Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 2695 раз

Библиографическое описание:

Корецкая, И. А. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях вуза / И. А. Корецкая, Е. А. Палт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28130/ (дата обращения: 05.10.2024).



В современных социально-экономических условиях происходит усложнение профессиональной деятельности. В этой связи меняются требования к личности специалиста. Помимо необходимых знания, умений и навыков, важной задачей профессиональной подготовки в ВУЗе становится формирование личности, которая обладает готовностью распознавать и оценивать с позиции гуманитарных ценностей происходящие явления, события и на их основе прогнозировать и осуществлять свою деятельность.

С развитием общества изменяются цели, способы, результаты деятельности студентов: меняется подлежащая усвоению система знаний, умений и навыков, меняются средства и среда обучения. Особая роль принадлежит деловому взаимодействию участников образовательного процесса: преподавателей и студентов, прежде всего. Во многом именно общение способствует формированию не только профессиональных, но и личностных качеств.

Проблематика стилей профессионального общения активно обсуждается и анализируется в российском научном сообществе; современные исследования берут за основу традицию изучения стилей деятельности, представленную в работах В. Ф. Мерлина, Е. А. Климова и других. Исследователи в разной степени затрагивают вопросы, связанные с особенностями стилей общения в педагогической, управленческой деятельности, эффективностью различных стилей. Особую роль играет анализ делового общения с точки зрения стиля общения.

Согласно общему определению общение — есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Основные аспекты стилей делового общения в образовательном процессе

Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе не образуется стихийно, но оказывается продуктом творческого поиска самого работника. В образовательной сфере преподаватель строит свою деятельность с учетом социально-профессиональных требований, сформированных в ВУЗе и собственных возможностей, ресурсов. В зависимости от выбранного стиля общения и строится его взаимодействие со студентами. Для одних преподавателей характерен диктаторский стиль общения, который не смотря на доказанную эффективность в ряде случаев, утрачивает популярность в виду новых требований к формированию личности студента. При демократическом общении формируется другой стиль, следствием которого становится деятельность, направленная на сотрудничество и кооперацию.

Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе становится инструментальным оформлением индивидуальности человека. В ходе учебы в вузе студентом сталкиваясь с различными стилями общения и таким образом формирует и свой собственный стиль, который впоследствии может стать его ресурсом в профессиональной деятельности.

Понятие стилей делового общения, реализуясь в частных типологиях стилей педагогического общения или управления, становится более близким к практике, и потому востребованным в образовательных процессах.

Таким образом, стиль делового общения в образовательной среде можно определить, как субъективно-удобные стратегии решения коммуникативных задач в образовательном процессе.

Успешное решение практических задач по формированию стилей делового общения в образовательном процессе предполагает их изучение как психологических систем, решение вопросов об устойчивости и изменчивости стилей субъекта, возможностей их эволюции и факторов такой эволюции, о структурно-функциональной организации стилей, о связях разных стилей — когнитивных, эмоциональных, индивидуальных стилей деятельности, лидерства и руководства, стилях поведения и жизни.

Литература:

  1. Бажданова Ю. В. Этика и психология деловых отношений. Хрестоматия. М. 2011.
  2. Буянов В. И. Построение системы трансляции внутрикорпоративной информации // Коммуникология. 2014. Т.7. № 5. С.85–92.
  3. Васякин Б. С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении: Дисс... канд. эконом. наук. М., 2007.
  4. Палт Е. А., Корецкая И. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // «Вестник ГУУ». 2015. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, деловое общение, деловое взаимодействие, особая роль, профессиональная деятельность, стиль.


Похожие статьи

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся

Деловая игра в воспитательном пространстве образовательной среды вуза

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Похожие статьи

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся

Деловая игра в воспитательном пространстве образовательной среды вуза

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Задать вопрос