Во всем многообразии языка выделяется особая лингвистическая категория, по праву претендующая на полное, систематическое изучение. Это обращение. История его исследования начинается с античных времен и не теряет своей актуальности и в настоящее время. Современный этап развития лингвистической науки характеризуется новыми подходами и принципами к исследованию языковых процессов и явлений. Особую актуальность приобретает исследование обращений на материале художественных текстов, поскольку художественное произведение ориентировано на читателя, в нем экслицируются такие категории, как «образ автора», «персонаж произведения», «читатель».
В данной статье предпринята попытка выявить и описатьспецифику функционирования обращений в произведениях Сергея Есенина как составной части поэтического языка поэта.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что в вопросе функционирования обращений нет единого мнения. Разногласия вызваны, на наш взгляд, дискуссионностью самой проблемы обращения. В данной работе в качестве рабочего определения обращения мы принимаем следующее:«слово или сочетание слов, называющее адресата речи, является обращением» [1,с.273].
По мнению ученых, основная, первичная функция обращения — контактоустанавливающая, которая включает в себя три подфункции (номинативная, вокативная, побудительная). Однако функции обращения не ограничиваются только называнием и привлечением внимания адресата. Известно, что еще М. В. Ломоносов отмечал обращение как фигуру, которая может «советовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, сожалеть, повелевать, запрещать... и проч».. Исследователи выделяют и вторичные функции. З. Р. Дохова считает, что вторичные функции предсталены двумя блоками: этикетными (социально-регулятивными) и экспрессивно-эмотивными функциями [2]. По мнению Н. С. Валгиной, основная функция обращений — наименование адресата речи, в поэтической речи обращение выполняет стилистические функции,являясь «носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны:Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь(Ес.)» [1,с.273].
Как отмечает Н. А. Гаврильева, целесообразно при исследовании функций обращения в художественном тексте исходить из интенции автора. При этом исследователь выделяет несколько функций обращений: номинативная, апеллятивная, дейктическая, ритуальная, фатическая, экспрессивная, оценочно-характеризующая, функция вежливости/невежливости [3].
С точки зрения Г. Н. Акимовой, Н. В. Степиховой, обращение выполняет следующие текстовые функции в лирическом тексте: апеллятивную, номинативно-изобразительную, характеризующую, эмоционально-выразительную. Авторы считают, что необходимо выделить также и общетекстовую, общелирическую функцию обращения, служащую для повышения эмоциональности текста [4].
Л. Ю. Максимов называет четыре основные функции обращения в поэтическом тексте: собственно-звательная, фиктивно-звательная, условно-звательная, координационно-звательная [5, с.70].
Таким образом, в лингвистической литературе до сих пор не существует четкой классификации основных текстовых функций обращения в художественном тексте. В данной работе мы будем опираться на классификацию Л. Ю. Максимова и выделим функции обращений на конкретном языковом материале — на примерах из произведений Сергея Есенина.
Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью. Поэтому обращения в собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится диалог, передаются речевые контакты героев.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна:
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?» [6,с. 265]
Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». [6,с. 30]
«Государь ты мой,- шомонит жена,-
Моему ль уму судить суд тебе!..» [6,с. 205]
Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта с ними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.
Фиктивно-звательная функция связана с приемом олицетворения.
Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына. [6,с.116]
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою. [6,с.38].
Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит. [6,с.168]
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся. [6,с.189]
Для поэзии С.Есенина характерны обращения — повторы.
На коне — черной тучице в санках-
Билось пламя-шлея…синь и дрожь.
И кричали парнишки в еланках:
«Дождик, дождик, полей нашу рожь!» [6,с.59]
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая? [6,с.164]
Песни, песни, о чем вы кричите?
Иль вам нечего больше дать? [6,с.103]
Условно-звательная функция, как фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность её проявляется в том, что такие обращения служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам. Сюда относятся:
а) название лирического адресата, иногда сопровождающееся его эмоционально-рациональной квалификацией, и тем самым установлением с ним непосредственного контакта:
Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою. [6,с.191]
Угощай, хозяин, да не очень.
Много роз цветет в твоем саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру. [6,с.175]
Дорогая, сядем рядом.
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу. [6,с.144]
б) обращения к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами:
И твой голос, дорогая Шага,
В это трудный расставанья час
Слушаю в последний раз. [6, с.185]
в) обращения к мифологическим и историческим героям прошлого. Такие обращения характерны для од, юбилейных стихов, философской лирики:
Блондинистый, почти белесый,
В легендах, ставший как туман.
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган. [6, с.149]
Это обращение из стихотворения С.Есенина «Пушкину».
г) к обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях, заговорах, молитвах и плачах:
О матерь божья,
Спади звездой
На бездорожье.
В овраг глухой. [6, с.95]
Собрались прихожане у чащи,
Лихоманную грусть затая.
Загузынил дьячишко ледащий:
«Спаси, господи, люди твоя!» [6, с.59]
Четвертая функция обращений — координационно-звательная — служит для установления контакта между поэтом и читателем. В случаях, когда поэт высказывает сокровенные мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям как «друг», «подружка», «друзья», «братья»:
Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз! [6, с.159]
И тот, кого ты ждал в ночи,
Прошел, как прежде, мимо крова,
О друг, кому ж твои ключи
Ты золотил поющим словом. [6, с.115]
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг? [6, с.167].
Итак, анализ стихотворного текста показывает, что обращение представляет собой уникальный языковой феномен, отличающийся образностью, яркой выразительностью и эмоциональностью. Описание обращений на материале художественного произведения имеет немаловажное значение, поскольку оно способствует выявлению индивидуальных особенностей в употреблении различных типов обращений в языке того или иного мастера слова.
Литература:
- Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа, 1978.- 437с.
- Дохова З. Р. Лингвистический статус обращения: на материале русского и кабардино-черкесского языков: Автореф. дис… канд. фил. наук. — Нальчик, 2007.
- Гаврильева Н. А. Функциональный спектр лингвистического феномена «обращение» в художественных текстах современного немецкого языка: Автореферат дис… канд. фил. наук. — Москва, 2000.
- Степихова Н. В. Функциональные и контекстуальные особенности обращений в лирическом тексте (на материале русской поэзии 1-ой трети XXвека): Автореферат дис… канд. фил. наук. — СПБ, 2009.
- Максимов Л. Ю. Обращения в стихотворной речи // Учен.зап. МГПИ. — 1965. –Т.236. — С.66–88.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т.1.- М., 1991.- 478с.