руководителей и подчиненных, предпринимателей и клиентов

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

О влиянии этикета делового общения на эффективность...

Ключевые слова: менеджер сферы образования, этикет делового общения, этика, руководитель дошкольной образовательной организации.

Образование всегда играло особую роль в развитии общества.

Проблема этикета делового общения менеджера сферы...

Выявить специфику этики делового общения в деятельности менеджера дошкольной образовательной организации.

Особое внимание надо обратить на виды делового общения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали».

Коммуникативные способности в профессиональной...

Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается. Взаимодействуя в процессе той или иной деятельности, люди вступают во

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи.

Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Причём, идёт не просто её передача/принятие, но выработка общего смысла, а значит, в процесс коммуникации включаются и деятельность, и общение, и познание — в единстве.

Деловой английский охватывает важнейшие сферы профессионального общения...

Деловое общение как условие формирование...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза. Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Заслуживает особого внимания определение стилей педагогического общения

В литературе имеется огромное количество различного рода упражнений, деловых игр

Экспериментальное исследование процесса общения, взаимодействия педагога с...

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение, педагог, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная толерантность, земная поверхность, внутренний мир.

Задать вопрос