Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 13.04.2016

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Анисимова, Л. А. Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала / Л. А. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27749/ (дата обращения: 25.04.2024).



Приобщение подрастающего поколения к эстетической культуре в соответствии с ФГОС нового поколения даёт возможность сформировать высокий потенциал развития личности. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения.

В условиях современности, стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с природой, что сказывается на их здоровье, миропонимании и смысле существования. Понимание красоты природы пробуждает в ребёнке возвышенные чувства, что является частным признаком эмоционально-образного воздействия на него. А общим признаком – является гармония, то есть созвучие, выражающееся в соразмерности форм, средств и способов влияния на личность младшего школьника.

Воздействие природы на формирование эстетической культуры, было замечено еще в глубокой древности. Так в позднеантичных философских текстах Порфирий отмечал: «Можно говорить и о гармонии природы, поскольку все рождается в определенном природном отношении одного к другому. Как художник действует в соответствии с искусством…, ведь искусство есть логос и идея того, что возникло, как равно и природа» [1, с. 3-6].

Понятия, «искусство» и «природа» легли в основу понимания понятия «эстетическая культура», не случайно. В конкретно-историческом аспекте изучения данного феномена лежат теоретико-методические представления о содержании, форме воздействия прекрасных и выразительных объектов природы и их отражения в произведениях искусства. Этот процесс рассматривается «с позиций Истины, Красоты и Добра». [5, 255] Эстетическая культура содержит в себе глубокое познавательное и нравственное начало, связанное с духовным и интеллектуальным развитием личности. Поэтому важным является приобщение младших школьников к основам эстетической культуры средствами природы.

По мнению Г. Гегеля, «красота природы наиболее полно раскрывается в искусстве, которое обращено к созерцанию, переживанию и воображению личности». Оно затрагивает внутренний мир младшего школьника, наполняет смыслом его жизненные установки. Искусство, передает красоту природы в конкретных видах: в архитектуре, литературе, киноискусстве, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, фотоискусстве. И каждый вид по-своему передает красоту природы, раскрывая всё её эстетическое богатство и многообразие через культурные традиции, художественные средства выразительности технические возможности искусства. В этой связи формирование эстетической культуры средствами природы в искусстве выступает как процесс формирования сложного интегративного качества, выражающегося в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления природы в искусстве, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу "по законам красоты". Она формируется в процессе взаимодействия педагога и школьника. [2, с. 86]

Формирование основ эстетической культуры у младших школьников средствами природы протекает в двух направлениях:1) развития эстетическое сознания, 2) организации эстетической деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие эстетического сознания средствами природы осуществляется черезчувственно-эмоциональное и интеллектуальное воздействие природы на младшего школьника. Поэтому важно организовать эстетическое восприятие природы, его эмоционально-образного воздействия на основе личностного опыта ребенка и осмысления образов природы в искусстве на основе модели и оригинала. Так при реализации первого направление на уроке педагога высший категории в д/о Гришиной Н.М. Педагог предлагает детям такое задание: нарисовать узор «цветочный» или «ягодный». С этой целью проводится беседа. Детям предлагаются следующие вопросы:

- Назовите, какие растения растут на полянке летом?

- Какие цветочки, ягодки?

- Вспомните, какие они на ощупь, какими красками наделила их природа?

Дети вспоминают преобладающие краски и растительность, делятся своим жизненным опытом. Затем педагог предлагает отгадать загадки:

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Кладут меня в кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Ответ: Земляника

На слайде учитель выводит картинки землянички. Дети, рассматривая фотографии оригинала, вспоминают, что бывают белые цветочки, как растёт земляничка и т.д., описывают какие у растения.

Колокол колышится,

А звона не слышится.

Похож на музыкальный инструмент,

Но звука музыкального в нём нет.

Не зовёт на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок.

Ответ: Колокольчик

Аналогичная беседа проводится и о колокольчике, учитель демонстрирует картинки оригинала.

Так на основе систематизации чувственного опыта ребёнка создаётся тенденция к запоминанию объективного мира.Ученик представляет изучаемое явление на основе оригинала или модели,а совокупность чуственных образов позволяет расширить его представления об изучемом объекте,следовательно расширяется и представление о самом объете в реальных условиях бытия.Это положение играет главную роль в процессе осуществления творческой,проектной деятельности детей,связанной с понимаем и осмыслением художественных образов.

Итак, детям предлагается создать узор.Для будущего узора, дети выбирают понравившейся объект: ягодки или цветочки, учитель объясняет им, что основным источником узоров является природа, на крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа «нарисовала чудесные узоры», от крыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчинённость всех элементов. Нина Михайловна обращает внимание на то, что в одном узоре могут присутствовать разные элементы, например, ягодки, цветочки, листочки, стебельки. После беседы дети приступают к выполнению задания. На этом этапе осуществляется второе направление формирования основ эстетической культуры – эстетическая деятельность на уроке. Младший школьник актуализирует свои способности, интерес становится для него эстетически значимым. «Эстетическая деятельность опирается на четыре элемента образования, разработанных И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным: знания, опыт практической деятельности, опыт эмоциональной деятельности и опыт творческой деятельности» [6, 24].

Эстетическая художественная деятельность связана с различными видами деятельности: репродуктивной, исследовательской, проектной, творческой. Представленный выше пример иллюстрирует вид творческо-репродуктивной деятельности в дополнительном образовании.

Таким образом, формирование эстетической культуры у младших школьников средствами природы в искусстве открывает огромные возможности для их эстетического, нравственного, художественного развития.

Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь /Под ред.– М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  2. Философия искусства. [Текст] / Банфи А. - М.: Искусство, 1989.
  3. Валери П. Об искусстве. - М.: Ибрис, 1993.
  4. Изобразительная деятельность и художественное развитие младших школьников /Казакова Т.Г.. - М.: Педагогика, 1983.
  5. Баранов С. П.-Б Методика обучения и воспитания младших школьников :учебник для студ. высш. учеб. заведений (бакалавриат) /[Текст] /С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под ред.С. П. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  6. Взаимодействие видов искусства как фактор эстетического развития младших школьников: второе издание измененное и дополненное. [Текст] /Овчинникова А.Ж., Нехлопочина А.Н – Елец, 2014
  7. Загадки для урока: http://zagadochki.ru/zagadki-pro-kolokolchiki-s-otvetami.html
Основные термины (генерируются автоматически): эстетической культуры, младших школьников, средствами природы, формирование эстетической культуры, школьников средствами природы, культуры средствами природы, эстетической культуры средствами, основ эстетической культуры, младших школьников средствами, младшего школьника, красоту природы, эстетическое восприятие природы, Воспитание эстетической культуры, сознания средствами природы, Понимание красоты природы, основам эстетической культуры, осмысления образов природы, выразительных объектов природы, интеллектуальное воздействие природы, приобщение младших школьников.


Похожие статьи

Задать вопрос