Автор: Агеева Анастасия Николаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 4300 раз

Библиографическое описание:

Агеева А. Н. Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 5-7.



Сегодня, в эпоху экономического кризиса, к сожалению, существует большое количество подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не могут из неё выйти без помощи профессионалов. Социальный работник, осуществляя профессиональную деятельность, контактирует с разным контингентом клиентов и должен уметь найти индивидуальный подход к личности клиента, построить стратегию работы с ним, опираясь на психологические особенности личности, свои знания, опыт, особую социальную ситуацию и необходимые технологии социальной работы.

К социально незащищённым слоям населения принято относить: социальных сирот — это дети и подростки, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов своих детей, в том числе отказываются взять их из воспитательных, лечебных или иных учреждений. Ещё одна достаточно большая группа социально незащищённых подростков — молодые инвалиды. Это лица, которое имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его в социальной защите [2, с. 29]. Безнадзорные — отсутствие или недостаточность контроля за поведением, и занятиями подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих подростков от семьи, коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к ним [2, с. 36].

Характеристика безнадзорных детей и подростков, причин и факторов этой безнадзорности, а также, что важно в контексте нашего исследования, специфики социальной работы специалиста с различными категориями безнадзорных детей и подростков, сущность интегративной подготовки специалиста в вузе к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними содержательно характеризуется в исследовании к. п.н. А. Д. Абашиной [1], чье мнение мы разделяем.

Рассматриваем трудную жизненную ситуацию, как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), который не может преодолеть ее самостоятельно (Е. И. Холостова).

Данная проблема широко и подробно раскрывается, анализируется и решается в исследованиях, имеющих отношение к социальной педагогике, социально-педагогической деятельности специалистов разного профиля, социальной работе: И. В. Астэр; Н. Ф. Басова; Ю. В. Васильковой; Т. А. Васильковой; Н. В. Высоцкой; М. А. Галагузовой; А. В. Мудрика, Г. Ф. Нестеровой; П. Д. Павленка; М. Я. Рудневой; Н. С. Толстоуховой; Т. А. Фалькович; М. В. Фирсова; Е. И. Холостовой и др.

Они обращают особое внимание на виды кризисных ситуаций, конфликты в семье, проблемы в общении со сверстниками; методы и формы психолого-педагогической помощи подросткам с девиантным и аддиктивным поведением; профилактические и тренинговые мероприятия; психолого-педагогическое консультирование подростков; индивидуальные и групповые формы работы; технологический подход в социальной работе; классификацию технологий социальной работы; направления технологий социальной работы; виды технологий социальной работы и др. Авторы, раскрывают такие нюансы использования технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации как, социальная помощь подросткам; дифференциация и классификация технологий социальной работы по направлениям, видам, целям, задачам, методам работы с ними и т. п. Опираясь на данные психолого-педагогических и социологических исследований, авторы показывают отражение социального неблагополучия подростков, оказавшихся в ТЖС и анализируют возможные варианты использования технологий социальной работы с ними.

По направлениям социальной работы, конкретизирующим ее основные цели и задачи, различают: индивидуальную социальную работу (она заключается в коррекции поведения индивида); групповую социальную работу (заключается в коррекции поведения представителей различных социальных групп); практическую социальную работу; макросоциальную работу; разрешение социальных конфликтов [3, с. 21].

Виды технологий социальной работы в теории, науке и практике дифференцируются по оперативным целям и задачам, по основным методам и характеру терапевтической работы (И. В. Астэр; Г. Ф. Нестерова): социальная профилактика, социальная абилитация, социальная реабилитация, социальное консультирование, социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж.

В нашем исследовании мы уделили особое внимание социальной реабилитации подростков, оказавшихся в ТЖС.

В качестве базы исследования рассмотрели опыт работы Областного казённого учреждения «Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ковчег» (ОКУ «Елецкий СРЦ» — далее Центр), где мы проходили свою производственную практику. Центр учрежден Постановлением главы администрации Елецкого муниципального района № 454 от 05.12.2000г. Открыт одним из первых в Липецкой области, в ноябре 2003 года, как составная часть системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Елецкого района. Стратегические направления деятельности учреждения — социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Директор центра — М. Н. Гридчина. В структуре учреждения функционируют: приемное отделение; отделение диагностики социальной дезадаптации; отделение реализации программ социальной реабилитации (стационарное отделение); линия экстренной психолого-педагогической помощи «Телефон Доверия»; кризисная служба для женщин.Педагогическое кредо сотрудников Центра: «Понять, чтобы помочь». Приоритетные направления деятельности: разработка, апробирование и внедрение в практику реабилитационной работы авторских программ и инновационных методик и технологий; индивидуальная работа с семьей; организация и проведение на базе учреждения семинаров, заседаний круглых столов и социально-значимых мероприятий; информационно-рекламная деятельность.

На базе Центра оказываются комплексные услуги по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для этого проводятся мероприятия, направленные на обеспечение временного проживания (содержания) несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; на оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; на оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; на разработку и реализацию программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; на организацию медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействия их профессиональной ориентации и получения ими специальности; на содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и т. д.

Кроме того, оказываются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги. Потребителями услуг являются: несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет независимо от места жительства: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи (или) реабилитации, и не имеющие противопоказаний, определенных Постановлением от 27.11.2000г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» клиенты. Следовательно, и технологии социальной работы, используемые специалистами Центра так же различны. Чаще это частные технологии социальной работы.

Такие технологии принято классифицировать по объектам — категориям населения, имеющим общие проблемы. Наиболее актуальны в современной социальной работе технологии профессиональной помощи семье; дезадаптированным детям и подросткам; зависимым людям; пожилым людям; инвалидам; безработным; бездомным; мигрантам и беженцам. В нашем исследовании мы проанализировали технологии профессиональной помощи семье; дезадаптированным детям и подросткам, а также подросткам, оказавшимся в ТЖС. Нами был разработан социальный проект: «Я и мой мир». Цель проекта: выяснить у воспитанников Центра наличие трудной жизненной ситуации и оказать профессиональное сопровождение развития их личности с использованием технологий социальной работы. К важнейшим задачам, которые мы решали, отнесли следующие: определить, нуждаются ли воспитанники в психолого-педагогической поддержке и сопровождении; создать условия с использованием технологий социальной работы для развития и социальной реабилитации личности воспитанников Центра; сформировать качества адекватного переживания трудных жизненных ситуаций у подростков. Наш проект включает тренинговые занятия с подростками (от 11 до 16 лет). Все занятия разбиты на блоки: 1 блок: «Я и Мир»; 2 блок: «Я и мой мир»; 3 блок: «Я и мои жизненные цели». По результатам проведенных занятий в рамках тренинга, мы убедились, что эффективность их и то, как быстро подросток начнёт внедрять полученный опыт в жизнь, во многом зависит от так называемых «стартовых» факторов, т. е. от того, с каким багажом подросток пришел на занятия: его отношений со сверстниками; самооценки и уровня притязаний; течения подросткового кризиса; наличие психосоматических заболеваний; модели семейного воспитания; семейной ситуации и стиля семейного взаимодействия; наличия острых проблем (развод родителей; тяжелая болезнь или потеря одного из близких родственников; школьная травля) и т. д.

Таким образом, отметим, что на сегодняшний день возможно в силу экономических изменений, социальных, духовно — нравственных обстоятельств, значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь подростков, воспитывающихся в этих семьях. Социальный работник должен быть готов к оказанию профессиональной помощи данной категории клиентов средствами технологий социальной работы.

Литература:

  1. Абашина, А. Д. Интегративная подготовка студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними / А. Д. Абашина // Отечественный журнал социальной работы. — 2013. — № 2. — С. 183–194.
  2. Василькова, Ю.В., Василькова, Т. А. Социальная педагогика: Учебное пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2007–448 с.
  3. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной работы, трудной жизненной ситуации, технологий социальной работы, социальной работе, социальной реабилитации, технологии социальной работы, использованием технологий социальной, использования технологий социальной, социальной помощи, социальной работы специалиста, социальной реабилитации несовершеннолетних, Использование технологий социальной, направлениям социальной работы, социальной реабилитации подростков, методика социальной работы, журнал социальной работы, классификацию технологий социальной, необходимые технологии социальной, виды технологий социальной, направления технологий социальной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос