Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 6075 раз

Библиографическое описание:

Шувалова, Е. С. Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина / Е. С. Шувалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27258/ (дата обращения: 16.11.2024).



Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина

Шувалова Екатерина Сергеевна, с

Запах является неотъемлемой частью окружающего нас мира и воздействует на нас на физическом, социальном и психологическом уровнях. Запахи исторически динамичны и тесно связаны со многими сторонами нашей жизни, как вещественными, так и нематериальными: с человеческим телом, пространством, работой воображения и памяти. Поэтому аромат представляет собой интереснейший предмет для изучения во многих научных сферах. Ещё великий древнегреческий философ Аристотель в своём сочинении «О душе» затрагивал тему запахов и предпринял попытку их классифицировать. В настоящее время феномен запаха рассматривается в различных аспектах: культурологическом, химическом, биологическом, философском, психологическом и других [6,с.155].

Особенно любопытен запах как компонент поэтики. Становясь запахообразом, аромат выступает как самостоятельный элемент художественного текста и осуществляет разнообразные функции, играющие важную роль в целях глубокого понимания художественного произведения. Запахообраз способствует созданию характерологических черт героя: он активно участвует в построении художественного пространства, вместе с рядом значимых компонентов формирует ценный суггестивный образ, а также гармонично дополняет другие сенсуальные характеристики, такие как звук, цвет, вкус. Примыкая к остальным элементам литературного произведения, запах приобретает символическое, мнемоническое и ассоциативное назначение.

Но этим основные функции запахообраза не ограничиваются. Целью данной статьи является их более подробное и детальное рассмотрение на примере лирики великого русского поэта «серебряного века» Сергея Александровича Есенина, выявление сущностных связей феномена запаха с остальными образами его поэзии и раскрытие значительных свойств аромата для всего построения художественного текста [7,с.65–70].

В его творчестве многосторонность и завершённость, цельность художественного мира достигается посредством яркого изображения окружающей действительности, которая выражается с помощью подробных и насыщенных деталей, несущих в себе оценочную и эмоциональную окраску. В качестве таких деталей выступают и сенсибельные единицы: вкус, звук, цвет и запах. Поэт обогащает текст аромообразами, тесно связанными с русской культурой, а, следовательно, с её бытом и природой.

Сергей Есенин, «последний поэт деревни», воссоздает в своих глубоких и неповторимых произведениях широкие просторы русской земли, воспевая её красоту и гармонию прекрасных картин родной природы. Целостные, удивительные образы пространства в строках стихотворений достигают своей полноты за счёт богатого разнообразия художественных выразительных средств. Русь у поэта — святая, тепло любимая, — представлена совокупностью красок, звуков, благоуханий:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежесть полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь… [4,с.162].

Ковыль и полынь представляют собой естественные для русского поля растения, привычные нашему глазу. Они являются как бы традиционными символами, отражающими характерные картины национального пейзажа. Свинцовый, горький аромат полыни наполняет окружающий лирического героя мир особым запахом, присущим его горячо любимой родине и вместе с тем пробуждающим тёплые чувства от осознания близости с этим уникальным, свойственным его родному краю, явлению.

Некоторые запахи играют роль запахов-ориентиров, выполняющих функцию указателя не только в материальном пространстве, но и в культурно-историческом пласте. Также существуют индивидуальные, национальные обонятельные ориентиры, которые прочно укрепились в сознании русского народа. Ольфакторные характеристики часто применяются ко многим предметам растительного мира, главным образом к тем, что непосредственно произрастают на русской почве. Поэтому в произведениях русской литературы нередко встречаются упоминания отдельных деревьев, трав, плодов, ягод, цветов, типичных для нашей флоры. Они свойственны и для лирики Есенина, в которой поэт стремился отобразить национальные особенности и природные условия жизни в сельской России.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овёс,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос… [4,с.72].

Известно, что самобытный, исключительный национальный «дух» страны формировался на протяжении многих веков, задолго до великих географических открытий и развития международной торговли многообразными благоуханиями и пряностями. Таким характерным запахом для России принято считать аромат мёда. Это подчёркивает и Есенин в данном стихотворении. Кроме того, многосоставный, сложный запах ромашки, чьими цветами усеяны русские равнины, и мёда дополняет и углубляет созданный поэтом пейзажный образ вечерней деревни, пробуждает воображение читателя.

Выстраивая мир своего художественного текста, оживляя в строках яркий образ России, Есенин прибегал к использованию определённых запахов-ориентиров, чьё присутствие содействует более глубокому пониманию специфики русской природы и человека, которого она окружает. Довольно часты употребления хлебных, злаковых запахов, распространённых в русской деревне и её полях: «Хлебной брагой льёт теплынь» [4,с.42], «от овсяного ветерка» [5, с.71], «тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба» [4,с.70], «тихо от хлебного духа» [4, с.98] и др. Особую категорию составляют медовые запахи: «Литии медовый ладан» [4,с.79], «пьяный пах медовый сот» [4, с.42], «Тем же мёдом струится плоть» [5,с.253], «медовый дым» [5,с.45] и др.

Запахообразы помогают воссоздать не просто картины окружающей поэта природы, но и отразить традиционные, исконно русские празднества, в том числе и религиозные:

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит закорогодом

На лугах весёлый пляс... [4,с.52]

Ароматы выступают средством характеристики и описания церковного праздника, благодаря им можно догадаться о том, что речь идёт о Медовом и Яблочном Спасе, во время которых широко были распространены медовые и яблочные угощения. Запахообразы создают особый колорит народных гуляний, привносят яркость и оживляют изображение неповторимой праздничной атмосферы.

Запах материализует пространство, а вместе с тем отделяет его от остальной части мира. Дом считается особенным местом, отличным от всех других. Деревенская «хата» у поэта обладает собственными ароматами, которые составляют и ограничивают индивидуальную атмосферу родной для лирического героя обители, помогают окунуться в крестьянский быт:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз... [4, с.50].

Запах, с одной стороны, привязывает человека к природе, а с другой — определяет границу, отрывающую его от природы и выявляющую его социальность. Он может характеризовать человека, подчёркивать его социальную роль, им может демонстрироваться принадлежность целой группы людей к какому-либо слою. В поэзии Есенина эта функция приобретает новые черты, поскольку представленные им классы — земледельцы и крестьяне — неотрывно связаны с природой, на которой сосредоточены их деятельность и быт. «Народный дух» отражает всю тяжесть и трудность каждодневной работы человека:

Сон избы легко и ровно

Хлебным духом сеет притчи.

На сухой соломе в дровнях

Слаще мёда пот мужичий [5,с.89].

Медовая доминанта позволяет понять, что автор тепло относится к рабочему люду и его тягостному труду, возможно, даже гордится выносливостью крестьянина перед сложной работой в поле. Поэта не отталкивает смрад пота, он перекрывает его сравнением со сладким благоуханием мёда. Аромообраз, вновь связанный с традиционными для русской культуры запахами, приближает поэзию Есенина к простому народу и вызывает у читателя положительное отношение к непростой деятельности деревенских жителей.

Ароматней медуницы

Пахнет жней весёлых пот [4,с.209].

Как природа влияет на человека, так и человек воздействует своим трудом на благодатную природу. Точно так же взаимопроникают запахи человека и окружающего его мира, устанавливая связь не просто физическую, но и духовную, сближающую.

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить? [4,с.60].

Или:

Мне нравится степей твоих медь

И пропахшая солью почва… [4,с.329].

При соприкосновении человека с действительностью, установлении взаимодействия между его органами чувств и материальным миром, художественное изображение обогащается и расширяется. Во многом этому способствует запахообраз, сопутствующий временам года и суток, вносящий разнообразие в пространственно-временной пласт:

Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман… [5,с.52].

Запахообразы в лирике Есенина характеризуют не только уникальные национальные черты родного края, но также и выявляют эти признаки у чужих стран. В «Персидских мотивах» поэт нередко прибегает к образу благоухающей розы, которая выступает символом цветущей любви, являющейся одной из ведущих тем цикла. В данном случае аромат отражает внутреннее состояние героя, выполняет демаскирующую функцию. Но кроме этого чужая земля обладает и другими запахами-маяками:

Золото холодное луны,

Запах олеандра и левкоя… [4,с.183].

Привязанность поэта к природному миру отзывается и в его любовной лирике. Сергей Есенин приписывает своим возлюбленным характеристики, свойственные его изображению стран. Образ запаха соприкасается с образом тела, в синтезе создавая единую и целостную совокупность особенностей героя. В «Персидских мотивах» благодаря запаху женский образ приобретает связь с родиной и углубляет свои национальные черты. Вместе с этим аромат розы является показателем чувств лирического героя, его нежности:

Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах… [4,с.177].

Та же функция запахообраза наблюдается в стихотворении о русской девушке. Благодаря упоминанию медового аромата — запаха-ориентира России в лирике Есенина, — она обретает милые поэту черты родного края. Также запах и в этом случае исполняет роль выразителя тёплых чувств лирического героя.

Но остался в складках смятой шали

Запах мёда от невинных рук… [4,с.65].

Апперцепция аромата складывается не только из непосредственно обонятельных ощущений, но и из настроений и воспоминаний, связанных с этим запахом. Одной из основных функций запахообраза является его способность обнажить внутренние, скрытые переживания лирического героя, обнаружить текучесть состояний и восприятий личности. В некоторых случаях он становится индикатором человеческих эмоций, определяет его душевное состояние: радость, умиротворение, грусть, воодушевление, тревогу.

Закадили дымом под росою рощи…

В сердце почивают тишина и мощи... [4, с.44].

Кадильный запах ассоциативно связывается с церковным благоденствием и покоем, что подтверждается в следующей строке, упоминающей элемент православного культа. Образ запаха в данном случае указывает на умиротворение и духовное спокойствие героя.

Процесс обретения воспоминаний через запахи был назван «феноменом Пруста». Доказано, что запахи могут пробуждать воспоминания о далёких и эмоциональных событиях. Эта мнемоническая функция запахообраза в художественном произведении ликвидирует пространственно-временное расстояние между лирическим героем и образом, проснувшемся в его воображении. Запах становится сюжетообразующим элементом, создающим параллельное художественное пространство.

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь. [2,с.138].

Запахообразы отражают историческую эпоху и отношение к ней как и автора, так и социальных групп. В стихотворении Есенина «Русь уходящая» поэт затрагивает тему Октябрьской революции и её последствий, из-за которых привычная и любимая автором Россия изменялась. Используя компонент сенсуальной системы, автор показывает своё оправдательное отношение к людям старшего, консервативного поколения, которые не могут вслед за Россией изменить своё мышление.

Кто бросит камень в этот пруд?

Не троньте!

Будет запах смрада.

Они в самих себе умрут,

Истлеют падью листопада… [4,с.275]

В художественном произведении особенно любопытна совокупность ольфакторных единиц с другими сенсибельными элементами, такими как звук и цвет. Есенинский пейзаж — цветущий, звучащий, благоухающий. Поэзия Есенина наполнена сочными красочными образами, достигаемыми благодаря слиянию различных чувственных характеристик художественного пространства:

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз… [4,с.156].

Цветоообраз «синее» играет роль символа — родины, понимающейся как божественное и возвышенное в сознании лирического героя [6,с.13–17].

Запахообраз создаёт параллельный мир сакрального и священного — мир безмятежной души, — который соотносится с внешним образом — родным краем, тоже находящимся в гармонии и покое. Образуются два художественных пространства, переплетающихся друг с другом. Сладость мёда и благоуханная нежность роз дополняет «синее, нежное» отношение к отчизне.

При рассмотрении неотъемлемой связи между биографическими сведениями и творчеством Сергея Есенина выясняется, что запахообраз в его лирике, помимо перечисленных выше функций, создающих объёмное и целостное поэтическое пространство России, также отражает настроения и состояние самого автора. С 1922 года Есенин переживает духовный кризис. Этот переходный момент проявляется в его поэзии, подчёркиваемый и использованными автором аромообразами. В стихотворениях начинает возрастать количество «мёртвых» запахов, в его мире «чадит мертвечиной» [4,с.128], царствует «гнилая сырость» [4,с.200]. Поэт, как и прежде, неотрывно связан с русской природой, но растения в его лирике сухие, увядшие: «полевая солома» [4,с.133], «сено» [4.с.137], «сена охапку» [4,с.191] и другие. В этом заключается скрытый параллелизм: дух увядающего растения — сам увядающий человек.

Запах как художественное явление определяется творческими принципами писателя, его мироощущением, мировоззрением и стилем. Творчество Есенина пронизано образом его родного края, сакрального и любимого, заботившего автора. Почти каждый художественный элемент его лирики, каждая тема содержит в себе этот природный, родственный компонент. Лирика поэта неотрывно связана с самым дорогим для его сердца — Родиной. Поэтому и функции рассматриваемого запахообраза непосредственно касаются специфики изображения России в есенинских произведениях.

Можно выделить основные функции запахообраза, особенно ярко отразившиеся в лирике Сергея Есенина:1) аромат становится средством познания, приближающим читателя к образу деревенской России, раскрывающим для него особенности и тонкости национальной самобытности; 2) создает пейзажный образ России; 3) лексика с семантикой запаха разоблачает лирического героя произведений, одаряет его дополнительными эмоциональными характеристиками, выявляет его глубинные связи с другими компонентами поэзии; 4) влияет на построение художественного мира, формирует исторические, пространственные и временные рамки или, наоборот, стирает их.

Таким образом, можно сделать вывод, что запахообразы играют большую и важную роль в лирике Сергея Александровича Есенина. Они крепко связаны с остальными образами его поэзии и достаточно многозначительны для гармоничного, стройного построения всего художественного текста. Запах непостижимы образом объединяет различные явления жизни, ярко отражённые в его поэзии.

Литература:

  1. Вайнштейн О. Б. сост. Ароматы и запахи в культуре. Кн.1, М.: «Новое литературное обозрение», 2010–616 с.
  2. Вайнштейн О. Б. сост. Ароматы и запахи в культуре.. Кн. 2, М.: «Новое литературное обозрение», 2010–672 с.
  3. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т.1. — М.: «Советская Россия», «Современник», 1990 г — 479 с.
  4. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т.2. М.: «Советская Россия», «Современник», 1990 г — 383 с.
  5. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. насоис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. С. 13–17
  7. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций PaxGrid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.
Основные термины (генерируются автоматически): запах, лирический герой, родной край, Россия, художественный текст, лирик, образ, поэт, функция, художественное произведение.


Задать вопрос