Функции обращений в поэзии С.Есенина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 6505 раз

Библиографическое описание:

Улыкова, А. К. Функции обращений в поэзии С.Есенина / А. К. Улыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 1173-1176. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28017/ (дата обращения: 17.12.2024).



Во всем многообразии языка выделяется особая лингвистическая категория, по праву претендующая на полное, систематическое изучение. Это обращение. История его исследования начинается с античных времен и не теряет своей актуальности и в настоящее время. Современный этап развития лингвистической науки характеризуется новыми подходами и принципами к исследованию языковых процессов и явлений. Особую актуальность приобретает исследование обращений на материале художественных текстов, поскольку художественное произведение ориентировано на читателя, в нем экслицируются такие категории, как «образ автора», «персонаж произведения», «читатель».

В данной статье предпринята попытка выявить и описатьспецифику функционирования обращений в произведениях Сергея Есенина как составной части поэтического языка поэта.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что в вопросе функционирования обращений нет единого мнения. Разногласия вызваны, на наш взгляд, дискуссионностью самой проблемы обращения. В данной работе в качестве рабочего определения обращения мы принимаем следующее:«слово или сочетание слов, называющее адресата речи, является обращением» [1,с.273].

По мнению ученых, основная, первичная функция обращения — контактоустанавливающая, которая включает в себя три подфункции (номинативная, вокативная, побудительная). Однако функции обращения не ограничиваются только называнием и привлечением внимания адресата. Известно, что еще М. В. Ломоносов отмечал обращение как фигуру, которая может «советовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, сожалеть, повелевать, запрещать... и проч».. Исследователи выделяют и вторичные функции. З. Р. Дохова считает, что вторичные функции предсталены двумя блоками: этикетными (социально-регулятивными) и экспрессивно-эмотивными функциями [2]. По мнению Н. С. Валгиной, основная функция обращений — наименование адресата речи, в поэтической речи обращение выполняет стилистические функции,являясь «носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны:Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь(Ес.)» [1,с.273].

Как отмечает Н. А. Гаврильева, целесообразно при исследовании функций обращения в художественном тексте исходить из интенции автора. При этом исследователь выделяет несколько функций обращений: номинативная, апеллятивная, дейктическая, ритуальная, фатическая, экспрессивная, оценочно-характеризующая, функция вежливости/невежливости [3].

С точки зрения Г. Н. Акимовой, Н. В. Степиховой, обращение выполняет следующие текстовые функции в лирическом тексте: апеллятивную, номинативно-изобразительную, характеризующую, эмоционально-выразительную. Авторы считают, что необходимо выделить также и общетекстовую, общелирическую функцию обращения, служащую для повышения эмоциональности текста [4].

Л. Ю. Максимов называет четыре основные функции обращения в поэтическом тексте: собственно-звательная, фиктивно-звательная, условно-звательная, координационно-звательная [5, с.70].

Таким образом, в лингвистической литературе до сих пор не существует четкой классификации основных текстовых функций обращения в художественном тексте. В данной работе мы будем опираться на классификацию Л. Ю. Максимова и выделим функции обращений на конкретном языковом материале — на примерах из произведений Сергея Есенина.

Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью. Поэтому обращения в собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится диалог, передаются речевые контакты героев.

По тропке, опершись на подожок,

Идет старик, сметая пыль с бурьяна:

«Прохожий!

Укажи, дружок,

Где тут живет Есенина Татьяна?» [6,с. 265]

Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». [6,с. 30]

«Государь ты мой,- шомонит жена,-

Моему ль уму судить суд тебе!..» [6,с. 205]

Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта с ними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.

Фиктивно-звательная функция связана с приемом олицетворения.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына. [6,с.116]

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою. [6,с.38].

Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит. [6,с.168]

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья…

Глупое сердце, не бейся. [6,с.189]

Для поэзии С.Есенина характерны обращения — повторы.

На коне — черной тучице в санках-

Билось пламя-шлея…синь и дрожь.

И кричали парнишки в еланках:

«Дождик, дождик, полей нашу рожь!» [6,с.59]

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая? [6,с.164]

Песни, песни, о чем вы кричите?

Иль вам нечего больше дать? [6,с.103]

Условно-звательная функция, как фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность её проявляется в том, что такие обращения служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам. Сюда относятся:

а) название лирического адресата, иногда сопровождающееся его эмоционально-рациональной квалификацией, и тем самым установлением с ним непосредственного контакта:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою. [6,с.191]

Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветет в твоем саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру. [6,с.175]

Дорогая, сядем рядом.

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу. [6,с.144]

б) обращения к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами:

И твой голос, дорогая Шага,

В это трудный расставанья час

Слушаю в последний раз. [6, с.185]

в) обращения к мифологическим и историческим героям прошлого. Такие обращения характерны для од, юбилейных стихов, философской лирики:

Блондинистый, почти белесый,

В легендах, ставший как туман.

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган. [6, с.149]

Это обращение из стихотворения С.Есенина «Пушкину».

г) к обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях, заговорах, молитвах и плачах:

О матерь божья,

Спади звездой

На бездорожье.

В овраг глухой. [6, с.95]

Собрались прихожане у чащи,

Лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишко ледащий:

«Спаси, господи, люди твоя!» [6, с.59]

Четвертая функция обращений — координационно-звательная — служит для установления контакта между поэтом и читателем. В случаях, когда поэт высказывает сокровенные мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям как «друг», «подружка», «друзья», «братья»:

Опрокинутая кружка

Средь веселых не для нас.

Понимай, моя подружка,

На земле живут лишь раз! [6, с.159]

И тот, кого ты ждал в ночи,

Прошел, как прежде, мимо крова,

О друг, кому ж твои ключи

Ты золотил поющим словом. [6, с.115]

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг? [6, с.167].

Итак, анализ стихотворного текста показывает, что обращение представляет собой уникальный языковой феномен, отличающийся образностью, яркой выразительностью и эмоциональностью. Описание обращений на материале художественного произведения имеет немаловажное значение, поскольку оно способствует выявлению индивидуальных особенностей в употреблении различных типов обращений в языке того или иного мастера слова.

Литература:

  1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа, 1978.- 437с.
  2. Дохова З. Р. Лингвистический статус обращения: на материале русского и кабардино-черкесского языков: Автореф. дис… канд. фил. наук. — Нальчик, 2007.
  3. Гаврильева Н. А. Функциональный спектр лингвистического феномена «обращение» в художественных текстах современного немецкого языка: Автореферат дис… канд. фил. наук. — Москва, 2000.
  4. Степихова Н. В. Функциональные и контекстуальные особенности обращений в лирическом тексте (на материале русской поэзии 1-ой трети XXвека): Автореферат дис… канд. фил. наук. — СПБ, 2009.
  5. Максимов Л. Ю. Обращения в стихотворной речи // Учен.зап. МГПИ. — 1965. –Т.236. — С.66–88.
  6. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т.1.- М., 1991.- 478с.
Основные термины (генерируются автоматически): обращение, функция обращений, глупое сердце, лирическая поэзия, собственно-звательная функция, условно-звательная функция, фиктивно-звательная функция, функционирование обращений, художественное произведение, художественный текст.


Задать вопрос