При допплерографическом исследовании у детей с врожденной глаукомой была выявлена глазничная артерия с носовой стороны от зрительного нерва после его пересечения. Кривая допплеровского спектра сдвига частот в глазной артерии характеризовалась высоким систолическим пиком с хорошо выраженной инцизурой и систолической составляющей — двухфазный поток. Особенностью спектра было отсутствие инцизуры — монофазный поток.
Актуальность. Среди всех причин слепоты глаукома занимает второе место в мире, а прогноз на 2000 год составляет почти 67 миллионов больных. [2, 5, 8]. Известно, что в патогенезе глаукомы имеют значение два фактора риска прогрессирования заболевания. Это фактор повышенного внутриглазного давления и сосудистый фактор, который реализуется через нарушение кровоснабжения зоны диска зрительного нерва, что приводит к гибели его волокон и, следовательно, к необратимой слепоте [1, 6]. Кровоснабжение зрительного нерва изучено весьма подробно [3, 9], основную роль в кровоснабжении играют глазничная артерия и ее ветви — центральная артерия сетчатки, задние короткие цилиарные артерии в количестве от одной до пяти.
Современная офтальмология, ориентированная на микроинвазивные хирургические подходы и углублённый морфологический анализ исследуемых структур, предъявляет качественно новые требования к применению ультразвука, что определяет динамичный темп развития его аппаратной и методической базы. Каким бы разнообразным ни был выбор аппаратуры и методик, применение ультразвука в офтальмологии с диагностической целью основано на том, что ультразвуковые волны, распространяясь в тканях глаза, претерпевают изменения, обусловленные его внутренним строением. По особенностям распространения акустических волн в глазу исследователь получает информацию о его строении. При диагностическом применении ультразвука в офтальмологии используют также эффект Допплера, позволяющий оценить скорость кровотока в глазничных сосудах [4, 7].
В современных клинических условиях появилась возможность использовать ультразвуковые методы исследования для определения состояния микроциркуляции глаза и скорости кровотока в сосудах, питающих ткани глаза. Ультразвуковая диагностика, будучи высокоинформативным, неинвазивным, безопасным методом, широко применяется при оценке патологии различных органов и систем, и, по мнению многих авторов [10], занимает одно из ведущих мест в современной клинической медицине.
В последние годы благодаря работам ряда исследователей [3, 4] в офтальмологию внедрены такие возможности современных ультразвуковых технологий, как трехмернаяэхография с одновременным допплеровским картированием кровотока. Диагностическая ценность этого метода заключается в том, что возможно провести анализ морфологической структуры тканей с одновременной оценкой кровотока.
Таким образом, на основании вышеизложенного считаем целесообразным проведение эффективности проведения эхографии в комплексном обследовании у детей с глаукомами.
Цель исследования: изучить особенности допплерографических показателей врожденной глаукомы у детей.
Материалы иметоды: В основу исследования положены дынные обследования 55 детей в возрасте от 6 до 14 лет с диагностированной глаукомой, средний возраст пациентов составил 9,8±2,5 лет. Из всех обследованных пациентов девочки составили 47,3 %, а мальчики — 52,7 %. Контрольную группу составили 20 детей сопоставимых по возрасту без офтальмологической патологии.
Возраст впервые выявленного в жизни снижения зрения в основной группе был отмечен в возрасте 4–7 лет в 9,1 % (5) случаев, 8–10 лет — 49,1 % (27), 11–14 лет — 41,8 % (23).
Нарушение прозрачности оптических сред глаза отмечается в 20,0 % случаев. Дегенеративные изменения на сетчатке в основной группе найдено в 9,1 %.
Сопутствующая офтальмологическая патология распределилась следующим образом: амблиопия — 3,6 %, анизометропия — 5,5 %, гетерофория — 3,6 %, мегалокорнеа — 7,3 %, нарушение аккомодации — 5,5 %, слабость аккомодации — 43,6 %, слабость конвергенции — 5,5 %, спазм аккомодации — 5,5 %, ХРД — 20,0 %.
Величина экскавации ДЗН больше физиологической у пациентов в основной группе встречается во всех случаях.
Соотношение Э/ДЗН пациентов в основной группе распределилась следующим образом: 0,4 мм -12,0 %, 0,5 мм — 40,0 %, 0,6 мм — 8,0 %, 0,7 мм — 40,0 %, в группе контроля величина экскавации ДЗН выявлена только в 1,0 % и составляет 0,4 мм.
В основной группе преобладает следующая соматическая патология — вегето-сосудистая дистония — 36,0 % случаев, в группе контроля — 13,0 %; заболевания опорно-двигательного аппарата — 52,0 % и 18,0 % соответственно.
Соотношение сосудов сетчатки в основной группе 2:3 (артерии сужены) и выявлено у 80,0 % пациентов в группе контроля — 1,0 %. Деструктивные изменения стекловидного тела в основной группе выявлены в 52,0 % случаев в группе контроля в 1,0 %.
При авторефрактреметрии в основной группе преобладала миопическая рефракция высокой степени до дптр — 9,0 дптр. в 48,0 % случаев, дптр-12,75 дптр. — 16,0 %, в группе без ВГД 10,0 % и 3,0 % (р<0,05),.
По данным эхобиометрии в основной группе длина глаза размером 26–27 мм встречалась в 36,0 % случаев; а 28–29 мм — 8,0 %, в группе контроля 2,0 % и 1,0 % (р<0,05); в тоже время длина глаза размером 22–23 мм в группе контроля встречалась в 13,0 % случаев, а 24–25 мм — 84,0 % случаев, в основной группе 4,0 % и 52,0 % (р<0,05) соответственно.
Истинное ВГД (выше 21 мм рт. ст.) в основной группе зафиксировано, в 88,0 % случаев, а в группе контроля 78,0 % (р<0,05). ВГД (по Маклакову) зафиксировано в основной группе (выше 24 мм рт. ст.) в 92,0 % случаев, а в группе контроля 2,0 % (р<0,001).
При тонографии коэффициент лёгкости оттока С в основной группе снижен до 0,11–0.12 в 60,0 % случаев, а в группе контроля в 1,0 % (%2=62,4; р<0,001; г=0,6). Диаметр роговицы в основной группе превышал 12 мм в 48, % случаев, а в группе контроля в 1,0 % (%2=47,4; р<0,001; г=0,5). В УПК в основной группе в 84,0 % случаев наблюдается выраженная гребенчатая связка и остатки мезодермальной ткани, а в группе контроля в 2,0 % (р<0,001) соответственно.
Допплеровское исследование проводили исходя из общепринятых положений о том, что артериальная кровь поступает к диску зрительного нерва исключительно из ветвей глазничной артерии. Измерение проводили на УЗ-аппарате линейным датчиком с частотой 7,0 МГц, используя дуплексный режим сканирования. В своей работе мы остановились на исследовании спектра кровотока в глазничной артерии и задних коротких цилиарных артериях. Регистрировали допплеровский спектр кривой и оценивали пиковую систолическую скорость (Vmax), конечную диастолическую скорость (Vmin) и индекс резистентности (RI). Всем больным дополнительно проводили тонографию для оценки гидродинамических показателей глаза — внутриглазного давления (Ро), коэффициента легкости оттока жидкости из глаза (С) и уровня продукции влаги передней камеры (Р).
Результаты исследования. Среди всех пациентов в комплекс диагностики, которых было включено допплерографическое исследование, была выявлена глазничная артерия с носовой стороны от зрительного нерва после его пересечения. Кривая допплеровского спектра сдвига частот в глазной артерии характеризовалась высоким систолическим пиком с хорошо выраженной инцизурой и систолической составляющей — двухфазный поток. Особенностью спектра было отсутствие инцизуры — монофазный поток.
Согласно полученным данным выявлено снижение пиковой систолической скорости кровотока (0,41±0,05 против 0,29±0,08; Р<0,05), конечной диастолической скорости кровотока (0,08±0,01 против 0,001±0,001; Р<0,05) и повышение индекса резистентности (0,64±0,04 против 0,78±0,05; Р<0,05) в глазничной артерии по сравнению с возрастной нормой. Аналогичные изменения регистрировались в задних коротких цилиарных артериях. Особенно важно подчеркнуть частое отсутствие регистрации кровотока в диастолу в задних коротких цилиарных артериях у детей с данной патологией, что может приводить к резкому снижению перфузии волокон зрительного нерва, а глаукоматозное повреждение зрительного нерва может быть связано именно с гипоперфузией его в области диска. Тонографические показатели свидетельствовали о повышении внутриглазного давления у всех обследованных детей, снижении коэффициента легкости оттока жидкости из глаза при практически неизменном уровне продукции влаги передней камеры. По-видимому, увеличение внутриглазного давления приводит к повышению периферического сопротивления сосудов глаза по гипертоническому типу, что, в свою очередь, изменяет характер фазового тока крови по сосуду.
Заключение. Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о высокой чувствительности ультразвуковой допплерографии и возможности ее применения в диагностике глаукомы у детей.
Литература:
- Атаханова Л. Э., Ахмедова Э. П. Изменения сосудов сетчатки при артериальной гипертензии у лиц пожилого и старческого возраста и методы коррекции: Метод, пособие. — Ташкент. 2008. — 26 с.
- Камилов X. М., Мавлянова У. Ф., Касымова М. С. Ультразвуковая допплерография в оценке гемодинамики глаза при атеросклеротических окклюзионных поражений внутренней сонной артерии // Новое в офтальмологии. — Одесса. 2005. — С. 120–121.
- Катькова Е. А. Диагностический ультразвук. Офтальмология (под ред. А. В. Зубарева). — М.: Стром. 2002. — 120 с.
- Каюмова Р. Р. Комплексное ультразвуковое исследование сосудов глаза при гипертонической болезни // Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана. — Ташкент. 2009. — № 1. — С. 17–20.
- Клинические рекомендации. Офтальмология / под ред. Мошетовой Л. К., Нестерова А. П., Егорова Е. А. — М.ГЭОТАР — Медиа, 2006.-238с.
- Нестеров А. П. Глаукома.- М.: ООО Медицинское информационное агентство — 2008. — 360 с.
- Фазылов A. A., Каюмова P. P. Современные технологии ультразвуковой офтальмографии // Методические рекомендации. — Ташкент. 2011. — 23 с.
- Beiges О. Application noninvasive high-resolution ultrasound imaging in ophthalmology//J. Radiol. — 2009. — Vol. 87. (12Pt2). — P. 1962–1968.
- Lawrence P., Oderich G. Ophthalmologic findings as predictors of carotid artery disease // Vase. Endovasc. Surg. — 2009. — Vol. 36. № 6. — P. 415–424.
- Mabuchi F., Tang S. A., Kashiwagi, K., Yamagata, Z., Iijima, H., Tsukahara S. The OPA1 gene polymorphism is associated with normal tension and high tension glaucoma. Am. J. Ophthal. 2007. — 143: 125–130.