Вид разрешенного использования земельного участка как ограничение права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 28.03.2016

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Грунтов, Д. В. Вид разрешенного использования земельного участка как ограничение права / Д. В. Грунтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27567/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье предпринята попытка анализа действующего законодательства, предусматривающего виды разрешенного использования земельных участков. Аргументируются выводы о необходимости совершенствования действующего градостроительного законодательства в части детализации понятия «вид разрешенного использования земельного участка».

Ключевые слова: земельный участок, вид разрешенного использования, ограничение права, градостроительное законодательство.

Включение земельных участков в гражданский оборот предопределило необходимость определения правового режима земельного участка не только как объекта природы, но и объекта гражданских прав, то есть вещи, которая свободно может переходить от одного лица к другому, и использоваться собственником только лишь на его усмотрение без каких-либо ограничений [6, c. 2]. При этом зачастую в пользу данного подхода трактуется и статья 35 Конституции Российской Федерации, в которой содержатся положения о неприкосновенности частной собственности [5]. Однако такой подход в корне неверен, так как земельный участок является очень специфическим видом материальных ресурсов, к использованию и охране которого необходимо предъявлять особые и зачастую весьма высокие требования.

Соответственно, российское законодательство в данной сфере предусматривает, что приобретение прав на земельные участки различными субъектами сопровождается возложением на них определенных обязанностей. Поэтому вполне логичным является то обстоятельство, что «… в процессе выполнения этих обязанностей возникают ограничения на реализацию любого права на землю [6, c. 3]».

Ограничения прав на земельные участки, которые предусматриваются действующим законодательством, весьма разнообразны. Однако представляется, что характеристика разрешенного использования, как основного ограничения, устанавливаемого земельным законодательством, является актуальным и своевременным в условиях необходимости обеспечения согласованного применения норм земельного, гражданского и градостроительного законодательства.

Длительное время единая классификация видов использования земельных участков отсутствовала, что приводило к серьезным различиям в их установлении в разных субъектах Российской Федерации. Только в 2014 году вышел Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков [7]».

Понятие «разрешенного использование земельного участка» вводилось постепенно, раскрываясь во множестве различных нормативно-правовых актов, на протяжении 1991–1998 года, в частности, в законах субъектов Российской Федерации. В юридической литературе, начиная с середины 90-х гг. прошлого столетия, делались попытки дать его научное определение [9]. Так, Г. С. Башмаков, З. С. Беляева и И. А. Иконицкая понимают под разрешенным использованием земельного участка его совокупное целевое назначение, а также требования к его использованию, которые вытекают из территориального планирования и зонирования и из установленных для него ограничений и обременений. Схожую дефиницию дает и Е. А. Сухова: «Разрешенное использование представляет собой результат отнесения участка к соответствующей категории земель, территориального зонирования, установления ограничений и сервитутов, если таковые предусмотрены законодательством [9]».

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка значительно влияет не только на возможные варианты его использования, но и на затраты его правообладателей, связанные как с непосредственной эксплуатацией участка и расположенных на нем зданий, строений и сооружений, так и с осуществлением деятельности по строительству, реконструкции либо перепрофилированию текущей хозяйственной деятельности [6, с. 2].

Градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1]), а также предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (статья 38 ГрК РФ). Вместе с этим, ГрК РФ не содержит ни определения понятия «вид разрешенного использования», ни систематизированной классификации «видов разрешенного использования», ни правил формирования «вида разрешенного использования», ни отсылок к другим федеральным правовым актам, которые регулировали бы эти вопросы.

Попытки обнаружить в комментариях законодательства разъяснения данного понятия не принесли результата. На практике же значение понятия «условно разрешенный вид использования» раскрывается в актах местного нормотворчества и имеет разное смысловое содержание. На уровне же нормативных актов Российской Федерации отсутствует легальное понятие данного термина.

В связи с этим возникает проблема, что из-за разночтения законов возникнет ситуация с ущемлением законных прав и интересов лиц, имеющих земельные участки во владении, либо желающих приобрести участок для своих целей [2, c. 69]. Это выражается в том, что возникает неравенство прав и обязанностей субъектов данных правоотношений в различных регионах Российской Федерации, что, естественно нарушает, в основе, статью 2 Основного закона, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [5]». Такая ситуация приводит к выводу о «декларативном характере положений Конституции Российской Федерации [4, с.207]».

В части 2 статьи 36 ГрК РФ закреплен только комплекс факторов, которые нужно учитывать при установлении видов разрешенного использования, но не установлены сами механизмы определения видов разрешенного использования и не указано, как применять эти факторы. Следствием этого стала широта и многообразие местного нормотворчества, которые отмечают многие ученые в своих исследованиях. Наряду с понятием «вид разрешенного использования», которое на федеральном уровне не имеет легального определения, ГрК РФ содержит также понятие «условно разрешенный вид использования» [8, c. 55]. Вместе с этим, данным нормативным актом в статье 39 раскрывается лишь порядок предоставления разрешения на «условно разрешенный вид использования» земельного участка и объекта недвижимости. При этом в законе не раскрывается содержание рассматриваемого понятия.

Представляется, что для решения данной проблемы необходима существенная модернизация норм градостроительного законодательства.

Во-первых, представляется возможным конкретизировать в нормах ГрК РФ перечисленные понятия путем включения в текст этого нормативного акта их легальных определений. Реализация данного предложения будет способствовать более эффективному правоприменительному процессу органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также упростит понимание градостроительного законодательства иными участниками земельных правоотношений.

Во-вторых, следует включить в текст ГрК РФ бланкетную норму, содержащую указание на тот факт, что виды разрешенного использования земельных участков содержатся в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном специально уполномоченным федеральным органом государственной власти, как, например, это сделано в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации [4]. Однако, здесь появляется еще одна нерешенная проблема, а именно проблема право применения, которая заключается в выборе вида разрешенного использования земельного участка в населенных пунктах после введения в действие классификатора, в случае, если виды разрешенного использования, которые установлены градостроительным регламентом, не соответствуют классификатору. Это, в свою очередь, потребует приведения в соответствие эти нормативные документы.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ с изм. и доп. от 20 апреля 2015 года // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16; 2015. № 17. Ст. 2477 (далее — ГрК РФ).
  2. Гряда Э. А. Способы приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1 (1). С. 66–88.
  3. Гряда Э. А., Ермолаев С. Н. Двадцать лет Конституции России: итоги и перспективы развития // Власть закона. 2014. № 1 (17). С.207.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4359.
  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  6. Крамкова Т. В. Ограничения прав на землю и обязанности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 1 (18).
  7. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 1 сентября 2014 года № 540 // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Шишканов В. А. Проблемы законодательства Российской Федерации о градостроительном зонировании // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2007. № 4. С. 54–56.
  9. Разрешенное использование земельных участков // Юридические услуги в Москве. URL: http://www.mosuruslugi.ru/articles/1078/ (дата обращения: 13.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, разрешенного использования, земельных участков, использования земельных участков, ГрК РФ, земельного участка, разрешенного использования земельного, виды разрешенного использования, использования земельного участка, Конституции Российской Федерации, градостроительного законодательства, кодекса Российской Федерации, развития Российской Федерации, кодекс Российской Федерации, земельные участки, экономического развития Российской, Российской Федерации «Об, субъектов Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, законодательства Российской Федерации.


Похожие статьи

Задать вопрос