В статье раскрывается значение и роль бюджетной пропорциональности в системе функционирования национальной экономики. Анализируется практика применения бюджетной пропорциональности в рыночной экономике. Переход на новые методы бюджетирования не только вносит коррективы в формирование бюджетов, но и оказывает значимое влияние на построение национальной экономической модели.
Ключевые слова: бюджетная пропорциональность, бюджетные пропорции, рыночная экономики, бюджетирование, национальная экономическая модель, рыночная трансформация, бюджет как институт рыночной системы.
Государственный бюджет, как объективная экономическая категория, выражает денежные отношения (пропорции) между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, обусловленные формированием и использованием пропорционально распределенных денежных средств для выполнения государством своих функций. Для эффективного выполнения этих функций принципиальное значение имеет сбалансированность бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращение возникновения неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему. В условиях профицита бюджета, а тем более его дефицита, все еще остается нерешенной проблема формирования оптимальных бюджетных пропорций. Указанные пропорции должны отвечать требованиям социального государства с инновационной экономикой, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, как отдельного человека, так и общества в целом.
Формирование и регулирование бюджетных пропорций, обеспечивающих необходимую бюджетную пропорциональность и соответствующих стратегии инновационного и социально-направленного экономического роста, приобретают все большую актуальность.
В национальной экономике бюджетная пропорциональность отражает сложные социально-экономические процессы, комплексно и системно характеризует состояние финансовой сферы, активно влияет на эффективность экономического роста, принятие решений в реализации государством финансовой политики и сама является в существенной мере результатом этой политики. В бюджетной пропорциональности следует различать объективное содержание, объективные факторы и субъективную составляющую, отражающую функции и деятельность государства, характер, цели и задачи его финансово-экономической, социальной, внешней и внутренней политики и соответствующие запросы к объему, распределению, направлению и использованию финансовых ресурсов.
Активным началом во взаимодействии субъективными факторами и аспектами, формирующими и определяющими бюджетную пропорциональность, являются государственно-правовое регулирование и финансовая политика. К объективным факторам формирования содержания и количественного выражения бюджетной пропорциональности следует относить:
— саморегулирующую и регулирующую роль рынка и его главных сфер (секторов);
— материально-вещественную пропорциональность;
— влияние социально-трудовой сферы и фактора занятости;
— воздействие внутренней и внешней конкуренции, вызывающей необходимость формирования системы и механизма финансовой (бюджетно-налоговой) поддержки отдельных отраслей экономики;
— состояние продолжающейся рыночной трансформации отечественной экономики;
— влияние факторов глобализации, финансовых процессов на мировых и региональных финансовых рынках (мировой рыночной и финансовой конъюнктуры);
— динамику развития реального сектора и его отраслей.
По вопросу объективного содержания бюджетных пропорций и бюджетной пропорциональности дискуссия ведется, в основном, в части:
— трактовки функции и роли государства (т. е. смещена в область субъективного финансово-экономического содержания бюджетных пропорций);
— решения проблемы финансовой стабилизации и финансового кризиса.
Сама категория бюджетной пропорциональности в научной и учебной литературе, в том числе в изданиях справочно-энциклопедического характера, трактуется ограничительно как бюджетная сбалансированность.
В финансово-кредитном энциклопедическом словаре сбалансированность бюджета толкуется без необходимой связи с общей концепцией бюджетной пропорциональности и сбалансированности. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. В таком определении наличествует суженная трактовка сбалансированности в отрыве от бюджетно-налогового и общего финансового потенциала государства и имеется однобокое отражение целевых задач бюджетной сбалансированности, а не создания условий для эффективного функционирования национальной экономики, всех ее секторов и государства как единого целого.
Исследуя формирование и регулирование бюджетной пропорциональности, представляем целесообразным использовать методологические идеи и опыт решения этой проблемы и взаимосвязанных с ней вопросов в зарубежный опыт. Глубина и значимость данных методологических идей позволяют сделать вывод о возможности и полезности их применения в тех или иных конкретизированных, преобразованных, локализированных формах, соответствующих характеру и закономерностям рыночной экономики и процессам ее трансформации, эволюции в Узбекистане. Это относится к следующим идеям:
— о прямых и обратных связях, материальных и финансовых потоках, включая межотраслевой обмен и взаимодействие;
— о многовариантности и наличии ограничений в развитии экономики и финансов;
— об иерархии во взаимодействии уровней экономики, что особенно ценно и важно при рассмотрении взаимосвязанной бюджетной пропорциональности в многоуровневой бюджетной системе;
— о функциональной необходимости расширения применения балансового метода в регулировании бюджетных пропорций;
— об активизации среднесрочного и долгосрочного программирования и прогнозирования бюджетной политики и бюджетной пропорциональности;
— о наличии большой специфики в формировании и регулировании финансовых процессов и пропорций.
В зарубежном опыте формирования и регулирования бюджетной пропорциональности и бюджетных пропорций следует отметить углубленную проработку и эффективное применение на практике механизмов регулирования бюджетных дефицитов и решение проблемы подавления инфляции в условиях общего роста бюджетных расходов и дефицитного финансирования социальных и инвестиционных программ (США, страны Еврозоны, Китай, Япония). Осуществлено внедрение в рыночный конкурентный механизм государственных регуляторов и развитие государственной предпринимательской деятельности. “Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ.
Определяя сущность бюджетной пропорциональности, предлагаем исходить из следующих ее объективных свойств и учета фактора ее зависимости от функциональной деятельности государства, финансовой политики:
— в отличие от материально-вещественных пропорций бюджетная пропорциональность есть пропорциональность в системе стоимостных связей, отношений, зависимостей и сфер (секторов);
— бюджетная пропорциональность характеризует и выражает стоимостные пропорции в реформе денежных пропорций, это пропорциональность в соотношении денежных ресурсов (фондов);
— бюджетная пропорциональность выступает важнейшей формой финансовой пропорциональности и, следовательно, обладает и проявляет все функции финансов как специфической экономической категории (фондообразующую, распределительную, регулирующую, социальную, стимулирующую, контрольную);
— бюджетная пропорциональность в теоретическом отношении является категорией, отражающей общее содержание бюджетных пропорций, которые, в свою очередь, суть конкретное выражение бюджетной пропорциональности.
Существенными аспектами раскрытия содержания бюджетной пропорциональности и бюджетных пропорций выступают вопросы эффективности, устойчивости и динамичности бюджетной пропорциональности и бюджетных пропорций. Рассмотрение этих аспектов должно вестись в следующих взаимосвязанных плоскостях(направлениях):
— в теоретическом раскрытии содержательности понятий эффективности и устойчивости бюджетных пропорций;
— в практическом плане, отражающем реальные изменения динамики и факторов эффективности бюджетных пропорций и их устойчивости во взаимосвязи со стратегией финансовой политики ее наиболее оптимального для Узбекистана типа и задачами экономического роста.
Рассмотрение динамического аспекта бюджетной пропорциональности, в том числе совокупности конкретных бюджетных пропорций, предполагает:
— раскрытие воспроизводственного характера изменений бюджетных пропорций;
— отражение фактора рыночной трансформации бюджетной системы.
В централизованной экономике теоретической основой государственного бюджета и механизма его взаимодействия с предприятиями была концепция наличия бюджета всего народного хозяйства. Рыночная трансформация привела к качественным и количественным изменениям бюджетной пропорциональности и бюджетной системы (государственного бюджета).
Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету как к институту рыночной системы, когда государство обеспечивает производство общественных благ, призванных удовлетворять совместные потребности (инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления). В отношении экономической базы бюджета(соответственно, проблематики бюджетной пропорциональности) основные изменения вследствие рыночной трансформации проявились в таких аспектах:
— в изменении структуры национальной экономики и механизма ее функционирования;
— в системе финансовых отношений бюджета с хозяйствующими субъектами и населением вследствие перехода к налоговым взаимоотношениям.
Основной видимой формой трансформации экономической основы бюджетной системы в Узбекистане стало изменение не только организационно-правовых форм предприятий, но и их экономической базы, отношений к собственности. Государственные финансы взаимодействуют с экономикой, представленной преимущественно негосударственными предприятиями. В условиях рыночной экономики при существенном росте числа предприятий и организаций имели место кардинальные структурные сдвиги в экономической базе бюджетной системы.
Трансформация структуры экономической базы бюджетной системы (структуры субъектов национальной экономики) коренным образом изменила характер формирования бюджетных пропорций и бюджетных связей, которые не стали отражать процессы бюджета как бюджета всех структур, отделив государственную бюджетную систему (и местные бюджеты) от финансов предприятий, разделив звенья финансовой системы и финансовые кругообороты. Глубинные процессы в экономике выразились в необходимости формирования нового качества бюджетной пропорциональности и новых механизмов ее обеспечения.
Изменения экономического характера и экономической структуры национальной экономики породили институт налогов, который стал одним из основных механизмов формирования доходной части государственного бюджета и новой бюджетной пропорциональности рыночного типа.
Таким образом, бюджетная пропорциональность как научная категория служит теоретической основой исследования бюджетных пропорций. Вместе с тем рыночная трансформация формирует новый механизм, новый характер бюджетной пропорциональности и, соответственно, иные цели и задачи по регулированию бюджетной пропорциональности в национальной экономике.