Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Корякина, Г. А. Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Корякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27764/ (дата обращения: 19.04.2024).



Одно из важнейших направлений системы современного образования — возможность развития личности, которая способна проявлять творческую инициацию, умеет находить решения в нестандартных ситуациях.

В связи с этим меняются взгляды на роль учителя в учебно-воспитательном процессе: он должен уметь формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировать универсальные учебные действия, компетенции. Это обязывает его владеть новыми технологиями, в числе которых и проектная деятельность, позволяющая развивать у школьников самостоятельность познания нового, интегрировать полученные знания.

Использование метода проектов предполагает прохождение каждым ребенком рядя своеобразных этапов, обусловленных возрастом и требующих специальных средств освоения, соответствующих новообразованиям личности, которая на разных этапах школьной жизни ребёнка, выполняет разные функции, служит разным целям и, естественно, должна строиться по-разному.

В младших классах школьники только начинают знакомство с проектной деятельностью, и эффективность и продуктивность применения полученных знаний в среднем и старшем звене зависят от организации этой работы на начальной ступени обучения.

Систему заданий необходимо выстраивать поэтапно, усложняя и расширяя состав формируемых проектных умений. Занятия следует организовывать постепенно усиливая долю самостоятельности обучающихся в применении этих умений, то есть формирование проектных умений осуществляется параллельно с освоением программно-учебного материала.

Упражнения, развивающие умения видения проблемы

  1. «Расскажи от имени …»

— Вообрази себе, что ты стал учебником русского языка на один день. Как бы ты провел этот день? Опиши.

  1. «Представь себе»

— Прочитай.

Пришла весна

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

(По Л. Н. Толстому)[2; с. 140]

Придумай продолжение рассказа от лица старшей сестры; маленькой собачки, с которой гуляет её хозяин; водителя автобуса.

Упражнения, развивающие умения выдвигать гипотезы

  1. «Придумай объяснение»

А) — Придумай самое правдоподобное объяснение:

– Одноклассники решили пойти в кино, потому что …

Б) — Придумай самое невероятное объяснение:

– Одноклассники решили пойти в кино, потому что …

  1. «Объясни»

Почему мы говорим «зарубить на носу»?

— Как раньше письмо попадало к адресату?

  1. «Вероятная причина»

Так появились буквы.

Упражнения, развивающие умения задавать вопросы

  1. «Вопросы»

Какие вопросы ты задал(а) бы Золотой Рыбке?

Представь, что ты — Золотая Рыбка. О чем бы ты спросил(а) обычную девочку/мальчика от ее лица?

  1. «Возьми интервью»

Какие вопросы ты хотел бы задать при встрече:

– Кощею Бессмертному;

– Колобку.

Упражнения, развивающие умения классифицировать

  1. «Четвертый лишний»

Определи, какое слово лишнее и почему?

Яблоко, якорь, поёт, читает. (Слово «якорь», так как количество звуков и букв одинаковое.)

  1. «Раздели на две группы»

Раздели все слова на две группы:

Мебель, трава, урожай, язык, деревья, гнездо, работа, лиса, метро, зима. (Словарные слова и слова, проверяемые ударением.)

Упражнения, развивающие умения высказывать суждения иделать умозаключения

  1. «Проверьте правильность утверждений»

Все глаголы обозначают действия предметов.

Слово «стоять» обозначает действие.

Значит, слово «стоять» — глагол.

  1. «Рассказ на заданную тему»

Назовите существительные на тему «Весна». Составьте рассказ, используя эти слова.

  1. «Поиск причин событий»

Найдите причину возникновения ситуации:

– После уроков все ребята остались в классе.

Упражнения, развивающие умения инавыки проведения эксперимента

  1. «Является ли текст рассуждением?»

Предлагаю провести небольшое исследование текста по алгоритму:

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите вид текста.
  3. Какой вопрос можно задать к тексту?
  4. Определите, в каком предложении выражена главная мысль текста?
  5. Найдите в тексте доказательства, которые приводит автор для подтверждения главной мысли.
  6. Определите, в каком предложении дан вывод и авторская оценка?

Почему ландыш белый?

Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы.

(По В.Тетюреву) [1; с. 12–13]

Упражнения, направленные на развитие умений работать систочниками информации

  1. «Узнай»

— Пользуясь дополнительной литературой, найдите и расскажите:

– «Азбука» или «алфавит»? Как появились эти слова?

– Откуда пришло к нам слово «портфель»?

– Происхождение слова «тетрадь».

  1. «Возьми словарь»

— Какие словари вы будете использовать, если необходимо узнать:

– значение слов «проект», «проектант»;

– откуда к нам пришло слово «помидор»;

– на какой слог падает ударение, как правильно произносить «тво´рог» или «творо´г»?;

– когда так говорят «бить баклуши», что это выражение означает?

Деятельность учителя обусловлена необходимостью создания нового практически значимого образовательного продукта. Умение осуществлять проектную деятельность — показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.

Литература:

  1. Узорова, О. В. Диктанты по русскому языку: 1–4 классы /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2015. — С. 12–13.
  2. Хрестоматия по детской литературе /Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. — М.: Просвещение, 1975. — С. 140.
Основные термины (генерируются автоматически): проектных умений, развивающие умения, загадки природы, формирование проектных умений, развивающие умения видения, самостоятельность познания нового, инициативную позицию учащихся, развитие умений, младших классах школьники, усиливая долю самостоятельности, учебником русского языка, освоением программно-учебного материала, начальной ступени обучения, универсальные учебные действия, разных этапах школьной, высокой квалификации учителя, соответствующих новообразованиям личности, специальных средств освоения, Использование метода проектов, значимого образовательного продукта.


Похожие статьи

Задать вопрос