Комплексный подход к диагностике и лечению статических деформаций скелета у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Золотова, Н. Н. Комплексный подход к диагностике и лечению статических деформаций скелета у детей / Н. Н. Золотова, Б. Н. Эргашев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27275/ (дата обращения: 25.04.2024).



Физиологические особенности детского возраста — быстрое общее физическое развитие, в том числе морфологическое развитие мозга при его функциональной «незрелости», в сочетании с ограничением естественной двигательной активности, являются объективными факторами, способствующими формированию у подростков статико-динамических нарушений [1,2,3,4].

В ноябре 2015г., была проведена плановая диспансеризация 97 школьников от 8 до 14 лет в школе № 241 Мирзо-Улугбекского района, г. Ташкента, у 69 из них выявлены статические деформации скелета в виде: нарушений осанки, сколиоза І степени и их сочетание с плоскостопием (продольное). Состояние здоровья детей, включенных в исследование, проводилось на основании анализа данных карт врачебно-медицинского обследования школьников, при отсутствии у них какой-либо сопутствующей патологии. Характерным признаком всех осмотренных являлось акцентирование внимания на плохую осанку. Обследованные дети были разделены на три возрастные группы: 8–10 лет (2–4 класс, 17 человек), 10–12 (5–7 класс, 23 человек), 12–14 (7–9 класс, 29 человек). Из общего количества мальчиков было 32 (46 %) и 37 (54 %) девочек. Статические деформации скелета встречались часто почти во всех группах детей, однако больше всего в возрасте 12- 14 лет — 29 (42 %). В соответствии с диагнозом, все дети были разделены на три группы наблюдения: с нарушениями осанки — 46 (67 %), сколиозом I степ. — 7 человек (10 %) и их сочетание с плоскостопием — 16 (23 %). Нарушения осанки определялись на основании выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. Степень сколиоза устанавливалась в соответствии с классификацией В. Д. Чаклина (1973). У детей с I степенью сколиоза, искривление носило С-образный характер, угол Кобба не превышал 10°. Выявленная сколиотическая деформация позвоночника носила приобретенный характер. Все изменения физиологических изгибов (уплощение или увеличение) сочетались с асимметриями анатомических ориентиров во фронтальной плоскости. Из нарушений осанки, чаще имела место плоская спина (49 %) и сутулая спина (24 %). Обследование школьников состояло из клинической оценки состояния, включающей в себя сбор анамнеза, осмотр и анализ амбулаторных карт. Другой его частью было комплексное инструментальное обследование детей с нарушением осанки и/или сколиозами в сочетании с плоскостопием. При опросе выясняли наличие дискомфорта, болевых ощущений в ногах, их характер, продолжительность, степень утомляемости при физической нагрузке, характер походки, форму и высоту продольного свода. Из анамнеза жизни в ряде случаев установлены: дискинезия желчевыводящих путей, энурез, раннее снижение зрения.

Соматоскопический метод включал в себя внешний осмотр пациента для выявления особенностей физического развития, телосложения и состояния всего опорно-двигательного аппарата в целом. Осмотр проводился в положении ребенка спереди, сзади и сбоку. Определяли тип телосложения, особенности, осанки, развитие и тонус мускулатуры, объем движений в крупных суставах. Особое внимание уделялось форме стоп, степени их развития, симметричности мышц бедра и голени, расположению надколенника и ахиллова сухожилия. Все измерения длин, окружностей нижних конечностей и объема движений в суставах выполнялись по методу ортопедического обследования больного (Маркс В. О., 1978). Заключительным этапом ортопедического осмотра, было проведение пробы на амортизационную стабильность голеностопного сегмента тела. Дополнительное исследование стопы проводили с помощью плантографии. Для определения степени плоскостопия и степени нагружения на стопу, в процессе исследования применялась компьютерная подометрия (Pad Professional 2002 г. (Израиль) у 16 больных.

