В условиях процесса реформирования систем образования, здравоохранения, социальной защиты все более остро встает вопрос об уровне профессиональной подготовки специалистов, в частности педагогов. Если говорить о дефектологах, как о специальных педагогах (учителей), то всех их по сути можно обозначить термином «нейродефектолог», так как программы дефектологических факультетов подразумевают обязательное изучение смежных дисциплин, связанных с нейронауками — это и нейропсихология, нейролингвистика, конечно же, основы медицинских знаний: неврологии, нейрофизиологии, генетики, психиатрии, анатомии и других. Организация и проведение коррекционно-восстановительного обучения лиц всех возрастов невозможно без знаний основных мозговых механизмов, лежащих в основе любого дефекта как врожденного, так и приобретенного. Со всей ответственностью можно заявить, что логопеды (как, впрочем, и другие дефектологи — сурдо-, тифло- олигофренопедагоги — это нейропедагоги, обеспечивающие формирование, развитие, коррекцию и восстановление несформировавшихся в нормативные сроки или поврежденных в процессе всей жизни человека высших психических функций.
Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации», закон «Об образовании», другие нормативные акты, отражают изменение контингента лиц, нуждающихся в коррекционной работе практически с рождения до бесконечности. Успехи медицины привели и будут приводить к тому, что доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях, а также требующих образовательной восстановительной помощи в других учреждениях, с каждым днем только возрастает. И как следствие возрастают требования к уровню профессиональной подготовки учителей, воспитателей, работающих в условиях инклюзии. Очевидно, что у них недостаточно знаний в рамках классических педагогических и воспитательных технологий для того, чтобы образовательный процесс в условиях нахождения в одних группах или классах нормотипических детей и детей с ОВЗ протекал успешно и эффективно для каждого ребенка без потери качества обучения и воспитания. Необходимость овладевания учителями новыми знаниями в области медицины, психологии (нейропсихологии) и дефектологии является одной из актуальнейших задач на современной этапе. Только нейропедагог, знающий и понимающий особенности развития каждого (и я подчеркиваю — каждого!) ребенка с учетом организации его нервно-психической деятельности, специфики индивидуальных профилей латеральности и как следствие, с разными стилями переработки (вербально-логический «левополушарный тип», зрительно-пространственный «правополушарный тип») информации, учет когнитивного диссонанса, своеобразия протекания нейродинамических процессов психической деятельности, социо-культурной среды, мотивационно-личностных предпочтений, может достигнуть максимального результата в процессе обучения столь неоднородного контингента учащихся.
В плане реализации воспитательных задач нейропедагогу необходимо выстроить такую систему межличностных отношений между обучающимися, педагогами и родителями, чтобы миниминизировать эмоционально-стрессовые ситуации, не допустить формирования или проявления различных форм девиантного поведения части групп обучающихся.
Термин «нейропедагогика» имеет довольно длительную историю, но до сих пор никак не обозначен в правовом поле. Необходимо срочно внести изменения и дополнения в квалификационный перечень работников образования с целью включения новых названий должностей — нейропедагог- учитель математики, русского языка и других, нейродефектолог — логопед, сурдо-, тифло — и других, что позволит не только расширить их профессиональные компетенции, но и решит вопрос определения их нагрузок, оплаты труда и требований к квалификации. Инертность и пассивность в правовой и законодательной области приводит к тому, что невозможно внедрять передовые педагогические технологии в учебный и коррекционно-восстановительный процесс, сокращению специалистов с педагогическим образованием в других отраслях народного хозяйства (здравоохранении, социальной защите).
Введение специальности «нейропедагог» позволит качественно улучшить образовательный процесс и за счет внедрения индивидуально-ориентированных когнитивных методик на всех этапах обучения, даст возможность отойти от единых требований к оценке результатов обучения, повысит мотивацию педагогов работать в условиях инклюзивного образования, а также с обучающимися, находящимися в медицинских и социальных учреждениях, даст возможность руководителям индивидуально оценивать труд специалистов.