Библиографическое описание:

Хидоятов Р., Хакимов О., Исакобулов Р. Ю. Духовная просвещенность руководителя: проблемы и их решения // Молодой ученый. — 2016. — №7.2. — С. 96-99.



Как известно, под словом руководитель мы понимаем сотрудника, работающего от начальника какого-нибудь учреждения и организации вплоть до заведующего отделом. Под их руководством работает определённое количество подчиненных лиц, и они ими управляют, координируя их деятельность. В самом малом субъекте гражданского общества – в семье также имеется место руководителя, роль которого выполняет мужчина или отец семьи. Исходя из этого, можно сказать, что в обществе или социуме существуют множество управленческих мест и руководящих должностей и их место и роль в социальной, экономической и политической жизни весьма существенна.

Узбекистан является страной молодежи. Поэтому её будущее в руках последних. Под молодежью мы понимаем лиц в возрасте до 30 лет. Однако часто в данную категорию относят лиц в возрасте 17-30 лет (в различных источниках граница возраста приводятся по-разному). Некоторые социологи включает в молодежь лиц до 35 лет. В Узбекистане молодежь можно поделить в несколько категорий исходя из вида образования: дети до дошкольного возраста, ученики общего образования, средне-специального и профессионального образования, студенты высших учебных заведений, рабочая и служащая молодежь, интеллигентная и руководящая молодежь.

Руководители являются решающей силой, доверием и опорой Узбекистана. По инициативе Президента Республики Узбекистан Ислам Каримова на различные руководящие посты государственного и общественного управления назначаются в основном молодые кадры. Примером может служить возрастающее число молодых лиц в органах законодательной, исполнительной и судебной власти государственного управления. Также, в институтах гражданского общества, общественных организациях также все более возрастает место и роль, а также авторитет молодежи. Значит, регулярно увеличивается количество молодых предводителей и руководителей в государственных и негосударственных учреждениях, организациях.

Если цель управления является оказание услуг населению, обеспечение приоритета интереса человека, и, если у руководителя уровень духовной просвещенности высок и соблюдается философия руководителя, то можно достичь ожидаемых результатов. Вместе с тем, руководитель должен иметь некую культуру. Имеются различные виды культуры: социальная культура, трудовая культура, культура общения, культура одевания (дресс-код), экономическая культура, правовая культура и другие. Самое важное для руководителя среди них – культура управления. Если у руководителя не хватает искусства, навыки, культура и духовная просвещенность управления, то работа обречена на погибель или теряется достоинство человека. Одной из культур, которой должен иметь руководитель – это политическая культура. Политическую культуру можно понимать в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле, обычно, понимается культура управления, лидерства и руководства в узком круге. В этом аспекте, как сказано выше, примером может служить культура управления определенным учреждением или организацией, семьей или группой. Политическая культура в широком смысле – это способность понимать политику, тонкостей управления государством и обществом, оценивать политических процессов в стране и регионе или во всем мире. Значит, говоря проще, политическая культура – это становление культурным, духовно просвещённым человеком с широким кругозором.

Необходимо отметить ещё и то, что руководитель, имея духовную просвещенность и политическую культуру, должен воплощать в себе принципа толерантности. Это означает осознания руководителями места и роли обеспечения мира, стабильного прогресса в стране и обществе, ведения управления на основе толерантности, обеспечения укоренения толерантности среди всех сотрудников.

Толерантность, от латинского слова tolerantia, означает «быть терпимым». В качестве термина понимается быть терпимым в отношении различного рода образа жизни, поведения, обычаев и традиций, эмоций, веры и мысли. Толерантность означает готовность беспрекословно признать мнение, точку зрения, культуру и мировоззрение других людей. Толерантность может быть по-разному: социальной, экономической, политической, национальной, религиозной, расовой, региональной, научной, культурной и другие. Любой духовно развитый, просвещенный человек, в частности, руководитель, должен воплощать в себе всех вышеназванных видов толерантности.

Какое научное и практическое значение имеет высокая политическая культура и толерантность руководителя? Во-первых, данная тема достаточно не изучена научными исследователями в нашей стране. Изучение зарубежного опыта, национальные и местные условия, специфика в данном направлении и представление их для широкой общественность, создает прочную основу для формирования у них представлений и опыта по данному вопросу. Во-вторых, практическое значение вопроса в том, если у граждан, у представителей институтов гражданского общества и государственных организаций не формируется политическая культура и толерантность, то в обществе могут возникнуть гражданское, межнациональное, межрелигиозное и межрегиональное столкновение, а это в свою очередь приведет к падению, упадку, нестабильности, разброду общества. Поэтому одним из необходимых условий становления ведущей нации и развитого государства – быть духовно просвещённым. Поэтому Президент И.А. Каримов отмечает: “Духовность – сила и воля отдельного человека, народа, общества, государства. Где нет духовности, там нет счастья”[1].[1.12с.] Раз так, повышение духовности и просвещенности, его пропаганда, обогащение, обеспечение высокого уровня духовности каждого гражданина является одним из актуальных вопросов.

Служебные обязанности руководящих кадров касаются интересов государства, общества и граждан. Это в свою очередь повышает ответственность их действий, деятельности и их социальных последствий.

Необходимо признать то, что чем выше управленческий статус должностных лиц, тем сильнее влияние решений, принятых этим должностным лицом в жизнь граждан. Вместе с тем, выбор определенного пути в решении проблем в определенной мере связано с личным мнением, волей и субъективной оценкой руководителя. В данной ситуации не только приоритетны правовые нормы, но и повышается значение таких моральных факторов как долг, совесть, честь и достоинство.

Значит, руководитель, в частности, молодые руководители имеют решающее значение в жизни общества и государства. Если они имеют высокую духовную просвещенность, зрелую политическую культуру, и данная культура опирается на принцип толерантности, значит, данное государство и общество ждет подъем.

На вопрос «Кто может стать руководителем?» искали ответ тысячелетиями. Старался дать ответы наш великий предок, энциклопедический ученый Абу Насер Ибн Мухаммад Фараби в своем произведении «Город образованных людей»:

В первую очередь, руководитель должен быть практически здоровым, чтобы без препятствий и легко смог выполнять все на себя возложенные задачи.

Во-вторых, руководитель должен быть «по природе сообразительным и обладающим тонким вкусом, проницательным, должен суметь быстро понять, осознать слово и мысли собеседника, четко представлять себе общую картину обстоятельства».

В-третьих, «он должен полностью сохранить в своей памяти все осознанные, увиденные и услышанные вещи, никогда не забывать всех подробности».

В-четвертых, «он должен иметь острый ум, быть проницаемым и быстро заметить неосязаемые признаки любого обстоятельства и осознать, что эти признаки означают».

В-пятых, «он должен четко и внятно излагать свои мысли и выразить их красивыми словами».

В-шестых, руководитель «должен получить образование у преподавателей, быть ненасытным и завистливым к знанию, просвещенности, неустанным в обучении, не должен избегать его трудности».

В-седьмых, «он не должен быть обжорой в еде, в спиртных напитках и голодной в женщинах, наоборот, должен быть сдержанным, отдаленным от азартных игр».

В-восьмых, «он должен любить правду, справедливых и правдивых людей, ненавидеть ложь и обманщиков».

В-девятых, руководитель «должен быть знающим свою цену и человеком, обладающим чувством собственного достоинства, выше всех подлостей, врожденным благородным, великим, должен стремиться к высшим работам».

В-десятых, «он не должен интересоваться богатствам, динарам и дирхамам этого мира (не погнаться за богатством)».

В-одиннадцатых, руководитель, обязательно «должен быть истинным сторонником правосудия, поборником справедливости, ненавистником гнета, деспотизма и тирании, быть правдивым и в отношении своих людей и чужих, призывать всех к справедливости, оказывать содействие без вины виноватым, любить людей, желать всем добро и красоту. Он должен быть непримиримым к любой несправедливости и подлости и справедливо вести свое дело».

Лишь люди с высокой духовностью, моралью, поведением и просвещенностью живут ради Родины и Отчизны, считает счастьем и добрым делом оказать другим великодушие, благородство, щедрость, содействие и показать праведный путь нуждающимся лицам. Люди, имеющие высокую духовность, стараются угодить лицам в трудной жизненной ситуации, решить проблемы, удовлетворить потребности. У духовно просвещённых людей сильны чувства национальной гордости, чести и достоинства. Люди с такими качествами считают своим долгом защиту интереса, чести и достоинства своей нации, народа, населения. В случаи угрозы их Родине, в пути её защиты не щадят свое богатство, даже жизнь, показав примеры настоящего патриотизма и истинного героизма.

По данной причине с первых дней Независимости не зря уделяется столь пристальное внимание к духовному просвещению. Ислом Каримов по данному поводу выразил нижеследующие мысли: «Духовность – придаёт человеку равновесие в жизни, не даёт человеку к стремлению к материальным богатствам, бережет во время бедствий и закаляет волю. В духовности проявляются такие человеческие качества как, нравственность и внутренний мир человека. Осознать долг перед Родиной и народам знак высокой духовности. Духовно богатый человек будет благодарен жизнью, за то, что он совершил очень много добрых дел» [2. 32с.].

В заключении хотелось сказать, что предстоит ещё больше работать, чем проделанные работы в сфере духовного просвещения. Духовные наши недостатки на сей день больше чем наши проблемы в экономической сфере, но не меньше.

Как выразил глава нашей страны, «Одним из основных задач государства – это воспитание духовно развитой личности, в усовершенствование вырастить в основе национального пробуждения, духовно нового поколения» [3. 174с.]. Поэтому с первых лет Независимости изменение сознания и мышления граждан, преобразование их образа мысли рассматривалось как гарант эффективности проводимых реформ.

Литература:

  1. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Ташкент: Маънавият, 2008 г. – 174 С.
  2. Каримов И.А. Янгича фикрлаш ва ишлаш – давр талаби. Т.5. – Ташкент: Узбекистан, 1997. – 384 С.
  3. Каримов И.А Ўзбекистон ХХI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолотлари.– Т.: Узбекистан, 1997. 326 С
  4. Каримов И.А Инсон, унинг ҳуқуқ ва эркинликлари ҳамда манфаатлари- энг олий қадрият. Т.: Узбекистан, 2005. 48 С.
  5. Каримов И.А Бизнинг бош мақсадимиз- жамиятни демократлаштириш ва янгилаш, мамлакатни модернизация ва ислоҳ этишдир Т.: Узбекистан, 2005. 96 С.
  6. Каримов И.А. Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида Т.: Узбекистан 2011. 430 С.

[1] Миллий ғоя: тарғибот технологиялари ва атамалар луғати. “Академия”. Т.: 2007 год 185 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Каримов И.А, политическая культура, «он должен, руководитель должен, культура управления, гражданского общества, руководитель «должен, высокая политическая культура, культура управления определенным, политическую культуру, Каримов И.А Ўзбекистон, Духовная просвещенность руководителя, Каримов И.А Инсон, Каримов И.А Бизнинг, трудовая культура, экономическая культура, правовая культура, социальная культура, культура общения, Политическая культура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос