Автор: Пантурова Екатерина Владиславовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Пантурова Е. В. Мотивный анализ элегии Сергея Есенина «Возвращение на родину» // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 32-35.



Данная статья посвящена рассмотрению мотива в элегии С. А. Есенина «Возвращение на Родину». Целью исследования является выявление границ, признаков, отличительных черт мотива. Для достижения поставленной цели нужно провести сопоставительный анализ мотива и других компонентов повествования, в результате которого вскроются их интегральные и дифференциальные признаки, и раскроется понятие «мотив».

Итак, в стихотворении преобладают несколько тем: тема Родины, тема возвращения, тема воспоминаний, тема революции. У Есенина тема Родины занимает главное место в творчестве, поэтому и в данном произведении он не оставляет ее без внимания, однако центральной темой выступает тема революции. Таким образом, тематическая сторона (возвращение — воспоминания — революция) находит свое выражение в событийной стороне. Ключевым событием стихотворения, вокруг которого и разворачивается лирическое повествование, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей. Сюжет построен на образовании конфликта между старым и новым, конфликт между прошлым и настоящим. Уровень действия — внутренний: сравнение воспоминаний и нынешней жизни, возникновение конфликта между ними происходит внутри лирического героя. Действие здесь развертывается только в рамках действительного — того, что происходило в прошлом и того, что видит лирический субъект в настоящем [11].

Охарактеризовав сюжет и модальный план лирического действия, стоит обратиться к тематико-семантическому анализу, в рамках которого и обозначится мотивное содержание стихотворения [9].

Так, тема возвращения пронизывает все произведение с самой первой строки («Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой…») [1], однако эксплицитно она развертывается в диалоге между лирическим героем и его дедом в шестой-девятой строфах через семантическую смежность с традиционным библейским мотивом возвращения блудного сына, который раскрывает и уточняет тему.

Следующая далее тема воспоминаний неразрывно связана с темой возвращения. Вернувшись на Родину, лирический герой вспоминает, как данное место выглядело раньше, и видит, как оно изменилось («Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать», «Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность» и др. [1]). Таким образом, к данной теме примыкает мотив ностальгии, потому что при возвращении в конкретное место, лирический герой не чувствует в нем отчий край, место кажется ему чужим, а Родина остается только в недосягаемых воспоминаниях.

На стыке этих двух тем возникает узловая, центральная тема — тема революции («Какмногоизменилосьтам, В ихбедномнеприглядномбыте», «Отцовский дом

Не мог я распознать», «Здесьжизньсестер, Сестер, а немоя», «Уже никто меня не узнает», «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот. Даужи я, конечно, сталнепрежний» [1]). Она связана с изменениями в природе, окружающем мире и жизни людей. Данная тема представлена сразу несколькими мотивами. Мотив тоски о быстротечности времени в четвертой строфе, мотив смерти, связанный с исчезновением, утратой прошлого в пятой строфе, мотив забвения в тринадцатой строфе, мотив смены поколений в четырнадцатой и шестнадцатой строфах и также мотив ностальгии.

Для того чтобы разграничить понятия мотив и событие следует обратиться к предикативным свойствам мотива. Существуют две точки зрения на предикативность мотива. Одни считают, что действие в мотиве является предикатом, т. е. центром, ядром, вокруг которого строятся аргументы-актанты. Тогда при разграничении понятий можно говорить о конкретности события в смысловом контексте всего произведения. Так, в литературной традиции существует мотив возвращения блудного сына, но нельзя говорить о событии возвращения блудного сына вне конкретного контекста. Событие всегда уникально в том или ином произведении, обусловлено не только фактором действия, но и многими дополнительными факторами (особенностями героя, объекта действия и пр.). Таким образом, в данном стихотворении можно говорить о проявлении мотива возвращения блудного сына в определенном событии, которое имеет свои индивидуальные черты — героем является лирический субъект, т. е. «я», действие — «посетил», объект — «родимые места», а именно «сельщина» и др.

Существует и другая точка зрения на предикативные свойства мотива. В отличие от предыдущего мнения, рассматривается способность мотива привносить новую, дополнительную информацию в текст произведения. «Категория мотива предполагает тема-рематическое единство», ведущая роль отдается предикативному компоненту — реме [13, С.8]. Таким образом, мотив возвращение блудного сына можно разделить на тематический компонент («быть сыном») и на предикативные компоненты («быть блудным», «возвратиться»), мотив смены поколений разделить на тематический компонент («наличие поколений») и рематический компонент («смена»).

Эти две точки зрения на самом деле близки, ведь если следовать второму мнению и говорить о значении рематичности, можно сделать вывод, что под предикативными компонентами «быть блудным», «возвратиться» понимается комплекс действий — уход из родительского дома, странствование, скитание, разочарование, осознание, исправление и др. Таким образом, действие и по первому, и по второму мнению является основополагающим компонентом мотива, который, соединяясь с уникальным героем, объектом действия, обстоятельствами и пр., образует конкретное событие в контексте произведения.

Следует также сказать об отношениях мотива и персонажа (героя). Какие же отношения важны для мотивики, если различать понятия «персонаж» и «герой»? При различении этих понятий, персонажи — те, кто либо выполняет действие, либо является участником действия, т. е. они нужны для развития фабулы, при этом нивелируется их значимость в смысловой наполняемости сюжета. Так, персонажами данного стихотворения являются лирический субъект, дед, комиссар, «собачонка», сестра. Герой — это тоже персонаж, но он важен также для развития, динамики и раскрытия смысла сюжета и смысла произведения в целом, в данном стихотворении героем является лирический субъект.

Таким образом, лирический субъект выступает и как персонаж, являясь участником фабульного действия, и как герой, потому что связан с мотивом и, соответственно, со смысловым планом сюжета. Он выполняет определенные действия (возвращение на Родину, погружения в воспоминания, разговор с дедом), которые приводят к конкретным событиям (сравнение мира воспоминаний и настоящего, анализ революции в мире природы и людей), в центре которых герой и находится. Эти события являются основой для раскрытия смысла сюжета и произведения.

Мотив и хронотоп также обнаруживает близость, поэтому стоит сказать об их связи. Близость этих понятий актуализируется лишь тогда, когда в структуре мотива значимыми становятся не только предикат и актанты, но и обстоятельственные (пространственно-временные) характеристики. Так, например, в данном стихотворении мотив ностальгии связан с категориями времени и места — Родина, отчий дом (место), которые находятся только в воспоминаниях, т. е. в прошлом (время) («Я посетил родимые места», но «Какая незнакомая мне местность» и «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот» [1]).

Сложным считается вопрос о соотношении темы и мотива. Часто эти понятия настолько близки, что заменяют друг друга, также невозможно существование только темы в произведении или только мотива, мотив всегда раскрывает тему. Так, в данном стихотворении широкая тема революции связана с несколькими мотивами, через семантическую смежность с которыми полноценно раскрывается ее смысл; тема возвращения конкретизируется мотивом возвращения блудного сына. «Мотив без темы — это не более чем чистая идея перемены». Тема без мотива слишком широка, обширна, чтобы понять ее значение в определенном произведении.

Отдельного внимания заслуживает проблема мотива в лирическом произведении. Особенность мотива в лирике во многом обусловлена спецификой лирического события. Событие в лирике отличается от события в эпосе, чаще всего оно развертывается не во внешнем мире, а во внутреннем мире лирического героя, поэтому оно связано с рефлексией, с переживанием героя. Так, событие часто принадлежит не объективному миру, а миру субъективному. Данное стихотворение не исключение: событием здесь, как мы отметили ранее, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей. Говоря о мотиве в лирическом произведении, важно также подчеркнуть, что «событие непосредственно обращено к читателю как прямому участнику эстетической коммуникации — а тем самым и соучастнику этого события». Так, в стихотворении объективный мир, т. е. пейзаж, проходит через призму субъективного восприятия лирического героя, что приводит к изменению его состояния, разочарованию из-за несоответствия настоящего воспоминаниям из прошлого. Таким образом, событие в стихотворении — это «изменение состояния лирического субъекта, которое несет экзистенциальный смысл для самого лирического субъекта и эстетический смысл для обращенного к читателю лирического сюжета» [5].

Исходя из выше написанного, можно сказать, что мотив в лирическом и эпическом произведении крайне близок, так как в основе лежит то же свойство предикативности, а особенности, различия мотива связаны с лирическим событием.

В контексте лирического произведения стоит отметить и особенности соотношения мотива и темы. Особенностью лирической темы является ее эксплицитность, т. е. оформленность в словесной форме в названии или самом тексте. Так, в данном стихотворении одна из тем вынесена в названии «Возвращение на Родину». Тогда как повествовательная тема выступает как тема ретроспективная, как результат, а не повод для сочетания мотивов, — носит, как правило, имплицитный характер. Таким образом, в лирическом тексте, в отличие от эпического, не тема подчиняется мотиву, а мотив теме.

В целом же лирическая тема предельно рематична [6], а как ранее было замечено в обсуждении предикативных свойств мотива, одной из его главных черт является рематичность. Таким образом, объединение темы и мотива происходит на основе общности функции этих понятий. Именно эта тесная связь и взаимозависимость обуславливает совмещение темы и мотива в лирическом произведении, что происходит намного чаще, чем в эпическом тексте.

Еще одним соотношением, которое требует разъяснения, предстает «мотив — лейтмотив». Есть ли различие между этими литературоведческими терминами? Многие ученые разделяют их не по тематико-семантической характеристике, а по функциональной: характер повтора в тексте произведения. Литературоведы, придерживающиеся этого мнения, говорят о систематичной повторяемости лейтмотива в пределах одного произведения. Таковыми являются мнения В. И. Роднянской, которая определяет лейтмотив как «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, переживания или ситуации» [12]; П. Г. Богатырева, который характеризует лейтмотив как «значимый повтор в пределах текста произведения» [14] и др. Таким образом, можно сделать вывод: лейтмотив — мотив, который повторяется внутри одного произведения. Если же говорить о самом мотиве, то он тоже часто повторяется, но не в одном произведении, а за его пределами. В данной элегии лейтмотивом является мотив ностальгии, он пронизывает все стихотворение, встречается почти в каждой строфе (в первой — «Ту сельщину, Где жил мальчишкой», в третьей — «Отцовский дом Не мог я распознать; Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей», в четвертой — «Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность», в четырнадцатой — «Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя», в пятнадцатой — «Уже никто меня не узнает», в шестнадцатой — «Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот…» [1]). Ностальгия у поэта встречается и в других стихотворениях, и в сборниках (например, сборник «Персидские мотивы»), следственно является мотивом. Таким образом, мотив, который часто встречается за пределами текста, может становиться лейтмотивом, при характерной повторяемости в конкретном произведении.

Существуют кардинальные разногласия в определении мотива, которые возникают при его рассмотрении только с одной стороны, при сравнении его только с одним компонентом нарратива. Для того чтобы избежать неразличения мотива и других частей повествования, чтобы избежать ошибочного его понимания, мы рассмотрели всю систему элементов, составляющих нарратив. При соотнесении мотива и события была выявлена структура мотива, которую составляют действие и актанты, и его рематичность. При рассмотрении пары «мотив — герой» была определена ведущая роль героя в раскрытии мотива (при соотнесении его со смыслом сюжета), его функция как носителя эстетической значимости произведения. При анализе близости мотива и хронотопа были выделены обстоятельственные характеристики мотива. Соотнесение мотива и темы позволяет говорить о тематическом наполнении структуры мотива. Сопоставление мотива и лейтмотива позволяет говорить о функционирования мотива вне конкретного текста. Таким образом, при данных сопоставлениях получено полноценное, системное, обстоятельное понимание мотива в данном стихотворении.

Литература:

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука; Голос. Т.2. Стихотворения (Маленькие поэмы) / Науч. ред. Ю. Л. Прокушев, 1997. — С. 89–93.
  2. Алексеев С. С. О колорите / Москва: «Изобразительное искусство», 1974. — 176 с.
  3. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  4. Джекс Трессидер. Словарь символов. Москва: «Фаир пресс», 2001. — 448 с.
  5. Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии. 2014. № 3. — С. 98- 102.
  6. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 т. / пер. с фр. — Т. 2. — М., 1998. — С. 361–362.
  7. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  8. Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа. // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. фил. н., Тамбов, 2008. — 188 с.
  9. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. — С.78–97.
  10. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.
  11. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.
  12. Роднянская И. В. Лейтмотив // Краткая литературная энциклопедия. — Т. 4. — М., 1967, -1011 с.
  13. «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. — Новосибирск, 1996. — 180 с.
  14. Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Вопросы теории народного искусства. — М.,1971. — С. 432 -437.
Основные термины (генерируются автоматически): возвращения блудного сына, лирический субъект, мотив ностальгии, тема революции, тема возвращения, мотива возвращения блудного, рассмотрению мотива, отличительных черт мотива, сопоставительный анализ мотива, лирического героя, мотив смены поколений, предикативность мотива, предикативным свойствам мотива, отношениях мотива, предикативные свойства мотива, структуре мотива значимыми, основополагающим компонентом мотива, «Категория мотива, мотивом возвращения блудного, способность мотива.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос