Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 1312 раз

Библиографическое описание:

Болотова, Н. П. Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт» / Н. П. Болотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27746/ (дата обращения: 16.12.2024).



Психолого-педагогическое воздействие в современных условиях требует оптимизации, которая невозможна без знания и учета обстоятельств семьи ребенка.

Практический опыт показывает, что возможность использования системного подхода в психолого-педагогическом сопровождении семей, с использованием инновационных технологий, позволяет вывести самого ребенка и его семью из социально-психологической дезадаптации.

В настоящее время:

- 60-т процентов всех семей, составляют неполные семьи;

- 95 процентов семей имеют материальные и жилищные проблемы;

- 16 процентов семей проживают с лицами, имеющими ограниченные возможностями здоровья;

- 30 процентов семей — многодетные;

- 67 процентов семей — страдающие алкоголизмом;

- в 12-ти процентах семей — родители являются наркопотребителями;

- 60 процентов детей подвержены жестокому обращению, семейному насилию (физическое, психологическое, экономическое);

- 24 процента детей — социальные сироты (дети с ключом на шее);

- 25 процентов детей с низкой самооценкой;

- 15 процентов детей депрессивные (склонны к суициду, который помолодел, зафиксированы случаи детей от 8 лет);

- Снижется образовательный уровень;

- Лишь 5 процентов из 20 процентов одаренных детей, остаются замеченными родителями и педагогами, как нуждающиеся в развитии способностей;

- Тенденция к увеличению количества родителей лишенных прав;

- Из 10 рожденных детей — 8 вне брака;

- Растет детское материнство: каждая 10 роженица, это девочка-подросток; каждый 5-й рожденный ребенок — рожденный у несовершеннолетней матери;

- Рост детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями на фоне педагогической запущенности;

- Увеличение количества детей с астеноневротическим синдромом;

- 52 % подростков желают познать эффект наркотиков.

Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей предполагает признание семьи как единой системы целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей. Системный подход — направление психологической помощи, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов, в совокупности отношений и связей между ними.

Семейная система бывает:

— нуклеарная (ядерная) с подсистемами;

— расширенная, с подструктурами.

Нуклеарная — семейная система, состоит из родителей и детей, находящихся на иждивении.

Расширенная семья — семейная структура, включающая кроме нуклеарной семьи (супругов и их детей) дедушку, бабушку, дядю, тетю, внуков, двоюродных братьев и сестер.

Семья представляет собой социальную, открытую и самоорганизующуюся систему.

Социальная система, так как находится в динамических связях и отношениях друг с другом; открытая системапотому, что взаимодействует с окружающей средой; самоорганизующаяся система, так как источник ресурсов находится в ней самой.

Семейная системаживет по 2 законам, которые находятся в противоречии друг с другом и создают конфликт внутри семьи:

- Закон гомеостаза — каждая система стремится к сохранению положения, каким бы оно не было.

- Закон развития — каждая система должна пройти жизненный цикл.

Мы рассматриваем семью, как живую систему, стремящуюся к своему развитию, в которой происходит взаимодействие между всеми членами семьи и влияние их друг на друга. Считаем, что для оптимизации развития психических процессов и функций обучающегося, для гармонизации развития ребенка, наиболее эффективной является системная работа, нежели консультативная, проводимая индивидуально с матерью или отдельно с каждым его родителем или прародителем.Подобная работа предполагает, что специалист владеет не только методами консультирования, диагностики и коррекции, но и системным анализом, анализом взаимоотношений членов семьи, пониманием причин противоречий и конфликтных ситуаций, умением оказать квалифицированную помощь в их разрешении с тщательным дифференцированным подходом к дисфункциям семьи, а также к проблемам каждого отдельного ее члена.

Для благополучного развития ребенка родителям необходимо осознать родительско-детские, детско-родительские, супружеские и межпоколенные дисфункции, а грамотно подобранные методы, методики и техники психокоррекционной работы по устранению дисфункций в системе семьи позволят детям гармонично формироваться и развиваться.

Существуют правила работы в системном семейном подходе:

— индивидуальная работа с семьей, как с единицей, как с единым целым;

— проведение коррекционной работы с системой семьи с обязательным участием в ней каждого ее члена:

- со всем составом семьи одновременно, в триаде, в диаде;

- с детьми, с детьми и родителями, с родителями, с супругами, с прародителями;

— установление контакта с каждым членом семьи;

— сбор информации о проблеме семьи у каждого из членов семьи с использованием косвенных вопросов, циркулярного интервью и других методов системного подхода;

— уточнение и установление проблемы семьи, выявление ее ресурса и ресурса каждого отдельного члена семьи.

Интегративный характер психокоррекционных мероприятий, позволяет осуществлять одновременно диагностическую и психокоррекционную работу, использовать психокоррекционные технологии в работе с каждой семьей, в зависимости от дисфункций.

Возможность использования системного подхода в психолого-педагогическом сопровождении семей, с использованием инновационной методики «Мозарт- семейный ресурс» технологии «МОЗАРТ», позволяет успешно выявлять семейные дисфункции, ресурсы семьи и эффективно формировать гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений, а также дает возможность вывести самого ребенка и его семью из социально-психологической дезадаптации.

Игро-арт пособиятехнологии «МОЗАРТ» состоят из игрового поля и карточек с изображением фрагментов и мотивов полотен отечественных и зарубежных художников. С помощью специально разработанной методологии проведения коррекционной работы психологом и обобщенных образов природы игро-арт пособий, расширяется внутреннее психологическое пространство членов семьи, что позволяет снять психологические реакции на ограничение их поведенческой активности и выражения потребностей в семейной системе.

Игро-арт методика «Мозарт-семейный ресурс» создает оптимальные условия для воспроизведения в аллегорической форме как скрытых, так и открытых внутрисемейных конфликтов, позволяет проигрывать стрессовые ситуации, моделировать новые, вовлекать семью в социальные формы взаимодействия, расширять спектр их общения, повышать социальную активность. Методика позволяет акцентировать внимание членов семьи на их ощущениях и чувствах, корректировать психологические негативные проявления, негативное поведение, вредные привычки, сформировать представление о функциональной семье.

«Мозарт-семейный ресурс»:

способствует вербализации членам семьи подавленных мыслей и чувств;

— позволяет найти социально приемлемый выход негативным чувствам;

— дает возможность снять накопившееся напряжение;

— сформировать качественно гармоничные отношения в семье;

— выработать новые формы взаимодействия семьи с ее окружением.

Технологии «МОЗАРТ» и ее трем методикам «Мозарт-развитие», «Мозарт-терапия» и «Мозарт-семейный ресурс»:

студенты обучаются на лекциях, семинарах, мастер-классах высших учебных заведениях;

— специалисты применяют в области психологии, педагогики и социальной сферы в различных городах РФ.

Литература:

  1. Болотова Н. П. Современная технология «Мозарт» в системной семейной психотерапии. Сборник международной науч-практической конференции «Проблемное поле современной семьи» М. 2015 (0,40)
  2. Болотова Н. П. Мозарт-семейный ресурс» в психокоррекции детско-родительских отношений. Сборник науч-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ» МГПУ.М.2015 (0,40)
  3. Болотова Н. П. Психолого-педагогическая работа ДОУ с семьей, как фактор здоровья эмоциональной сферы ребенка. Сборник науч.трудов Конференция с международным участием «Современный ребенок: Какой он? Шадринск. 2015. (0,2)
  4. Болотова Н. П. Технология «Мозарт» и ее семейный ресурс /Н. П. Болотова/Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Матер. науч. прак. конф. М. 2011. (0,2)
  5. Болотова Н. П. Мозарт–терапия в практической деятельности /Н. П. Болотова// Прикладная психология и психоанализ. Изд-во МПА-Пресс, — М. — 2007. — № 3–4. — С. 19–30. (1 п.л.)
  6. psychology-corner.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Болотова Н, членов семьи, Системный подход, психолого-педагогическом сопровождении, системного подхода, использования системного подхода, психолого-педагогическом сопровождении семей, психолого-педагогическом сопровождении семьи, обстоятельств семьи ребенка, отдельного члена семьи, взаимоотношений членов семьи, установление проблемы семьи, пространство членов семьи, признание семьи, внимание членов семьи, составом семьи, нуклеарной семьи, членами семьи, дисфункциям семьи, членом семьи.


Похожие статьи

Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода

Практико-ориентированный и интерактивный подходы в формировании компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности

Кластерный подход в создании модели социального партнерства современной сельской школы

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов

Реализация проектной деятельности в ДОУ с использованием современных цифровых технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Обоснование модели подготовки в вузе специалистов инновационной формации с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов

Реализация деятельностного подхода в интерактивном обучении

Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса

Похожие статьи

Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода

Практико-ориентированный и интерактивный подходы в формировании компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности

Кластерный подход в создании модели социального партнерства современной сельской школы

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов

Реализация проектной деятельности в ДОУ с использованием современных цифровых технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Обоснование модели подготовки в вузе специалистов инновационной формации с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов

Реализация деятельностного подхода в интерактивном обучении

Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса

Задать вопрос