Библиографическое описание:

Андрианова О. П., Васильчикова Г. Н., Плетникова Е. А. Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика» // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 582-585.



Мозаику называют вечной живописью — и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия — еще художники Древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от несложных орнаментов до больших красочных композиций. Широко известны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средневековой Византии. А много позже русскую мозаику возродил М. В. Ломоносов.

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможностей самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество — это свобода, это возможность быть личностью.

В ходе изучения курса у детей формируется эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Выявляются и развиваются творческие способности у детей. Они знакомятся с народными обычаями, с произведениями искусства, развивается наблюдательность — необходимое условие понимания красивого в природе, искусстве. [1, с. 28]

Занятия художественной мозаикой из цветной бумаги дают возможность интересно и с пользой заполнить досуг детей. Выполнение работ не требует особых материальных затрат и оборудования, Из обычных кусочков цветной бумаги можно научиться выполнять мозаичные изображения, украшая ими различные предметы быта, создавать мозаичное панно.

Предлагаемая программа:

позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;

формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу выполнения мозаики (ребенок успокаивается от ритма наклеивания кусочков бумаги, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы).

Одна из основных задач программы — изучение, возрождение мозаичного искусства, создание необходимых условий для проявления творческих способностей детей. [3, с. 84]

Выполнение мозаичных работ приносит большую пользу детям: развивает у них глазомер, мелкую моторику рук, вырабатывает усидчивость, трудолюбие.

Цели художественно-творческого развития и воспитания школьников: создание условий для формирования интереса детей к культуре своего народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота своей Родины.

Задачи художественно-творческого развития и воспитания школьников:

Лабиринт формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков;

расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру народов России в процессе изучения;

развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;

воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.

Структура программы: программа по мозаичному мастерству «Мозаика» рассчитана на детей начальных классов. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы группируются вокруг единой темы. В неделю планируется проводить одно занятие по 30 минут.

Содержание программы: знакомство детей с новым видом художественного труда (мозаикой) способствует интеллектуальному развитию ребенка, формированию его эстетического вкуса, будит фантазию и творческое воображение.

Данная программа помогает в обучении детей младшего школьного возраста простейшей технике мозаичных работ, основным способам наклеивания бумаги. Освоив эти способы, дети получат возможность творчески применять их и придумывать свои панно. Занятия по наклеиванию мозаики являются отличным упражнением для развития ассоциативного, логического и творческого мышления, требуют большой сноровки и точности изготовления эскиза и знания техники выполнения работы. Для работы приготавливают цветную бумагу прямоугольной формы (очень мелко нарезанную). На качество панно влияет тщательность, точность и аккуратность наклеивания «пазлов». Необходимо научить школьников приемам наклеивания бумаги.

Программа по мозаичному мастерству — это интегрированный курс.

Цель интегрированных занятий — посредством понимания детьми окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры способствовать решению проблемы целостного развития личности.

Содержание программы строится в соответствии с годовым циклом, так как единым стержнем является народный земледельческий календарь. Народный праздник определяет тематику занятий, т. е. в основе их лежит создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего курса «Вслед за солнышком идем». В процессе занятий дети познают обычаи, обряды традиционной народной культуры, что в сою очередь способствует воспитанию духовно-нравственных качеств ребенка. [2, с. 93]

Дети приобретают практические навыки выразительного использования художественных материалов, появляется чувство цвета, композиции, умение видеть пространство, согласовывать между собой детали для объединения их в творческой работе.

Прогнозируемый результат реализации программы:

Занятия по программе «Мозаика» направлены на формирование в детях следующих качеств:

Лабиринт эстетичности;

самостоятельности при выполнении работы;

аккуратности;

инициативности в художественном творчестве;

эстетическую отзывчивость на красоту природы;

объективность в анализе своих и других работ.

Характеристика деятельности учащихся:

исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) разнообразные выразительные средствах (композиция, форма, цвет), приемы используемые в художественно-образовательном процессе;

отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

осуществлять практические задачи по достижению результатов в ходе обучения; — выполнять композиции, добиваясь художественной выразительности образа;

проявлять творчество и фантазию в создании художественных образов на основе образов зрительной памяти;

искать решение изобразительно-конструктивных задач;

Лабиринт видеть и оценивать связь творческой работы с практическим назначением.

Тема года «Вслед за солнышком идём»

1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий

Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж; но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.

Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».

Отображение в своих работах «золотой» осени.

2-йтематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий

Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж, но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.

Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».

Отображение в своих работах «золотой» осени.

3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий

Детальное знакомство с образом весны.

Прилетает первая весенняя птица — грач. В народе говорят: «Грач на горе — весна на дворе».

Лабиринт Отображение в своих работах весенней природы.

Учебно-тематический план

1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий (сентябрь, октябрь, ноябрь)

зан

Тема занятия

Кол-во час

1

2

3–11

12

Знакомство с техникой выполнения мозаики

Выбор темы для работы: «Золотая осень», рассмотрение

репродукции, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

1 час

1 час

9 час

1 час

2-й тематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий (декабрь, январь, февраль)

зан

Тема занятия

Кол-во час

1

2–9

10

Выбор темы для работы: «Зимушка-зима», рассматривание репродукций, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

1 час

8 час

1 час

3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий (март, апрель, май)

зан

Тема занятия

Кол-во час

1

2–11

12

Выбор темы для работы: «Весна-красна», рассматривание репродукций, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

1 час

10 час

1 час

Литература:

  1. А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики». Москва «Просвещение», 1979. —158 с.
  2. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. «Коллекция идей», Линка-Пресс, Москва 2004 г. — 188 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. П76 Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): Детальное знакомство, «Золотая осень», работах «золотой» осени, Праздник золотого леса, Левитан «Золотая осень», золотого леса недолог, репродукциями картин художников-пейзажистов, В.Поленов «Золотая осень», Чайковский «Времена года», шуршащим покрывалом земли, наклеивания бумаги, образами осени, музыкальными произведениями, мозаичному мастерству, наклеивания кусочков бумаги, окружающей действительности, мозаичных работ, цветной бумаги, способам наклеивания бумаги, приемам наклеивания бумаги.

Похожие статьи

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения

Задать вопрос