Библиографическое описание:

Усольцева Е. В. Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования этнопедагогической культуры // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 243-245.



Современный студент — это человек, отражающий состояние современного общества. В меняющихся условиях социального и общественного бытия будущий педагог обязан быть всесторонне развитым и методически подготовленным к собственной профессиональной деятельности [15]. Благодаря вариативности учебных планов будущие логопеды знакомятся с различными научными источниками. Одним из таких источников является этнопедагогика. Изучение дисциплины направлено на формирование этнопедагогической культуры студентов. В. А. Николаев определяет этнопедагогическую культуру как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования. Этнопедагогическая культура включает этнопедагогические сознание, мышление и деятельность [11]. Многолетние традиции, этнос, обряды и обычаи, сформировавшаяся культура России способствуют развитию полноценной личности, формированию высококвалифицированного профессионала. Разносторонние знания влияют на профессиональную подготовку и деятельность педагогов, отношение к детям, с которыми они взаимодействуют. Главенствующее значение имеет культура речевого общения логопеда и межличностное взаимодействие с обучаемым. Цель работы логопеда — коррекция компонентов речевой системы, развитие мелодико-интонационного компонента, четкости и выразительности экспрессивной и импрессивной речи. Речь ребенка сочетает в себе лексический, грамматический мелодико-интонационный компоненты, звукопроизношение. Под выразительностью речи обычно понимают такие ее особенности, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Интонация речи изменяется с помощью следующих ряда средств: голосовые (тембр, мелодика, интенсивность), темп речи, паузы, неречевые звуки (покашливание, усмешки, восклицания и др.), невербальные (мимика, жесты, позы. Интонация выполняет важные коммуникативные функции: актуализирует внимание на ключевых моментах речи, уточняет смысл высказывания, выражает отношение говорящего к его содержанию. В повседневной жизни речь много функциональна. Выделен ряд ведущих функций речи: 1) коммуникативная, 2) мыслительная, 3) управленческая, 4) содержание сознания, памяти [10, с. 264]. В соответствии с выделенными функциями речь реализуется в различных взаимосвязанных видах. Как свидетельствуют данные исследований, коммуникативная функция определяет вербальное развитие ребенка. Формирование этой функции обеспечивает психическое развитие, произвольность поведения. Вторая функция предполагает использование речи в качестве орудия мышления. Слово выступает как средство обобщения, абстрагирования от реальных предметов. Коммуникативная и мыслительная функции формируются в единстве и определяют развитие управленческой (регулирующей) функции. Речь делает процесс восприятия более обобщенным, а запоминание осмысленным [5, с. 10].

Сформированные коммуникативные навыки обусловливают умение говорить четко, выразительно, слушать собеседника, понимать смысл сказанного им, являются залогом хорошей подготовки к школьному обучению [14]. Чистая и правильная речь логопеда, средства этнопедагогики, таковыми являются пословицы, народные песни, прибаутка, считалки и др, направлены на достижение высокой эффективности коррекционной работы в процессе развития речи ребенка.

Когнитивные способности ребенка, его речь зависят от правильности выбора методов и способов коррекции, от взглядов и жизненных ценностей логопеда. На важность правильной речи указывают многие ученые и писатели. По мнению К. Д. Ушинского изучение родного языка способствует введению ребенка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [13 с. 260].

Речь, слово Л. С. Выготский считал важнейшим фактором развития мышления. Усвоение понятия, отражающего некоторый класс предметов, является определенной степенью обобщения, то есть выступает как мыслительный процесс [4]. Другой выдающийся отечественный психолог П. П. Блонский важнейшим условием успешного обучения считал развитую речь, которая способствует развитию вербальной памяти. В его исследованиях учащиеся начальных классов плохо усваивали предлагаемые задания потому, что плохо владели связной речью [3 с. 70].

С. Л. Рубинштейн, как большинство отечественных психологов тесно связывал речь и мышление. Однако он не отождествлял их, справедливо считая, что формирование разнообразных речевых форм одновременно развивает и мышление [13с. 416]. По данным С. Л. Рубинштейна, на продуктивность становления речи значительное влияние оказывают эмоции, чувства, переживания. Другие психологические исследования (Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) подтверждают сказанное. Более того, по их данным речь развивается в единстве со всеми психическими процессами. Уже на ранних этапах развития ребенка речь становится средством мышления, регулирования деятельности, налаживания отношений [1,6,8,16].

В. М. Бехтерев писал: «Всем врачам известно, что задержка в развитии речи очень пагубна для умственного развития ребенка» [2, с.22–37]. Он считал необходимым как можно раньше начинать заниматься развитием речи.

Известные отечественные лингвисты В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин в рамках созданного ими научного направления лингвострановедения обосновали кумулятивную функцию родного языка. По их мнению, это делает русский язык важнейшим источником духовного развития личности [9]. Язык, по их мнению, является накопителем культурных национальных традиций. Глубокое освоение языка создает существенные предпосылки для приобщения к культуре народа. Особенно важное развивающее и воспитывающее значение имеет усвоение родного языка для дошкольника. Благодаря языку перед ним раскрывается вся родная культура, картина мира, воплощенная в родном слове.

Таким образом, можно заключить: этнопедагогика помогает культурно обогатить личность студента, сформировать профессиональные компетенции, оптимизирующие логопедическую работу и повышающие ее эффективность. Использование логопедом устного народного творчества стимулирует речевую активность ребенка, дает возможность развития его познавательных процессов.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды I и II тома. — М.: Педагогика, 1980, т. I — 230 с; т. II — 287 с.
  2. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. — СПб., 1909. с.22–37.).
  3. Блонский П. П. П. П. Блонский. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 2 — Москва: Педагогика, 1979 — с.400
  4. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. III. M., 1983. — 366 с.
  5. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011. — 288 с.
  6. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики
  7. // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О. А., Подольский А. И., Бурменская Г. В. М., 1999.
  8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969. — 214 c.
  9. Костомаров В. Г., Верещагин Е. М. Язык и культура.- М., 1973.
  10. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  11. Николаев В. А. Педагогика русского фольклора. Методическое пособие. — Орел, 1997. -143 с.
  12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  13. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1952. — Загл. обл.:Сочинения.
  14. Т. 2: Педагогические статьи, 1857–1861 гг. — 1948. — 655 с.: ил., 1л. портр. — Библиогр.: с. 626–646. — Указ. имен: с. 647–653.
  15. Феоктистова С. В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.03: Тверь, 2002 370 c. РГБ ОД, 71:03–19/2–4
  16. Шабанов Г. А. Воспитательная система вуза как фактор гармоничного развития личности современного специалиста. — М., 2007.-С. 280–289.
  17. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
  18. http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/
Основные термины (генерируются автоматически): родного языка, Общие основы психологии, развития речи ребенка, правильная речь логопеда, развития ребенка речь, ключевых моментах речи, важность правильной речи, продуктивность становления речи, выделенными функциями речь, ведущих функций речи, повседневной жизни речь, выразительностью речи, речи учащихся /Под, Интонация речи, возрастной психологии, этнопедагогической культуры, импрессивной речи, темп речи, развития личности, развитием речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос