Библиографическое описание:

Корецкая И. А., Палт Е. А. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 134-135.



В современных социально-экономических условиях происходит усложнение профессиональной деятельности. В этой связи меняются требования к личности специалиста. Помимо необходимых знания, умений и навыков, важной задачей профессиональной подготовки в ВУЗе становится формирование личности, которая обладает готовностью распознавать и оценивать с позиции гуманитарных ценностей происходящие явления, события и на их основе прогнозировать и осуществлять свою деятельность.

С развитием общества изменяются цели, способы, результаты деятельности студентов: меняется подлежащая усвоению система знаний, умений и навыков, меняются средства и среда обучения. Особая роль принадлежит деловому взаимодействию участников образовательного процесса: преподавателей и студентов, прежде всего. Во многом именно общение способствует формированию не только профессиональных, но и личностных качеств.

Проблематика стилей профессионального общения активно обсуждается и анализируется в российском научном сообществе; современные исследования берут за основу традицию изучения стилей деятельности, представленную в работах В. Ф. Мерлина, Е. А. Климова и других. Исследователи в разной степени затрагивают вопросы, связанные с особенностями стилей общения в педагогической, управленческой деятельности, эффективностью различных стилей. Особую роль играет анализ делового общения с точки зрения стиля общения.

Согласно общему определению общение — есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Основные аспекты стилей делового общения в образовательном процессе

Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе не образуется стихийно, но оказывается продуктом творческого поиска самого работника. В образовательной сфере преподаватель строит свою деятельность с учетом социально-профессиональных требований, сформированных в ВУЗе и собственных возможностей, ресурсов. В зависимости от выбранного стиля общения и строится его взаимодействие со студентами. Для одних преподавателей характерен диктаторский стиль общения, который не смотря на доказанную эффективность в ряде случаев, утрачивает популярность в виду новых требований к формированию личности студента. При демократическом общении формируется другой стиль, следствием которого становится деятельность, направленная на сотрудничество и кооперацию.

Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе становится инструментальным оформлением индивидуальности человека. В ходе учебы в вузе студентом сталкиваясь с различными стилями общения и таким образом формирует и свой собственный стиль, который впоследствии может стать его ресурсом в профессиональной деятельности.

Понятие стилей делового общения, реализуясь в частных типологиях стилей педагогического общения или управления, становится более близким к практике, и потому востребованным в образовательных процессах.

Таким образом, стиль делового общения в образовательной среде можно определить, как субъективно-удобные стратегии решения коммуникативных задач в образовательном процессе.

Успешное решение практических задач по формированию стилей делового общения в образовательном процессе предполагает их изучение как психологических систем, решение вопросов об устойчивости и изменчивости стилей субъекта, возможностей их эволюции и факторов такой эволюции, о структурно-функциональной организации стилей, о связях разных стилей — когнитивных, эмоциональных, индивидуальных стилей деятельности, лидерства и руководства, стилях поведения и жизни.

Литература:

  1. Бажданова Ю. В. Этика и психология деловых отношений. Хрестоматия. М. 2011.
  2. Буянов В. И. Построение системы трансляции внутрикорпоративной информации // Коммуникология. 2014. Т.7. № 5. С.85–92.
  3. Васякин Б. С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении: Дисс... канд. эконом. наук. М., 2007.
  4. Палт Е. А., Корецкая И. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // «Вестник ГУУ». 2015. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): делового общения, стилей делового общения, образовательном процессе, Стиль делового взаимодействия, стиля общения, стилей деятельности, стилей профессионального общения, особенностями стилей общения, стилей педагогического общения, анализ делового общения, стиль делового общения, формированию стилей делового, аспекты стилей делового, участников образовательного процесса, Понятие стилей делового, изучению стилей делового, изучения стилей деятельности, диктаторский стиль общения, зрения стиля общения, различными стилями общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос