Психолого-педагогическое воздействие в современных условиях требует оптимизации, которая невозможна без знания и учета обстоятельств семьи ребенка.
Практический опыт показывает, что возможность использования системного подхода в психолого-педагогическом сопровождении семей, с использованием инновационных технологий, позволяет вывести самого ребенка и его семью из социально-психологической дезадаптации.
В настоящее время:
- 60-т процентов всех семей, составляют неполные семьи;
- 95 процентов семей имеют материальные и жилищные проблемы;
- 16 процентов семей проживают с лицами, имеющими ограниченные возможностями здоровья;
- 30 процентов семей — многодетные;
- 67 процентов семей — страдающие алкоголизмом;
- в 12-ти процентах семей — родители являются наркопотребителями;
- 60 процентов детей подвержены жестокому обращению, семейному насилию (физическое, психологическое, экономическое);
- 24 процента детей — социальные сироты (дети с ключом на шее);
- 25 процентов детей с низкой самооценкой;
- 15 процентов детей депрессивные (склонны к суициду, который помолодел, зафиксированы случаи детей от 8 лет);
- Снижется образовательный уровень;
- Лишь 5 процентов из 20 процентов одаренных детей, остаются замеченными родителями и педагогами, как нуждающиеся в развитии способностей;
- Тенденция к увеличению количества родителей лишенных прав;
- Из 10 рожденных детей — 8 вне брака;
- Растет детское материнство: каждая 10 роженица, это девочка-подросток; каждый 5-й рожденный ребенок — рожденный у несовершеннолетней матери;
- Рост детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями на фоне педагогической запущенности;
- Увеличение количества детей с астеноневротическим синдромом;
- 52 % подростков желают познать эффект наркотиков.
Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей предполагает признание семьи как единой системы целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей. Системный подход — направление психологической помощи, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов, в совокупности отношений и связей между ними.
Семейная система бывает:
— нуклеарная (ядерная) с подсистемами;
— расширенная, с подструктурами.
Нуклеарная — семейная система, состоит из родителей и детей, находящихся на иждивении.
Расширенная семья — семейная структура, включающая кроме нуклеарной семьи (супругов и их детей) дедушку, бабушку, дядю, тетю, внуков, двоюродных братьев и сестер.
Семья представляет собой социальную, открытую и самоорганизующуюся систему.
Социальная система, так как находится в динамических связях и отношениях друг с другом; открытая системапотому, что взаимодействует с окружающей средой; самоорганизующаяся система, так как источник ресурсов находится в ней самой.
Семейная системаживет по 2 законам, которые находятся в противоречии друг с другом и создают конфликт внутри семьи:
- Закон гомеостаза — каждая система стремится к сохранению положения, каким бы оно не было.
- Закон развития — каждая система должна пройти жизненный цикл.
Мы рассматриваем семью, как живую систему, стремящуюся к своему развитию, в которой происходит взаимодействие между всеми членами семьи и влияние их друг на друга. Считаем, что для оптимизации развития психических процессов и функций обучающегося, для гармонизации развития ребенка, наиболее эффективной является системная работа, нежели консультативная, проводимая индивидуально с матерью или отдельно с каждым его родителем или прародителем.Подобная работа предполагает, что специалист владеет не только методами консультирования, диагностики и коррекции, но и системным анализом, анализом взаимоотношений членов семьи, пониманием причин противоречий и конфликтных ситуаций, умением оказать квалифицированную помощь в их разрешении с тщательным дифференцированным подходом к дисфункциям семьи, а также к проблемам каждого отдельного ее члена.
Для благополучного развития ребенка родителям необходимо осознать родительско-детские, детско-родительские, супружеские и межпоколенные дисфункции, а грамотно подобранные методы, методики и техники психокоррекционной работы по устранению дисфункций в системе семьи позволят детям гармонично формироваться и развиваться.
Существуют правила работы в системном семейном подходе:
— индивидуальная работа с семьей, как с единицей, как с единым целым;
— проведение коррекционной работы с системой семьи с обязательным участием в ней каждого ее члена:
- со всем составом семьи одновременно, в триаде, в диаде;
- с детьми, с детьми и родителями, с родителями, с супругами, с прародителями;
— установление контакта с каждым членом семьи;
— сбор информации о проблеме семьи у каждого из членов семьи с использованием косвенных вопросов, циркулярного интервью и других методов системного подхода;
— уточнение и установление проблемы семьи, выявление ее ресурса и ресурса каждого отдельного члена семьи.
Интегративный характер психокоррекционных мероприятий, позволяет осуществлять одновременно диагностическую и психокоррекционную работу, использовать психокоррекционные технологии в работе с каждой семьей, в зависимости от дисфункций.
Возможность использования системного подхода в психолого-педагогическом сопровождении семей, с использованием инновационной методики «Мозарт- семейный ресурс» технологии «МОЗАРТ», позволяет успешно выявлять семейные дисфункции, ресурсы семьи и эффективно формировать гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений, а также дает возможность вывести самого ребенка и его семью из социально-психологической дезадаптации.
Игро-арт пособиятехнологии «МОЗАРТ» состоят из игрового поля и карточек с изображением фрагментов и мотивов полотен отечественных и зарубежных художников. С помощью специально разработанной методологии проведения коррекционной работы психологом и обобщенных образов природы игро-арт пособий, расширяется внутреннее психологическое пространство членов семьи, что позволяет снять психологические реакции на ограничение их поведенческой активности и выражения потребностей в семейной системе.
Игро-арт методика «Мозарт-семейный ресурс» создает оптимальные условия для воспроизведения в аллегорической форме как скрытых, так и открытых внутрисемейных конфликтов, позволяет проигрывать стрессовые ситуации, моделировать новые, вовлекать семью в социальные формы взаимодействия, расширять спектр их общения, повышать социальную активность. Методика позволяет акцентировать внимание членов семьи на их ощущениях и чувствах, корректировать психологические негативные проявления, негативное поведение, вредные привычки, сформировать представление о функциональной семье.
«Мозарт-семейный ресурс»:
— способствует вербализации членам семьи подавленных мыслей и чувств;
— позволяет найти социально приемлемый выход негативным чувствам;
— дает возможность снять накопившееся напряжение;
— сформировать качественно гармоничные отношения в семье;
— выработать новые формы взаимодействия семьи с ее окружением.
Технологии «МОЗАРТ» и ее трем методикам «Мозарт-развитие», «Мозарт-терапия» и «Мозарт-семейный ресурс»:
— студенты обучаются на лекциях, семинарах, мастер-классах высших учебных заведениях;
— специалисты применяют в области психологии, педагогики и социальной сферы в различных городах РФ.
Литература:
- Болотова Н. П. Современная технология «Мозарт» в системной семейной психотерапии. Сборник международной науч-практической конференции «Проблемное поле современной семьи» М. 2015 (0,40)
- Болотова Н. П. Мозарт-семейный ресурс» в психокоррекции детско-родительских отношений. Сборник науч-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ» МГПУ.М.2015 (0,40)
- Болотова Н. П. Психолого-педагогическая работа ДОУ с семьей, как фактор здоровья эмоциональной сферы ребенка. Сборник науч.трудов Конференция с международным участием «Современный ребенок: Какой он? Шадринск. 2015. (0,2)
- Болотова Н. П. Технология «Мозарт» и ее семейный ресурс /Н. П. Болотова/Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Матер. науч. прак. конф. М. 2011. (0,2)
- Болотова Н. П. Мозарт–терапия в практической деятельности /Н. П. Болотова// Прикладная психология и психоанализ. Изд-во МПА-Пресс, — М. — 2007. — № 3–4. — С. 19–30. (1 п.л.)
- psychology-corner.ru