Использование проблемных заданий при формировании представлений о категории падежа у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. В. Использование проблемных заданий при формировании представлений о категории падежа у младших школьников / Е. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27763/ (дата обращения: 19.11.2024).



В лингвистической науке падеж определяется как форма имени, выражающая его отношение к другим словам в речи. Категория падежа является шестичленной. Ее составляют именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи.

Категория падежа — явление абстрактное, поэтому у младших школьников возникают трудности при дифференциации падежных словоформ.

Определить падеж — это значит выяснить, в каких отношениях находятся слова в речи. Большая роль в установлении падежных отношений отводится вопросам и предлогам, которые в свою очередь служат для уточнения значения падежей.

Вопрос о данном явлении привлекал внимание таких исследователей, как А. А. Шахматов, Е. В. Курлович, В. А. Белошапкова, В. В. Виноградов, М. В. Панов и др. В их трудах предложены все возможные значения русских падежей. Анализ лингвистической литературы показал, что существуют два способа выражения значений падежей: синтетический и аналитический. Синтетический способ представлен окончаниями, перемещением ударения и чередованием звуков. К аналитическим средствам выражения падежных значений относятся предлоги [2, 757].

Вслед за Л. Б. Пановой [1, 32] мы считаем, что младших школьников необходимо знакомить с некоторыми значениями падежных словоформ. Опора на знания падежных значений поможет ученикам отличать один падеж от другого. Данные умения способствуют формированию у них более прочного орфографического навыка.

Научить школьников определять значения падежных словоформ, различать падежи помогут проблемные задания, которые представлены в работах Н. Ф. Александровича, А. Т. Арсирия, Т. К. Донской, А. И. Зарецкого, Т. В. Напольновой, И. М. Подгаецкой, Т. В. Шкляровой и др.

Например, ученикам начальных классов можно предложить адаптированные для их возраста задания:

1. Укажите известные вам грамматические значения падежей существительных с окончанием -а, а также глаголов с окончанием -а:

Существительное

Падеж

Значение

жена

дуба

рога

Глагол

Время

Значение

пела

2. Каким падежам соответствует окончание -е существительных?

Существительное

Падеж

Прекрасное поле.

Я увидел поле.

Ты жил в деревне.

Газопровод провели к деревне.

Относятся ли анализируемые существительные к одному склонению?

3. Укажите, какая форма существительного в словосочетании «глагол + существительное» может обозначать переход действия на предмет: И. п. Р. п.

Д. п. В. п. Т. п. П. п.(например: подсчитать результаты)

4. Укажите, какая форма существительного в словосочетании «существительное, образованное от глагола + существительное» может обозначать переход действия на предмет: И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. (например: подсчёт результатов)

5. Какие слова имеют одинаковые окончания?

домов, столов, коров, годов, основ;

аллей, степей, друзей, ножей, юношей.

Составьте с существительными предложения и укажите значения падежей.

6. Каковы падеж (падежи) существительных?

комната, брата, руки, кости.

Укажите значения падежей существительных.

7. Можно ли однозначно ответить, каков падеж существительного, если он выражает предмет, на который переходит действие? Приведите примеры. (Это может быть В. п., Р. п., Д. п. — увидеть сестру, копка картофеля, адресовать брату)

8. Каким является падеж существительного (без предлога, с предлогом), обозначающего место? (Это может быть Д. п., В. п., Т. п., П. п. — подошёл к дому, вошёл в лес, шёл полем, отдыхал в лесу)

9. Докажите, что различные падежные формы могут противопоставляться не только окончаниями. Сравните существительные и укажите, чем выражается их значение: большие города — большого города; глубокие моря — глубокого моря.

10. Определение падежа существительного по комнатев предложении Брат быстро ходил по комнате вызвало у учеников разногласия. Одни считали, что это предложный падеж, другие — дательный. Первые связывали свое решение со значением падежа (значение места), вторые использовали эксперимент, заменяя эту форму другой или существительным другого склонения. Кто прав?

11. Проанализируйте предложения, содержащие существительные в предложном падеже, и определите их значения.

Вася катался по двору на велосипеде. Время действия.

Весной лёд на речке треснул. Орудие действия.

Мой брат приедет на этой неделе. Объект речи.

Дедушка прочитал интересную статью о синице. Место действия.

С помощью стрелок укажите соответствующее падежное значение существительных.

12. Найдите в предложениях существительные в родительном падеже и выберите соответствующее падежное значение (принадлежность, количество, дата).

Мама налила мне стакан молока.

В школьной библиотеке много детских книг.

На уроке мы читали стихотворение М. Ю. Лермонтова.

В магазине бабушка купила килограмм масла.

Какое предложение является лишним?

13. С помощью стрелок укажите соответствующее значение существительного.

Колоть топороморудие действия

Объехать всю страну

Писать меломпространственные

Возвращаться полемотношения

Мчаться степью

Какое словосочетание является лишним и почему?

В заключении отметим, что использование проблемных заданий при знакомстве со значениями падежей и умелая организация исследовательской деятельности детей способствуют не только формированию умения различать падежные словоформы, но и активизации их познавательной деятельности, развитию логического мышления (анализ, синтез, обобщение) и речи (умение выдвигать предположения, грамотно строить ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения и т. д.).

Литература:

  1. Панова Л. Б. Различие именительного и винительного падежей на основе осознания их значений // Начальная школа / Л. Б. Панова. — 1978. № 10. — С. 32–38.
  2. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / Под общей ред. А. Н. Тихонова, Р. И. Хашимова. — М.: Флинта: Наука, 2008. Т.2. — 816 с.
Основные термины (генерируются автоматически): значения падежей, значения падежей существительных, младших школьников, падежных словоформ, падеж существительного, соответствующее падежное значение, падежных значений, каков падеж существительного, Категория падежа, проблемных заданий, соответствующее значение существительного, окончанием -а, уточнения значения падежей, грамматические значения падежей, значения русских падежей, Определение падежа существительного, значения падежных словоформ, помощью стрелок, падежное значение существительных, выражения значений падежей.


Похожие статьи

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Использование дидактических карточек в контроле и оценке знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

Формирование экономических представлений у младших школьников

Похожие статьи

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Использование дидактических карточек в контроле и оценке знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

Формирование экономических представлений у младших школьников

Задать вопрос