Библиографическое описание:

Ядута А. В. Научное обоснование актуальности совершенствования деятельности по формированию резерва для командирования в регионы со сложной социально-политической обстановкой // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 734-739.



В последние годы актуализировалась проблема пограничной безопасности Российской Федерации. Это связано с тем, что значительные по протяженности участки современной государственной границы во времена Советского Союза были внутригосударственными границами, и их полноценное обустройство до сих пор не завершено. При этом, ряд приграничных государств по отношению к Российской Федерации настроены недружелюбно. На Коллегии ФСБ России, Директор Службы генерал-армии А. В. Бортников отметил, что оперативная обстановка обостряется [3]. События, происходящие на российско-украинской границе, планы по усилению группировки блока НАТО в странах Восточной Европы, агрессивные действия ИГИЛ — тому подтверждение. Силовые структуры Российской Федерации могут быть вовлечены в конфликт в случае возникновения серьезных вооруженных инцидентов на границах России, особенно если будет иметь место угроза жизни гражданам России в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия, русскоязычному населению Республики Украина, прибалтийских государств, непризнанной Приднестровской молдавской республики и т. п.

В текущих условиях одним из важнейших направлений совершенствования системы управления персоналом силовых структур становится работа по формированию резерва для командирования регионы со сложной социально-политической обстановкой (далее — резерв командирования). Ее основной задачей является формирование у сотрудников силовых ведомств таких психологических качеств, профессиональных знаний, навыков и умений, которые будут способствовать эффективному выполнению поставленных задач в сложных условиях, в том числе и с риском для жизни.

С учетом сложившейся практики качество кадрового комплектования во многом определяется уровнем специальной, оперативно-боевой и психологической подготовки военнослужащих. Поэтому создаются специальные системы формирования резерва командирования. Данная задача является стратегически важной. Эффективное выполнение поставленных задач на фоне общественно-политической обстановки как в мире, так и в Российской Федерации, невозможно без создания эффективного механизма подготовки кадров и развития их потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения.

Целью данной работы является обоснование актуальности совершенствования деятельности по формированию резерва для командирования в регионы со сложной социально-политической обстановкой.

В настоящее время данная проблема не имеет комплексного изучения применительно к новым условиям деятельности, ее решение не обеспечено необходимыми, отвечающими современным требованиям, нормативно-методическими и аналитическими материалами, соответствующими стремительно развивающейся ситуации в проблемных районах. Недостаточная изученность механизма управления резервом командирования в современных условиях приводит к тому, что потребности подразделений, выполняющих специфические задачи, в человеческих ресурсах полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы. Нередко руководящий состав недооценивает объективную необходимость достижения поставленных целей в работе с резервом командирования. В некоторых случаях нет взаимодействия между функциональными подразделениями и кадровыми органами, не созданы единые модели диагностики и подготовки кандидатов на включение в резерв командирования.

Очевидно, что содержание, формы и методы служебной деятельности подразделений, дислоцированных в регионах со сложной социально-политической обстановкой, реализуются с учетом текущей обстановки, социально-экономических, природно-географических и других факторов, а также потенциальных угроз безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Понятие «социально-политическая обстановка» часто звучит из уст политических и общественных деятелей, упоминается в средствах массовой информации, характеризуя состояние безопасности того или иного субъекта. Для понимания практического значения этого понятия целесообразно кратко напомнить основные теоретические положения о социально-политической обстановке.

Исходное понятие «обстановка» означает состояние, характер условий и совокупность факторов производства, значение, место и роль интересов политических сил, военных, представителей деловых кругов, общественных лидеров в конкурентной борьбе. В конкретно территориальном смысле под обстановкой понимается расстановка политических, экономических и военно-стратегических сил на международной арене, в регионе, в отдельном государстве, организации и т. д. на определенный момент времени [7].

В «Кратком словаре по социологии» под социальной обстановкой понимается совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность» [4, с. 203].

«Политический словарь нашего времени» дает понятие политической обстановки как совокупности объективных и субъективных условий политической деятельности в данный конкретный момент [6, с. 341].

Таким образом, социально-политическая обстановка — это сложное понятие, состоящее из элементов как политической, так и социальной обстановок в том или ином обществе или регионе. Отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами формируются при посредстве широкого круга факторов экономического, социального, политического, культурного и иных порядков.

В зависимости от характера влияния различного рода факторов на специфику служебной деятельности военнослужащих исследователи выделяют следующие две группы факторов: базовые (определяющие характер и динамику обстановки в регионе) и производные (обусловленные содержанием служебной деятельности).

Наряду с указанными, существенное влияние на психику военнослужащих оказывают и другие психотравмирующие факторы, которые в большей или меньшей степени характеры для деятельности конкретного подразделения: визуального (разрушение зданий; огонь, пожары, взрывы; вид трупов, раненных, пострадавших), аудиального (грохот, рев, сотрясения, падения и т. п.) и интерактивного ряда (смерть товарищей, контакт с ранеными и получившими увечья и т. п.).

Кроме того, в качестве стресс-факторов могут выступать: попытки формирования негативного общественного мнения в отношении участников контртеррористической операции посредством искаженного освещения их деятельности в средствах массовой информации; нездоровый морально-психологический климат в подразделении; психофизиологическое утомление; нерешенность социально-бытовых вопросов в семье до убытия военнослужащего в командировку.

Деятельность военнослужащих в такой обстановке сопряжена со значительной эмоционально-волевой нагрузкой и психофизиологическим перенапряжением, которое требует от них высокого уровня психологической подготовленности и готовности к действиям, а также устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов.

Готовность военнослужащих к деятельности в условиях постоянного воздействия негативных факторов должна формироваться в процессе их подготовки, которая должна способствовать формированию эмоционально-волевых качеств личности, находчивости, решимости, способности к проявлению инициативы и готовности идти на разумный риск. Особенно высоки эти требования к военнослужащим, назначаемым на руководящие должности. Они обязаны не только уметь адекватно оценивать обстановку и принимать обоснованные решения, а также ставить задачи подчиненным и умело руководить ими, но и обладать навыками разрешения возможных конфликтных ситуаций.

Именно отсутствие в подразделениях систематической работы по формированию резерва командирования может привести к дефициту человеческих ресурсов, готовых к командированию для выполнения непростых задач в регионах со сложной социально-политической обстановкой.

Из вышесказанного следует, что формирование действенного резерва в регионы со сложной социально-политической обстановкой возможно только при условии формирования готовности к выполнению профессиональных задач у военнослужащих, включенных в данный резерв.

Показателями готовности военнослужащего к деятельности в сложной социально-политической обстановке являются его умение в любых условиях службы владеть собой, проявлять самообладание и выдержку, преодолевать трудности, восстанавливать душевное равновесие и уверенно действовать при выполнении поставленных задач. Степень формирования этих качеств во многом зависит от меняющихся психофизиологических особенностей личности (возбудимости, эмоциональной реактивности тревожности устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов и др.), а также уровня необходимых специальных знаний, навыков и умений.

Изучение научной литературы позволяет утверждать, что отдельные аспекты, составляющие содержание проблемы формирования резерва в регионы со сложной социально-политической обстановкой подвергались изучению отечественными исследователями.

По мнению Крикунова К. Н., готовность к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций рассматривается как интегративное качество личности, характеризующее ее умения и стремление выполнять задачи, направленные на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

При этом содержательными компонентами данного качества являются: технологический, медицинский психологический и физический. К структурным компонентами данного качества автор относит осведомленность, сознательность и действенность [5, с. 10].

Несколько иначе излагает проблему формирования готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях Ситка И. В. Он рассматривает готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях применительно к профессиональной деятельности учителя. По мнению автора готовность учителя к действиям в чрезвычайных ситуациях отражает его способность принимать решения в условиях представляющих угрозу жизни школьников направлена на повышение их безопасности минимизацию рисков в чрезвычайных ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; предполагает умение организовывать совместные, согласованные действия группы школьников при попадании в чрезвычайные ситуации для оказания само- и взаимопомощи [7, с. 11].

Готовность будущего учителя к действиям в чрезвычайных ситуациях включает комплекс теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности школьников, умение действовать в условиях, представляющих опасность для жизни школьников, психологическую готовность к оперативному приятию решений.

Попытка структурировать понятие готовности специалиста к профессиональной деятельности предпринята Александровым Д. Г. Он выделяет взаимосвязанные структурные компоненты мотивационного (позитивное отношение к профессиональной деятельности), когнитивного (совокупность необходимых в профессии знаний общих и специальных) и деятельностного (организаторские и коммуникативные умения), выражающиеся в умении человека активизировать жизнедеятельность коллектива на основе современных социально-педагогических технологий [1, с. 11–12].

В тоже время, модель формирования готовности к профессиональной деятельности, являясь технологически действенной основой, позволяет рассматривать процесс достижения результатов как целостный многоплановый, проявляющийся в различных видах занятий, повседневных отношений и в личностном развитии субъекта профессиональной деятельности, базируется на принципах целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности, отражает динамику данного процесса и включает целевой, функциональный и содержательный аспекты формирования готовности будущих специалистов к профессии.

Алферов А. М., в свою очередь, дает понятие готовности выпускников вузов технического профиля как неотъемлемой составной части готовности выпускников к дальнейшему труду, которая является степенью сформированности совокупности их специфических способностей, обеспечивающих достижение требуемых результатов профессиональной деятельности [2, с. 11].

При этом программа формирования готовности выпускников включает в себя исследовательское формирование готовности к выполнению задач профессиональной деятельности, выполнению обязанностей на первичных должностях.

Говоря о готовности военных специалистов к разрешению конфликтных ситуаций, Устинов И. Ю. отмечает, что требованиям общества и профессиональных военных структур отвечает специалист не только имеющий определенную систему знаний, но и реализовавший личностный потенциал в достаточно высокой степени, т. е. имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, умеющий руководить подчиненными и организовать учебно-воспитательных процесс, разрешать конфликтные ситуации, легко адаптирующийся к новым обстоятельствам активный и инициативный, способный к дальнейшему развитию и стремящийся к самосовершенствованию [8, с. 17].

При этом под готовностью военного специалиста к разрешению конфликтных ситуаций понимается интегрированное качество, включающее уровень овладения им конфликтологическими знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности, а также степень сформированности необходимых личностных качеств, позволяющих ему выполнять определенные профессиональные функции в ситуациях межличностного конфликта субъектов учебно-воспитательного процесса, боевой деятельности подразделения [8, с. 35].

Проведенный анализ показывает, что при всем многообразии подходов, исследователи, изучающие аспекты формирования готовности к предстоящей деятельности, концентрируют внимание на таких основных структурных блоках, как: необходимый комплекс теоретических знаний, умение действовать в экстремальных условиях, психологическую готовность к оперативному приятию решений.

Рассмотренные подходы затрагивают отдельные элементы механизма подготовки кадров для действий в неблагоприятных условиях. По мнению автора, необходима выработка комплексного подхода к данной проблеме, охватывающего все разнообразие составляющих ее элементов.

Таким образом, сложность и многообразие проблем технологии формирования резерва для командирования в регионы со сложной социально-политической обстановкой определяют актуальность данной темы. Проведенный в статье анализ данных свидетельствует о том, что в сущностном отношении формирование резерва командирования является важнейшим механизмом реализации кадровой политики субъекта управления, позволяющим своевременно в необходимом количестве и с требуемым качеством воспроизводить, развивать и рационально использовать кадры для достижения целей и решения задач, стоящих перед силовыми структурами.

Литература:

  1. Александров Д. Г. Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Александров Дмитрий Геннадьевич. — Нижний Новгород, 2005. — 149 с.
  2. Алферов А. М. Формирование готовности военных инженеров к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Алферов Алексей Михайлович. — Нижний Новгород, 2005. — 190 с.
  3. Коллегия ФСБ под знаком Украины // Независимая газета: ежедн. интернет-изд. 2014. 8апр. — Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2014–04–08/3_fsb.html.
  4. Краткий словарь по социологии / П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 2000. — 270 с.
  5. Крикунов К. Н. Формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Крикунов Константин Николаевич. — Южно-Уральск, 2007. — 192 с.
  6. Политический словарь нашего времени / В. В. Федоров. М.: ЦСП, 2006. — 456 с.
  7. Ситка И. В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ситка Игорь Васильевич. — Чебоксары, 2011. — 184 с.
  8. Устинов И. Ю. Психолого-педагогические условия формирования готовности военных специалистов к разрешению конфликтных ситуаций: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.01 / Устинов Игорь Юрьевич. — Воронеж, 2005. — 246 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сложной социально-политической обстановкой, формирования готовности, профессиональной деятельности, чрезвычайных ситуациях, формированию резерва, формирования резерва, готовности военных, аспекты формирования готовности, формирования готовности будущих, условия формирования готовности, готовности выпускников, резерва командирования, разрешению конфликтных ситуаций, готовности военных специалистов, актуальности совершенствования деятельности, служебной деятельности, Российской Федерации, условиях чрезвычайных ситуаций, Формирование готовности, понятие готовности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос