Автор: Овчинникова Александра Жоресовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова А. Ж. Гносеологические аспекты подготовки бакалавров к воспитанию младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 170-172.



Модернизация начального образования требует глубоких изменений в подготовке бакалавров и предполагает её углубленное гносеологическое обоснование.

Значимость первого положения− гносеологического обоснования теории и методики воспитания − состоит в том, чтобы найти зависимость воспитания от общей структуры, этапов познания и свойственных ему противоречий. В связи с этим изучение основных понятий и категорий осуществляется в процессе систематизации конкретных чувственных образов с опорой на личный опыт обучающихся.

В процессе подготовки бакалавров выделяются этапы.

Этапсистематизации чувственного опыта бакалавров в вузе связан с получением знаний на основе конкретизации восприятий и личностного опыта. Правильная организация чувственного восприятия обеспечивает формирование отчётливых представлений об особенностях воспитательного процесса, которые приобретают эмоциональную окраску и начинают осознаваться с позиций высших духовных ценностей и нравственных идеалов.

Систематизация чувственных образов в процессе формирования основ мировоззрения, нравственной, экологической и эстетической культуры обеспечивает этап перехода мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному. Его реализация осуществляется в процессе изучения модульных программ бакалавриата. В соответствии с изменившимися требованиями к содержанию и практической реализацией основных положений воспитания информация подаётся таким образом, чтобы осуществить движение мысли от конкретного к абстрактному.

Этап развития абстрактного направлен на изучение закономерностей воспитательного процесса и овладение его содержанием в процессе изучения теоретических дисциплин. Переосмысление его сущности происходит через призму социальных взглядов и мировоззренческих идеалов обучающихся.

Этап движения мысли от абстрактного к конкретному опирается самоактуализацию личности. Происходит осмысление высших человеческих ценностей в соответствии с общественной жизнью и отношением студента к ней. На этом этапе осмысливается не только духовное содержание воспитания, но и нравственные символы, которые служат средством общения в соответствии с опытно-экспериментальной работой и практикой.

Этап определения конкретного как высшей формы познания в воспитательном процессе предполагает моделирование мировоззренческих основ в научно-исследовательской деятельности бакалавров. Реализация данной идеи акцентирует внимание на формирование всесторонне развитой личности, её внутреннего мира и предполагает поиск методически эффективного воздействия на внутренний духовный мир личности.

Второе положение − управление чувственным познанием в различных видах воспитания − определяется тремя факторами: качеством отражения действительности в чувственном образе, их количеством и мерой чувственного при отражении действительности. Эти факторы, в большей или меньшей степени, всегда проявляются в понимании основных тенденций воспитания и осуществляется в принципах и методах.Такой подход подготовки бакалавров к воспитанию обучающихся в начальной школе позволяет сформировать активную жизненную позицию.

Третье положение — организация воспитательного процесса на основе соотношения модели и оригинала, определяется гносеологическим обоснованием природы воспитания во взаимосвязи модели и оригинала.

Подготовка бакалавров к воспитательному процессу в начальных классах школы требует глубокого изучения методики, основывающейся на поэтапной деятельности студентов, в ходе которой изучаются вопросы формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), используются современные технологии и методики, раскрываются методические приёмы воспитания основных качеств личности. Этот процесс представляет собой систему закрепления основных понятий, умений, навыков, способов действий и компетенций, то есть модели.

Целью является познание закономерностей воспитания − модели, благодаря которой организуется познавательная деятельность студентов, а средством — оригинал, то есть, реальный объект, предмет процесс, явление воспитания, рассматриваемые во взаимоотношениях. Соотнося их в своём сознании, студент-бакалавр овладевает содержанием процесса воспитания при изучении теоретических положений, их практической реализации и исследовательской деятельности. Такое понимания данного феномена даёт возможность объединить тенденции воспитания в единый процесс.

Подготовка бакалавров к воспитательной работе в начальной школе базируется на алгоритме конструирования практической деятельности, который является предписанием для её осуществления. Он включает в себя: 1) осмысление концептуальных идей воспитания; 2) использование материалов по теории, методике воспитания младших школьников; 3) формирование универсальных учебных действий (УУД); 4) используемые технологии воспитания; 5) диагностику воспитанности будущего учителя и обучающихся.

Данные положения направлены на совершенствование подготовки бакалавров на основе теоретического осмысления и практической реализации современных методов и форм воспитания.

Материалы по подготовке бакалавров к воспитанию детей представлены содержанием основных положений гносеологического подхода, видов воспитания, ключевыми понятиями, описанием процессов и технологий с позиций реализации концептуальных идей.

Определение внутренней структуры воспитания обучающихся характеризуется: 1) целями и задачами воспитания; 2) концептуальными положениями; 3) закономерностями и принципами; 4) мотивацией; 5) функциями; 6) этапами, методами, формы и средства; 8) диагностикой результатов воспитания.

Моделирование воспитательного процесса в контексте гносеологического подхода нацелено на развитие УУД учащихся и создание условий для формирования основ российской гражданской идентичности, воспитания нравственных, экологических, эстетических чувств, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Содержание методики формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обеспечивается возможностью использования совокупности методов и организационных форм воспитания, которые представлены на основе гносеологического осмысления проблемы с позиций соотношения модели и оригинала.

Методы воспитания определяются нами в соответствии с тремя группами, предложенными С. П. Барановым: методами формирования модели,т. е. реальными процессами, ситуациями; методами изучения оригинала, т. е. реальными объектами воспитания; методами связи модели с оригиналом [1]. Они применяются на разных уровнях воспитания: 1) усвоения информации, необходимой для создания образа духовно-нравственной картины мира; 2) целостной формирования сознания личности, её ценностно-смысловых ориентаций; 3) организации деятельности и её направленности; 3) общения, предполагающего адекватное восприятие информации; 3) стимулирования поведения; 4) самовыражения и удовлетворения потребности в усвоении нравственных ценностей; 5) самооценки деятельности, поведения и поступка.

Методы соотношения модели и оригинала используются также при изучении группы методов самовоспитания. Так, методы изучения оригинала реализуются в методах самонаблюдения, самоконтроля, методы изучения модели — в методах самоубеждения, самоприказа; методы изучения связи модели с оригиналом предполагают самооценивание, самопоощрение.

В соответствии с гносеологическим обоснованием изучаемой проблемы его формы характеризуются целевым, содержательным процессуальным единством и выполняют: организационную; регулирующую и информативную функции воспитания

Средства воспитания — это объекты живой и неживой природы, материальные и духовные; виды деятельности; знаковые символы; приёмы коммуникации; мир жизнедеятельности; технические и компьютерные и информационные средства, игры. При их применении следует соблюдать следующие условия: 1) необходимо связывать с данным объектом информацию, раскрывающую внутренний мир личности воспитанника; 2) информация об объекте должна быть представлена с учётом соотношения модели и оригинала, в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией нужно включить в общение и совместную деятельность студента и детей.

Гносеологические аспекты подготовки бакалавров к воспитанию младших школьников реализовывались в логике личностно-ориентированных, ситуативных, альтернативных, интегрированных, информационных технологий, стратегические приоритеты которых соответствуют ценностям высоконравственной личности.

Таким образом представленная система подготовки бакалавров с позиций гносеологического подхода даёт возможность объединить в современном педагогическом познании различные тенденции становления личности младшего школьника, обогатить данный процесс современными исследовательскими методами инновационными формами и технологиями.

Литература:

  1. Баранов С. П. Гносеологический подход к начальному обучению.- София 2012.- 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовки бакалавров, форм воспитания, соотношения модели, аспекты подготовки бакалавров, воспитательного процесса, основных положений воспитания, методики воспитания, зависимость воспитания, приёмы воспитания основных, основных тенденций воспитания, содержанием процесса воспитания, концептуальных идей воспитания, обоснованием природы воспитания, воспитания младших школьников, духовное содержание воспитания, познание закономерностей воспитания, воспитания нравственных, различных видах воспитания, реальными объектами воспитания, тенденции воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос