Автор: Мухортова Елена Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 19.03.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Мухортова Е. А. Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 676-678.



Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Ключевые слова: компьютерные технологии, профессионально ориентированное иноязычное образование, студенты вуза, самоподготовка студентов, средство обучения.

Интенсификация учебного процесса в рамках обучения иностранному языку может и должна строиться с позиции освобождения преподавателя от работы, которую возможно выполнить средствами информационных технологий. Одна из главных задач преподавателя иностранного языка — использовать аудиторное время так, чтобы обучаемые получили максимальный опыт речевого общения. Именно преподаватель может способствовать обсуждению проблемных ситуаций, дискуссионных тем и иных видов общения, в ходе которого он контролирует и корректирует речевую деятельность обучаемых, развивая тем самым их коммуникативные умения. Это трудоемкий творческий процесс, требующий значительной подготовки, поэтому любую другую рутинную работу, связанную, например, с проверкой запоминания активной лексики или типовых грамматических упражнений, необходимо реализовать посредством информационной системы и перевести в автоматический режим самоподготовки.

Тестовые материалы по иностранному языку должны приобрести черты «активного» средства обучения — стать электронным ассистентом преподавателя и виртуальным репетитором, работающим в индивидуальном режиме с обучаемым. Многие педагоги-практики критикуют использование тестов, акцентируя внимание на следующих недостатках:

1) возможность угадывания правильного ответа;

2) вероятность списывания;

3) стрессовое состояние у испытуемого (боязнь «не уложиться» по времени);

4) стандартное применение полученных знаний, де-индивидуализация;

5) отсутствие коммуниканта, привычной для студента обстановки.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов и достоинства тестов, проводимых в ходе иноязычной подготовки студентов:

1) стандартизация заданий, условий, результатов;

2) экономичность (по времени) и оперативность (тестируется вся группа целиком);

3) унифицированность оценки и прозрачность измерительных инструментов;

4) надежность (грамотно составленный тест ориентирован на проверку основных разделов учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или навыка);

5) защищенность от предвзятости проверяющего;

6) возможность компьютеризации с мгновенным ознакомлением результата;

7) отсутствие необходимости в размножении (копировании) бумажных вариантов теста, при котором экономятся ресурсы и время на создание комплектов тестов.

Большую роль в профессионально ориентированном иноязычном обучении играют текстовые материалы. Они должны стать полноценным средством организации самостоятельной работы выпускников, способными объяснять фонетический, грамматический и лексический материал, обеспечивать его тренировку в достаточном количестве упражнений и мгновенный контроль их выполнения. Аутентичные тексты профессионального характера не только приближают студента к среде, востребованной в его будущей деятельности, но и знакомят с зарубежным опытом профессиональной деятельности, помогают обучаемым активно использовать и развивать такие навыки, как угадывание смысла по контексту, беглый просмотр материала с целью выделения наиболее значимой информации, расширение вокабуляра и т. д. Компьютерные технологии и здесь могут прийти на помощь: ссылки для чтения аутентичных текстов преподаватель предлагает не только в зависимости от изучаемой темы, но и с учетом индивидуального уровня владения иностранным языком обучаемых. Сборник оригинальных текстов для чтения литературы по специальности может быть составлен (и должен обновляться на регулярной основе) с тем, чтобы у студентов было время для самостоятельного ознакомления с содержанием данных текстов. Их дальнейшее обсуждение и использование во время языковой подготовки активизирует к тому же и навыки говорения. Безусловно, такие сборники могут быть созданы в электронном виде, работа с ними возможна как через копирование дисков, так и через образовательный портал вуза, где они находятся в свободном для обучаемых доступе.

Аспекты самостоятельной работы студентов должны быть расширены за счет освоения учебного материала к каждому занятию посредством информационной системы. Данный тип работы должен стать обязательным этапом подготовки, необходимым для развития коммуникативных умений на занятиях под руководством преподавателя. Доступ к информационной системе должен быть построен на основе сетевых технологий, позволяющих получать учебные материалы по сети Интернет и обновлять на сервере данные о своем обучении для информирования преподавателя. Такая организационная форма обучения повысит эффективность деятельности студентов, так как будет способствовать ее организации, управлению, контролю и мотивации [1, 311–315].

Разработка компьютерных технологий, интенсифицирующих профессионально ориентированное иноязычное образование, позволяет:

 организовать новый вид самостоятельной подготовки студентов, при котором их деятельность методически организована и автоматически контролируется;

 выделить приоритетное творческое направление деятельности преподавателя, освободив его от трудоемкой рутинной работы;

 методически грамотно реализовать функции, от которых был освобожден преподаватель, в электронном учебнике (на базе информационной системы) и обеспечить обучаемых индивидуальным виртуальным репетитором [2, 110].

Делая вывод о целесообразности использования компьютерных технологий в процессе профессионально ориентированного иноязычного образования, стоит подчеркнуть, что разработанные технологии обучения различным языковым аспектам и видам речевой деятельности синтезируются в рамках одной программной среды, позволяющей систематизировать в электронном учебнике разноаспектный учебный материал и выстраивать его в соответствии с концепцией мультимедийного обучающего комплекса. Такой комплекс станет системным средством для решения ряда задач:

 создание учебных материалов преподавателями на любом иностранном языке;

 внедрение этих материалов, включающее их освоение обучающимися;

 контроль деятельности обучающихся в автоматическом (предусмотренном программой) и дистанционном режимах (анализ преподавателем протокола ошибок обучающегося, выполнение и проверка коммуникативных упражнений).

Литература:

  1. Гиниятуллина, Р. Д. Иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических факультетов // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: межвуз. сб. науч. тр. — СПб.: ЛОИРО, 2005. — С. 311–315.
  2. Звягинцева, Е. П. Решение проблемы подготовки билингвального специалиста посредством интенсификации самостоятельной работы студента в неязыковом вузе (на примере Финансового университета) // Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: монография / коллектив авторов под ред. В. П. Барбашова. — М.: Финуниверситет, 2014. — С.107–118.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерных технологий, самостоятельной работы, использования компьютерных технологий, информационной системы, иностранному языку, подготовки студентов, электронным ассистентом преподавателя, виртуальным репетитором, задач преподавателя иностранного, самостоятельной работы студентов, позиции освобождения преподавателя, направление деятельности преподавателя, электронном учебнике, обучения иностранному языку, самостоятельной подготовки студентов, профессионально ориентированном иноязычном, самостоятельной работы студента, Использование компьютерных технологий, иностранному языку должны, самостоятельной работы выпускников.

Ключевые слова

средство обучения, компьютерные технологии, студенты вуза, профессионально ориентированное иноязычное образование, самоподготовка студентов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос