Автор: Гайфутдинова Алина Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гайфутдинова А. В. Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 62-63.



Автором статьи предприняты попытки охарактеризовать некоторые условия организации восстановительного обучения пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

В клинике больных с очаговыми поражениями мозга отмечается как локальная симптоматика (афазия, дизартрия, апраксия, агнозия), так и неспецифическая симптоматика, обусловленная топикой поражения, распространением очага патологического функционирования и дисфункцией лимбико-ретикулярных структур мозга (Шкловский В. М., Визель Т. Г.).

Отмечаются нарушения активности, спонтанности, пластичности психических процессов. Проявления у больных явления аспонтанности, инактивности, инертности могут сочетаться друг с другом или встречаться изолированно.

Возникающие при очаговых поражениях мозга нарушения когнитивных функций, дезорганизация аффективно-мотивационной сферы приводят к нарушению социализации больного и предъявляет дополнительные требования к организации коррекционно-восстановительного обучения.

Логопеды и другие специалисты, обеспечивающие реабилитационные мероприятия, должны обладать смежными знаниями в области медицины, психофизиологии, психологии, педагогики. Для составления индивидуально- ориентированной программы восстановительного обучения педагог (логопед) должен в полной мере представлять мозговые механизмы нарушения, выделять первичную и вторичную симптоматику, определять прямые и обходные пути компенсации нарушенных звеньев функции. По сути мы говорим о специалистах, к которым можно применить термин нейропедагог (Тункун Я. А. и др.).

Кроме общепринятых приёмов и методов коррекционной работы, необходимым условием является организация учебного пространства, выбор дидактического материала, учёт воздействия медикаментозных средств.

Для повышения эффективности коррекционно-восстановительной работы является крайне важным создание соответствующего эмоционального фона, применение эмоционально-значимого материала и различных других психологических и культурно-просветительских средств, которые сегодня в нейронауках отражают понятие «эмоциональный интеллект» (Степанов В. Г., Клемантович И. П. и др.).

К сожалению, часто этой важной сфере не придают должного значения, а между тем лечебно-психотерапевтическое воздействие в виде направленной эмоциональной поддержки приводит к повышению степени самоуважения пациента. Безусловное принятие пациента специалистом приводит к безусловному принятию пациентом самого себя (Rogers C. R.). Это, в свою очередь, влечёт снижение уровня психологической травматизации по отношению к установке для продолжения длительной реабилитации. При формировании позитивного настроя в процессе коррекционно-восстановительного обучения у пациента раскрываются резервные возможности его когнитивных процессов.

В ходе работы формируются и стимулируются дополнительные требования к организации логопедических занятий с учётом уровня притязаний пациента в зависимости от его коммуникативных потребностей и мотивационных установок.

Таким образом, качественные изменения некоторых нейродинамических показателей и позволяют вырабатывать главный навык, необходимый для успешного проведения реабилитационного процесса — самоконтроль и организация целенаправленной деятельности.

Эта работа может вестись изолированно от собственно логопедических занятий (индивидуальных и групповых), так и в комплексе.

Результаты проведённых реабилитационных курсов восстановления подтверждают, что комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие приводит к регрессу соответствующих речевых нарушений и положительно отражается на качестве жизни пациента.

Основные термины (генерируются автоматически): очаговыми поражениями мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционно-восстановительного обучения, мозга нарушения когнитивных, логопедических занятий, очаговые поражения мозга, коррекционно-восстановительного обучения больных, восстановительного обучения пациентов, восстановительного обучения педагог, лимбико-ретикулярных структур мозга, дополнительные требования, уровня притязаний пациента, степени самоуважения пациента, принятие пациента специалистом, мозговые механизмы нарушения, организации коррекционно-восстановительного обучения, качестве жизни пациента, организации логопедических занятий, больных явления аспонтанности, обусловленная топикой поражения.

Ключевые слова

очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос