Изменение грамматической категории времени вформах глагола всовременном английском языке по сравнению сдревнеанглийским периодом как результат аналитического развития языка
Каленов Андрей Алексеевич, аспирант
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
В данной статье рассмотрена специфика глагола как части речи и его роль в осуществлении предикатных функций в предложении. В статье выявлены изменения грамматической категории времени английского глагола в современном языке по сравнению с древнеанглийским периодом. Проанализированы основные особенности категории в коммуникативно-прагматическом аспекте. Сведения данной статьи можно использовать для разработки занятий или курсов по грамматике английского языка.
Ключевые слова: английский язык, глагол, грамматические категории, категория времени, аналитическое развитие.
Transforming Of the Grammatical Category Of Tense Of English Verb In Modern English Language Comparing With Old English Period As A Result Of Analytic Developement
Andrey Alekseevich Kalenov, postgraduate student
Kostroma State University
This article provides the point of view on the specific of the verb as a part of the speech and its role in expressing of predicate functions in the sentence. The article reveals changing’s of the grammatical category of English verb in modern English comparing to the Old English period. Main features of the category of tense in communicative-pragmatic aspect. The information from this article can be used for planning English grammar lessons or courses.
Keywords: English language, verb, grammatical categories, the category of tense, analytic development.
Изучение эволюции грамматических категорий английского глагола обнажает интересную информацию о современном состоянии грамматического уровня языка. Значимость исследования данной статьи обусловлена поиском новых путей и методов изучения природы английского глагола и его грамматических категорий. В этой статье я постараюсь описать историческое развитие грамматических категорий английского глагола в древнеанглийский период и в наши дни.
Глагол — это часть речи, которая несёт в себе значение действия. Это вызвано ролью сказуемого, которую играет глагол в предложении. Например, глагол реализует в своей внутренней форме действие или определенную функцию, которая является связующей между событиями (ситуациями), действие в реальности переносится в обозначение действия в речевом высказывании (предложении) [Блох: 1983, с. 85]. Сложный характер глагола связан с замысловатой структурой его грамматических категорий, большинство из которых сформировалось уже в древнеанглийский период развития английского языка.
Система глагола в древнеанглийском имела четыре грамматических категории:
категория числа (единственное, множественное);
категория лица (1-ое, 2-ое, 3-ее);
категория наклонения;
категория времени (настоящее и будущее).
Функция обозначения действия в будущем времени выражалась при помощи глагола, употребленного в форме настоящего времени в сочетании с наречием в форме будущего времени. Формы глаголов будущего времени стали появляться в английском языке только к концу древнеанглийского — началу среднеанглийского периода развития языка как часть глобального процесса аналитического развития форм глагола.
Кроме того, глаголы в древнеанглийском периоде подразделялись на две группы:
сильные глаголы (с чередованием гласного в корневой морфеме);
слабые глаголы (с добавлением дентальных суффиксов -d, -t к корневой морфеме).
Пример: And heo seolde him þone mete þe heo seaþ, and hlaf; (древнеанглийский)
(Современный английский: «And she gave him the tasty food and some bread she had cooked.»..).
Глагол — sealde: Past Indicative 3-го лица, единств. ч. от «sellan» (слабый глагол 1-го класса): sellan — sealed — seald. Значение: «to give» в Past Tense («gave»).
Эти две группы древнеанглийских глаголов, как мы можем видеть, стали основой для складывания системы правильных и неправильных глаголов в современном английском языке.
Помимо этих двух главных групп, в древнем периоде существовала еще небольшая группа так называемых претерито-презентных глаголов, которые включали в себя черты как сильных, так и слабых глаголов и небольшую группу неправильных глаголов. Наиболее древними по происхождению являются сильные глаголы, которые содержат индоевропейскую основу в своем корне. [Бруннер: 1955, с. 164]
Как указано в исследовании Расторгуевой Т. А., формирование новых грамматических категорий глагола и включение новых категориальных членов в уже существующие системы грамматических категорий — одно из величайших событий в историческом развитии английского языка. [Расторгуева: 1989, с. 43].
Расширение системы глаголов вызвано развитием аналитических форм в языке и реструктуризацией отношений между формами глагола. Бархударов Л. А. связывает это расширение с семантикой и функциями грамматических категорий глагола. [Бархударов: 1960, с. 115]. Например, мы можем отметить аналитическое развитие глагола в формы будущего времени, которых не было в древнеанглийском периоде.
В настоящее время английский глагол имеет следующие грамматические категории: лицо, число, время, вид (аспекта), залог и наклонение. Рассмотрим более подробнее категорию времени.
Категория времени отличается от других категорий по своей структуре, грамматическому значению и синтаксической функции, потому что она связана с ситуацией коммуникативного акта. Категория времени указывает на предикативную функцию. Мы можем назвать три основных времени, с этой точки зрения, по отношению к моменту коммуникации (к настоящему моменту):
Прошлое — Настоящее — Будущее.
В данном случае мы можем говорить о простых временах: Past Simple (или Past indefinite) — Present Simple (или present indefinite) — Future Simple (future indefinite). Но мы также можем подчеркнуть присутствие сложных категорий времени, которые выражают идею длящегося действия (continuous) или законченного действия к определенному моменту (perfect) внутри рамок общих основных времен Past-Present-Future. Таким образом, в каждом периоде времени выделяются добавочные категории времен в зависимости от характера действия по отношению к моменту речевого акта. Например: в прошедшем времени — Past можно выделить три разновидности — претеритную (завершенное действие); действие, совершенное в настоящем времени и вообще; и длящееся действие. Этим разновидностям соответствуют следующие расширенные состояния действия в зависимости от времени их совершения — perfect, indefinite and continuous. Следует отметить, что в различных классификациях формы длящегося времени (процесса) — Continuous относятся к категории аспекта, но не к грамматической категории времени.
Оппозиция отношений прошедшего и настоящего времени не сводится к простому противопоставлению двух форм глаголов, это понятие гораздо шире — противопоставление двух систем форм глаголов. Пример:
PRESENT — PAST
Plays — played
Is playing — was playing
Has played — had played
Has been playing — had been playing
Is going to play — was going to play
Is to play — was to play.
Все формы глаголов, которые входят в эту систему, с функциональной точки зрения имеют одинаковую функцию — выполняют роль сказуемого в предложении. Но, в коммуникативно-прагматическом аспекте речи различные формы глагола настоящего времени отражают свой уникальный характер: они отражают факты и события как актуальные, имеющие непосредственное отношение к моменту речи («здесь и сейчас»). В то же время, противоположные формы прошлого времени описывают нечто, произошедшее в прошлом, то, что стало частью истории и не связано непосредственно с моментом речи и участниками коммуникативного акта в настоящий конкретный момент. Перфектные времена являются составными:
Present perfect: preterite + preterite;
Past perfect: pre-preterite + preterite;
Future perfect: pre-future + prefuture.
Примеры:
I have done it already = I was doing something, but by the present moment I finished it, (Present Perfect).
I had done it before she came = I was doing something in the past and finished it before the moment in the past (before somebody came), (Past Perfect).
I will have done it by the time she came = I will finish the action by the concrete moment in future, (Future Perfect).
В таблице 1 представлена модель системы времен в английском языке, согласно О. Ясперсена. [Ясперсен: 1933, с. 121]
Таблица 1
Система времен ванглийском языке (A— O— C)
A |
|
B |
|
Future |
||||
Before past (перед прошлым) |
Past (прошлое) |
After Past (после прошлого) |
Present (настоящее) |
Before Future (предшествующее будущему) |
Future (будущее) |
After Future (после будущего) |
||
Грамматическая категория времени связана с категориями лица и числа, которые влияют на выбор окончания глагола, обозначающего то или иное время.
Например: I read the book. — Present Simple tense 1-го лица, ед.ч. нулевое окончание.
You read the book. — Present Simple tense 2-го лица, ед.ч. ze нулевое окончание.
She reads the book. — Present Simple tense 3- го лица, ед.ч. окончание -s/es.
They read the book. — Present Simple tense 3- го лица, мн. ч. нулевое окончание.
We/You read the book. — Present Simple tense 1-го/2-го лица, мн. ч. нулевое окончание.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что грамматическое расширение категории времени английского глагола со времен древнеанглийского периода до современного состояния языка было вызвано аналитическими изменениями в языке и расширением парадигмы английского глагола.
Литература:
- Бархударов Л. С., Штеллинг Д. А. Грамматика английского языка. М., Изд-во литературы на иностранных языках. 1960. — 422 с.
- Блох М. Я. Теоретическая грамматика английского языка. М., Высшая школа, 1983. — 384 с.
- Бруннер К. История английского языка. Т 1. М., 1955. — 323 с.
- Воронцова Г. Очерки по грамматике английского языка. М., 1960. — 400 с.
- Расторгуева Т. А. Очерки по исторической грамматике английского языка. М., Высшая школа. 1989. — 160 с.
- Решетникова Н. Д. Языки аналитические и синтетические / Н. Д. Решетникова, А. О. Савинова // Молодой ученый. — 2013. — № 12. с. 873–877.
- Greenbaum S., Quirk R. A Student's Grammar of the English Language. Longman, 1990. — 496 p.
- Iriskulov A. T. Theoretical grammar of English. Tashkent, 2006. — 64 p.
- Jespersen O. Essentials of English Grammar. London, 1933. — 372 p.
- Lee M., Longman. D. B. Target English Grammar. Hong Kong, 2004. — 582 p.
- Quirk R., Greenbaum S. and others. A Comprehensive Grammar of the English Language. Lnd., 1985. — 779 p.