Частота встречаемости нарушений осанки по нашим данным отмечена у 46 детей, что составило 67 %. Наибольший удельный вес среди всех типов нарушения осанки составили случаи выявления плоской спины 49 %, наименьший 13 % — круглая спина, сутулость 28 % оказалась более характерной для мальчиков, чем для девочек. Сколиотическая деформация І 10 % степени, преимущественно проявлялась у девочек, а плоскостопие превалировало у мальчиков. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости у всех детей сочеталось с фронтальной асимметрией надплечий, лопаток, треугольников талии и перекосом таза. Из общего количества наблюдений со сколиозом у 2 мальчиков (3 %) был выявлен грудной сколиоз, у 5 девочек (7 %) — грудопоясничный. Сколиотическая деформация позвоночника носила приобретенный характер.

Нами установлено, что дети разных возрастных групп по своему физическому развитию значительно отличались. Физическое развитие детей от 7 до 14 лет свидетельствует об ускорение роста на ¼ у мальчиков, чем девочек. Вес у мальчиков также увеличивался, по сравнению с девочками в 1,5 раза. Объяснение данному факту мы видим в следующем, что в этой возрастной группе физическое развитие мальчиков опережает девочек. Увеличение массы тема у мальчиков свидетельствует о недостаточной физической развитости и малоподвижном образе жизни. У детей в возрасте от 7 до 14 лет, объем грудной клетки уменьшается по–сравнению с нормой на 3 % до 11 % у мальчиков и девочек соответственно. Уменьшение объема грудной клетки приводит к снижению экскурсии легких, что может приводить к изменению функции внешнего дыхания, в результате чего ухудшается вентиляция легких и нарушается, в той или иной степени, вся система газообмена. При обращении, наиболее частой жалобой с нарушениями осанки было присутствие болевого синдрома в области позвоночника (59 %). При круглой спине, присутствие болевого синдрома в спине эпизодически отмечено у 19 (28 %) детей, а при сколиозе 1 степ. присутствие постоянных болей в спине имел место в 23 (34 %) случаях. Наиболее часто болевой синдром локализовался в поясничном отделе позвоночника (34,8 %) всех наблюдений. Среди провоцирующих факторов, наиболее часто выявляемой была статическая нагрузка. Чаще определялось 2-х стороннее плоскостопие. При применении компьютерной подометрии, плоскостопие Ι степени было выявлено у 9(56 %), ΙΙ степени — у 5 (31 %) и ΙΙΙ — у 2 (12 %). При наличии более выраженного продольного свода правой стопы, определялась разновысокость ног с более «длинной» правой ногой. При нарушениях осанки задачами активной коррекции являлись укрепление и восстановление тонусо-силового баланса: сгибателей/разгибателей головы и туловища; стабилизаторов лопатки; стабилизаторов таза; мышц сводов стопы. Корригирующие упражнения при дефектах осанки носили симметричный характер. Существующие методы и средства укрепления мышц больных, страдающих нарушениями осанки и сколиозом, зачастую не дают удовлетворительных результатов, поскольку до сих пор нет лечебных упражнений, избирательно влияющих на функцию тех или иных мышц. Применение методов функционального биоуправления (БИОС) с применением МИОТОНИКА и МИОТРЕНЕРА при лечении нарушений осанки и сколиоза 1 степ., мы применили электоромиостимулятор (ЭМС) Электромиостимуляцию следует начинать сразу после установления диагноза, не реже 2-х раз в год. Проводимая такими курсами ЭМС является мощным фактором, тормозящим прогрессирование болезни в пубертатном периоде. В комплекс лечения продольного плоскостопия и нарушения осанки у детей в целях восстановления продольного свода и компенсации функциональной разновысокости ног, рекомендовано включить применение индивидуальных ортопедических стелек с «боском» и ношение корректоров (реклинаторов) осанки.

Литература:

  1. Гребнева Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, А. Б. Загайнова. — Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. — 108 с.
  2. Жарова Т. А. Диагностика и коррекция статических деформаций позвоночника у детей: автореф. канд. мед наук.- Москва, 2008.- 24 с.
  3. Мирская Н. Б.,Коломенская А. Н. Диагностика нарушений и заболеваний костно- мышечной системы современных школьников: подходы,терминология, классификация //Вопросы современной педиатрии.- Москва,2009.- том.8.- № 3.- с. 10–13.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, болевой синдром, девочка, мальчик, ребенок, сколиоз, грудная клетка, круглая спина, плоская спина, продольный свод.


Похожие статьи

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

Плоская спина — один из видов нарушений осанки определяется при уменьшении физиологических изгибов. Все физиологические изгибы при плоской спине сглаживаются, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещается кпереди, наклон таза уменьшен...

Основные корригирующие упражнения при сколиозе

Все вышеперечисленное влияют на развития искривления позвоночника и нарушения осанки. [2].

1) И.п. — лежа на спине, руки на груди. 1 — вдох, грудная клетка поднимается вверх, 2 — выдох, грудная клетка опускается.

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при...

Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки.

Дандасана учит главному правилу формирование навыка правильной осанки.

В фазе фиксации асаны тело необходимо вытянуть вдоль ног, оставляя спину плоской.

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника.

Плоское сидение стула должно быть короче бедра, что бы край стула не давил на артерии

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и

В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз).

Занятия плаванием для людей с заболеваниями позвоночника

Например, наиболее предпочтительным стилем плавания при остаточных явлениях коммоций позвоночника, сколиозе, дефектах осанки является брасс за счет правильного устойчивого

Плавание является хорошим средством профилактики и исправления нарушений осанки.

К вопросу диагностики и лечения статических деформаций скелета...

Для выявления нарушений осанки [17], предлагают использовать методы ультразвуковой диагностики и статокинезометрии, которые выявили значительную разницу в толщине контралатеральных мышц спины у детей с фронтальными нарушениями осанки...

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

− «Мостик». Выполняется из положения — лежа на спине. Помогая руками, поднять таз, опираясь на ступни ног, лопатки и затылок.

Калб Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Определялось время фиксации ног в секундах. Аналогичным образом определялось утомление мышц спины (УМС) (ребенок

Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др.

Похожие статьи

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

Плоская спина — один из видов нарушений осанки определяется при уменьшении физиологических изгибов. Все физиологические изгибы при плоской спине сглаживаются, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещается кпереди, наклон таза уменьшен...

Основные корригирующие упражнения при сколиозе

Все вышеперечисленное влияют на развития искривления позвоночника и нарушения осанки. [2].

1) И.п. — лежа на спине, руки на груди. 1 — вдох, грудная клетка поднимается вверх, 2 — выдох, грудная клетка опускается.

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при...

Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки.

Дандасана учит главному правилу формирование навыка правильной осанки.

В фазе фиксации асаны тело необходимо вытянуть вдоль ног, оставляя спину плоской.

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника.

Плоское сидение стула должно быть короче бедра, что бы край стула не давил на артерии

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и

В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз).

Занятия плаванием для людей с заболеваниями позвоночника

Например, наиболее предпочтительным стилем плавания при остаточных явлениях коммоций позвоночника, сколиозе, дефектах осанки является брасс за счет правильного устойчивого

Плавание является хорошим средством профилактики и исправления нарушений осанки.

К вопросу диагностики и лечения статических деформаций скелета...

Для выявления нарушений осанки [17], предлагают использовать методы ультразвуковой диагностики и статокинезометрии, которые выявили значительную разницу в толщине контралатеральных мышц спины у детей с фронтальными нарушениями осанки...

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

− «Мостик». Выполняется из положения — лежа на спине. Помогая руками, поднять таз, опираясь на ступни ног, лопатки и затылок.

Калб Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Определялось время фиксации ног в секундах. Аналогичным образом определялось утомление мышц спины (УМС) (ребенок

Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др.

Задать вопрос