Библиографическое описание:

Ларина О. Д. Нейропедагогика — реальность и проблемы современного образования // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 155-156.



В условиях процесса реформирования систем образования, здравоохранения, социальной защиты все более остро встает вопрос об уровне профессиональной подготовки специалистов, в частности педагогов. Если говорить о дефектологах, как о специальных педагогах (учителей), то всех их по сути можно обозначить термином «нейродефектолог», так как программы дефектологических факультетов подразумевают обязательное изучение смежных дисциплин, связанных с нейронауками — это и нейропсихология, нейролингвистика, конечно же, основы медицинских знаний: неврологии, нейрофизиологии, генетики, психиатрии, анатомии и других. Организация и проведение коррекционно-восстановительного обучения лиц всех возрастов невозможно без знаний основных мозговых механизмов, лежащих в основе любого дефекта как врожденного, так и приобретенного. Со всей ответственностью можно заявить, что логопеды (как, впрочем, и другие дефектологи — сурдо-, тифло- олигофренопедагоги — это нейропедагоги, обеспечивающие формирование, развитие, коррекцию и восстановление несформировавшихся в нормативные сроки или поврежденных в процессе всей жизни человека высших психических функций.

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации», закон «Об образовании», другие нормативные акты, отражают изменение контингента лиц, нуждающихся в коррекционной работе практически с рождения до бесконечности. Успехи медицины привели и будут приводить к тому, что доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях, а также требующих образовательной восстановительной помощи в других учреждениях, с каждым днем только возрастает. И как следствие возрастают требования к уровню профессиональной подготовки учителей, воспитателей, работающих в условиях инклюзии. Очевидно, что у них недостаточно знаний в рамках классических педагогических и воспитательных технологий для того, чтобы образовательный процесс в условиях нахождения в одних группах или классах нормотипических детей и детей с ОВЗ протекал успешно и эффективно для каждого ребенка без потери качества обучения и воспитания. Необходимость овладевания учителями новыми знаниями в области медицины, психологии (нейропсихологии) и дефектологии является одной из актуальнейших задач на современной этапе. Только нейропедагог, знающий и понимающий особенности развития каждого (и я подчеркиваю — каждого!) ребенка с учетом организации его нервно-психической деятельности, специфики индивидуальных профилей латеральности и как следствие, с разными стилями переработки (вербально-логический «левополушарный тип», зрительно-пространственный «правополушарный тип») информации, учет когнитивного диссонанса, своеобразия протекания нейродинамических процессов психической деятельности, социо-культурной среды, мотивационно-личностных предпочтений, может достигнуть максимального результата в процессе обучения столь неоднородного контингента учащихся.

В плане реализации воспитательных задач нейропедагогу необходимо выстроить такую систему межличностных отношений между обучающимися, педагогами и родителями, чтобы миниминизировать эмоционально-стрессовые ситуации, не допустить формирования или проявления различных форм девиантного поведения части групп обучающихся.

Термин «нейропедагогика» имеет довольно длительную историю, но до сих пор никак не обозначен в правовом поле. Необходимо срочно внести изменения и дополнения в квалификационный перечень работников образования с целью включения новых названий должностей — нейропедагог- учитель математики, русского языка и других, нейродефектолог — логопед, сурдо-, тифло — и других, что позволит не только расширить их профессиональные компетенции, но и решит вопрос определения их нагрузок, оплаты труда и требований к квалификации. Инертность и пассивность в правовой и законодательной области приводит к тому, что невозможно внедрять передовые педагогические технологии в учебный и коррекционно-восстановительный процесс, сокращению специалистов с педагогическим образованием в других отраслях народного хозяйства (здравоохранении, социальной защите).

Введение специальности «нейропедагог» позволит качественно улучшить образовательный процесс и за счет внедрения индивидуально-ориентированных когнитивных методик на всех этапах обучения, даст возможность отойти от единых требований к оценке результатов обучения, повысит мотивацию педагогов работать в условиях инклюзивного образования, а также с обучающимися, находящимися в медицинских и социальных учреждениях, даст возможность руководителям индивидуально оценивать труд специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, закон «Об, профессиональной подготовки, условиях процесса реформирования, условиях инклюзивного образования, неоднородного контингента учащихся, проведение коррекционно-восстановительного обучения, изменение контингента лиц, знаний основных мозговых, проблемы современного образования, закон «Об образовании», профессиональной подготовки специалистов, основы медицинских знаний, закон «Об охране, учет когнитивного диссонанса, потери качества обучения, Необходимость овладевания учителями, воспитательных задач нейропедагогу, оценке результатов обучения, обязательное изучение смежных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос