Библиографическое описание:

Улыкова А. К. Функции обращений в поэзии С.Есенина // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1173-1176.



Во всем многообразии языка выделяется особая лингвистическая категория, по праву претендующая на полное, систематическое изучение. Это обращение. История его исследования начинается с античных времен и не теряет своей актуальности и в настоящее время. Современный этап развития лингвистической науки характеризуется новыми подходами и принципами к исследованию языковых процессов и явлений. Особую актуальность приобретает исследование обращений на материале художественных текстов, поскольку художественное произведение ориентировано на читателя, в нем экслицируются такие категории, как «образ автора», «персонаж произведения», «читатель».

В данной статье предпринята попытка выявить и описатьспецифику функционирования обращений в произведениях Сергея Есенина как составной части поэтического языка поэта.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что в вопросе функционирования обращений нет единого мнения. Разногласия вызваны, на наш взгляд, дискуссионностью самой проблемы обращения. В данной работе в качестве рабочего определения обращения мы принимаем следующее:«слово или сочетание слов, называющее адресата речи, является обращением» [1,с.273].

По мнению ученых, основная, первичная функция обращения — контактоустанавливающая, которая включает в себя три подфункции (номинативная, вокативная, побудительная). Однако функции обращения не ограничиваются только называнием и привлечением внимания адресата. Известно, что еще М. В. Ломоносов отмечал обращение как фигуру, которая может «советовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, сожалеть, повелевать, запрещать... и проч».. Исследователи выделяют и вторичные функции. З. Р. Дохова считает, что вторичные функции предсталены двумя блоками: этикетными (социально-регулятивными) и экспрессивно-эмотивными функциями [2]. По мнению Н. С. Валгиной, основная функция обращений — наименование адресата речи, в поэтической речи обращение выполняет стилистические функции,являясь «носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны:Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь(Ес.)» [1,с.273].

Как отмечает Н. А. Гаврильева, целесообразно при исследовании функций обращения в художественном тексте исходить из интенции автора. При этом исследователь выделяет несколько функций обращений: номинативная, апеллятивная, дейктическая, ритуальная, фатическая, экспрессивная, оценочно-характеризующая, функция вежливости/невежливости [3].

С точки зрения Г. Н. Акимовой, Н. В. Степиховой, обращение выполняет следующие текстовые функции в лирическом тексте: апеллятивную, номинативно-изобразительную, характеризующую, эмоционально-выразительную. Авторы считают, что необходимо выделить также и общетекстовую, общелирическую функцию обращения, служащую для повышения эмоциональности текста [4].

Л. Ю. Максимов называет четыре основные функции обращения в поэтическом тексте: собственно-звательная, фиктивно-звательная, условно-звательная, координационно-звательная [5, с.70].

Таким образом, в лингвистической литературе до сих пор не существует четкой классификации основных текстовых функций обращения в художественном тексте. В данной работе мы будем опираться на классификацию Л. Ю. Максимова и выделим функции обращений на конкретном языковом материале — на примерах из произведений Сергея Есенина.

Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью. Поэтому обращения в собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится диалог, передаются речевые контакты героев.

По тропке, опершись на подожок,

Идет старик, сметая пыль с бурьяна:

«Прохожий!

Укажи, дружок,

Где тут живет Есенина Татьяна?» [6,с. 265]

Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». [6,с. 30]

«Государь ты мой,- шомонит жена,-

Моему ль уму судить суд тебе!..» [6,с. 205]

Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта с ними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.

Фиктивно-звательная функция связана с приемом олицетворения.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына. [6,с.116]

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою. [6,с.38].

Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит. [6,с.168]

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья…

Глупое сердце, не бейся. [6,с.189]

Для поэзии С.Есенина характерны обращения — повторы.

На коне — черной тучице в санках-

Билось пламя-шлея…синь и дрожь.

И кричали парнишки в еланках:

«Дождик, дождик, полей нашу рожь!» [6,с.59]

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая? [6,с.164]

Песни, песни, о чем вы кричите?

Иль вам нечего больше дать? [6,с.103]

Условно-звательная функция, как фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность её проявляется в том, что такие обращения служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам. Сюда относятся:

а) название лирического адресата, иногда сопровождающееся его эмоционально-рациональной квалификацией, и тем самым установлением с ним непосредственного контакта:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою. [6,с.191]

Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветет в твоем саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру. [6,с.175]

Дорогая, сядем рядом.

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу. [6,с.144]

б) обращения к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами:

И твой голос, дорогая Шага,

В это трудный расставанья час

Слушаю в последний раз. [6, с.185]

в) обращения к мифологическим и историческим героям прошлого. Такие обращения характерны для од, юбилейных стихов, философской лирики:

Блондинистый, почти белесый,

В легендах, ставший как туман.

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган. [6, с.149]

Это обращение из стихотворения С.Есенина «Пушкину».

г) к обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях, заговорах, молитвах и плачах:

О матерь божья,

Спади звездой

На бездорожье.

В овраг глухой. [6, с.95]

Собрались прихожане у чащи,

Лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишко ледащий:

«Спаси, господи, люди твоя!» [6, с.59]

Четвертая функция обращений — координационно-звательная — служит для установления контакта между поэтом и читателем. В случаях, когда поэт высказывает сокровенные мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям как «друг», «подружка», «друзья», «братья»:

Опрокинутая кружка

Средь веселых не для нас.

Понимай, моя подружка,

На земле живут лишь раз! [6, с.159]

И тот, кого ты ждал в ночи,

Прошел, как прежде, мимо крова,

О друг, кому ж твои ключи

Ты золотил поющим словом. [6, с.115]

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг? [6, с.167].

Итак, анализ стихотворного текста показывает, что обращение представляет собой уникальный языковой феномен, отличающийся образностью, яркой выразительностью и эмоциональностью. Описание обращений на материале художественного произведения имеет немаловажное значение, поскольку оно способствует выявлению индивидуальных особенностей в употреблении различных типов обращений в языке того или иного мастера слова.

Литература:

  1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа, 1978.- 437с.
  2. Дохова З. Р. Лингвистический статус обращения: на материале русского и кабардино-черкесского языков: Автореф. дис… канд. фил. наук. — Нальчик, 2007.
  3. Гаврильева Н. А. Функциональный спектр лингвистического феномена «обращение» в художественных текстах современного немецкого языка: Автореферат дис… канд. фил. наук. — Москва, 2000.
  4. Степихова Н. В. Функциональные и контекстуальные особенности обращений в лирическом тексте (на материале русской поэзии 1-ой трети XXвека): Автореферат дис… канд. фил. наук. — СПБ, 2009.
  5. Максимов Л. Ю. Обращения в стихотворной речи // Учен.зап. МГПИ. — 1965. –Т.236. — С.66–88.
  6. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т.1.- М., 1991.- 478с.
Основные термины (генерируются автоматически): функции обращения, функций обращения, Автореферат дис… канд, адресата речи, функция обращений, первичная функция обращения, функция связана, Фиктивно-звательная функция, художественном тексте, функционирования обращений, основные функции обращения, вторичные функции, Сергея Есенина, рабочего определения обращения, исследовании функций обращения, лирическом тексте, общелирическую функцию обращения, текстовых функций обращения, основная функция обращений, материале художественных текстов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle