Библиографическое описание:

Васяева К. О., Лихачева О. В. Церковные праздники в сборнике «Радуница» С. А. Есенина // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 7-10.



Поэтический мир С. А. Есенина — это глубокий и неповторимый мир, в котором очень ярко воскресает славянская душа, искренняя и вечно взволнованная, мир, в котором православная культура воплощает единство с народом, с народными традициями. Православие для Есенина — это особое мировоззрение, которое находит свое отражение в поэзии. Традиции православной литургики, церковные праздники, строки из молитв, церковных богослужений органично вписались в духовный контекст творчества Есенина.

В нашей работе рассмотрены церковные праздники в сборнике С. А. Есенина «Радуница». Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в ноябре 1915 года с датой на обложке — 1916 год. Название сборника раскрывает его содержание, предваряет направленность и тематику стихов.

В словаре церковных терминов Д. Л. Покровского «Радоница — день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи» [6, с. 126]. Название праздника подводит христиан к пониманию того, что не нужно печалиться о смерти близких (тем более в Светлую седмицу), наоборот, следует радоваться их рождению в жизни вечной, ведь у Бога все живы: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Называя так свой сборник, Есенин, во-первых, указывает на народную направленность этого сборника, а, во-вторых, показывает, что смерть и жизнь — явления, которые тесно связаны друг с другом, два этапа пребывания человека.

С одной стороны, Радоница — это день поминовения усопших, а с другой, так называется один из народных праздников. В начале весны вся деревня выходила на кладбище — поминать усопших родственников, женщины причитали, а потом начиналось веселье.

П. И. Мельников (Андрей Печерский) повествует: «Весенние гулянки по селам и деревням зачинаются с качелей святой недели и с радуницких хороводов...На тех гулянках водят хороводы обрядные, поют песни заветные — то останки старинных праздников, что справляли наши предки во славу своих развеселых богов» («В лесах»). Сохранилась поговорка: «На радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут» [3, с. 29]. Следует заметить, что название праздника в интерпретации Есенина изменяется: праздник называют «Радоница», а у Есенина «Радуница». Возможно, название связано с древним празднованием этого дня, когда народ веселился, отдыхал от забот. Поэтому у Есенина этимология слова ассоциируется с глаголом «радуюсь».

Именно в ранних произведениях Есенина, в сборнике «Радуница», наиболее ярко отражены религиозные мотивы. В 1924 году Есенин писал: «Самый щекотливый этап — это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях» [5, с. 43]. Стихи сборника показывают, что поэт прекрасно знал православные праздники, традиции проведения праздников, а также молитвы и церковные песнопения, что было обусловлено влиянием деда, который с детства прививал ему религиозное воспитание, это можно проследить в строках стихотворения «Письмо деду» (1924):

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить: «Достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры» [1, с. 217].

В данных строках упоминаются основные молитвы, которые обязан знать каждый православный христианин: «Достойно есть», «Отче наш», «Символ веры». Следует отметить, что С. А. Есенин обучался в церковно-учительской школе, изучал Закон Божий и, конечно же, знал тексты молитв. Поэтому в своих стихах Есенин использует христианскую символику, тексты молитв. Это проявляется даже в названиях стихотворений. Например, «Богомолики», «Поминки», «Инок», «Троица», «Чую радуницу божью»... и др. В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона: березы — «большие свечки», ели — «монашки», ветер — «схимник», дождь стучит «молитвой ранней», «У лесного аналоя воробей псалтырь читает» [5, с. 42]. В общении с природой, со всем, что его окружает, поэт переживает то горечь, то радость, то радость, то сожаление и скорбь, то успокоение. Гамма его настроений широка и пестра потому, что такова русская жизнь [3, с. 38].

В сборнике «Радуница» Есенин упоминает церковные праздники: Троицу и Радоницу.

В стихотворении «Троица» автор рассказывает об одноименном празднике:

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон [1, с. 28].

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Светлой Пасхи. В стихотворении описано утро праздника. С самого утра народ идет на службу, на утренний канон: «Тянется деревня с праздничного сна…». Следует отметить, что неспроста употреблен эпитет «праздничный». Троица всегда празднуется в воскресенье, но началом праздника, по традиции православных христиан, считается вечер субботы, когда служится вечерняя служба, поэтому ночь, а соответственно и сон, уже являются праздничными. Также в стихотворении упоминаются и народные традиции праздника: «На резных окошках ленты и кусты…». Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой [4, с. 473].

Особо следует отметить строчку «Я пойду к обедне плакать на цветы». Обычно на праздник Троицы прихожане приносят цветы, поэтому в церкви все заставлено букетами, все благоухает. После Литургии сразу же читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Следует отметить, что верующие в этот момент впервые после Пасхи встают на колени. Молитвы коленопреклонения имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии.

Природа в стихотворении воссоединяется с церковной службой: «по березкам белый перезвон», что создает впечатление колокольного звона, «в благовесте ветра хмельная весна», будто ветер несет благую весть и разносит в каждый дом, созывая на утреннюю службу.

В стихотворении «Чую радуницу Божью» автор повествует о празднике Радоница:

Чую радуницу божью —

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на траву [1, с. 38].

Слово «Радуница» было взято Есениным из религиозного лексикона. Радуница — день поминовения усопших [5, с. 41].

Следует отметить, что Есенин воспринимает этот праздник без скорби, без горечи, наоборот смерть для Есенина — должное. Это доказывает строчка «Не напрасно я живу». Праздник поминовения усопших заставляет задуматься о том, что наша жизнь тоже имеет свой срок, Есенин осознает это, но не отчаивается, наоборот, указывает, что жизнь продолжится. Именно такое отношение к смерти должен иметь каждый православный христианин, ведь умирает только физическая часть, а именно, наше тело, душа же продолжает существовать.

В стихотворении наблюдается метафорическое соединение религиозных образов, символики и природы. Таким приемом Есенин будто бы уподобляет жизнь природы церковному богослужению. Например, дуброва у Есенина сравнивается с Царствием Божиим:

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес [1, с. 38].

В последней строке стихотворения упоминается Богородица:

Я поверил от рожденья

В Богородицын покров

В этой строчке Есенин говорит о покровительстве Пресвятой Богородицы, видит в этом ее заступничество. Следует отметить, что у православных существует праздник Покров Пресвятой Богородицы, который празднуется осенью (1 октября) 14 октября. Этот праздник характеризует собой защиту Богородицы от врагов.

Нередко в сборнике можно встретить образ странника. Таким Есенин представляет Николая Чудотворца:

На престоле светит зорче

В алых ризах кроткий Спас.

«Миколае-чудотворче,

Помолись ему за нас» [1, с. 142].

Неслучайно, Микола странствует по земле, помогает нуждающимся, ведь Николай Чудотворец — покровитель путешествующих:

«Ой ты, лес мой, хороводник,

Прибаюкай пришлеца» [1, с. 140].

У Есенина Николай Угодник молится не только за «здравье православных», но и за победы, за укрытие в бедах:

Говорит господь с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют» [1, с. 141].

Почему же Есенин вводит в свои стихи образ Николая Чудотворца? Это связано с тем, что Николай Угодник обладает огромной силой, в народе его считают вторым после Бога заступником.

Следует отметить, что у православных христиан есть праздник в честь памяти Николая Чудотворца: Никола Зимний и Никола Летний.

Николой Зимним в православной традиции принято называть день смерти святого Николая Чудотворца, который празднуется (6 декабря) 19 декабря. В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы» [2].

Никола Летний (также Никола вешний) — православный праздник в честь дня поминовения переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI века. Этот день празднуется (9 мая) 22 мая. Поскольку Николай Угодник почитался как покровитель плодородия, к его празднику были приурочены так называемые «хождения в жито» — ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае. Дождь на Николин день считали «великой милостью Божией», предвестием удачного года [2].

В стихотворении С. А. Есенин вероятнее всего упоминает праздник «Никола Зимний», так как в конце стихотворения встречается народное празднование Николы Зимнего:

Засучивши с рожью полы,

Пахаря трясут лузгу,

В честь угодника Миколы

Сеют рожью на снегу [1, с. 143].

Этот ритуал проводился для того, чтобы Николай Чудотворец принес богатый урожай. С этой же целью вводится образ Богородицы, которая сзывает «ангельских птиц» (голубей) клевать рожь, подкармливает птиц:

Кроют зори райский терем,

У окошка божья мать

Голубей сзывает к дверям

Рожь зернистую клевать.

«Клюйте, ангельские птицы:

Колос — жизненный полет».

Ароматней медуницы

Пахнет жней веселых пот [1, с. 142–143].

Церковные праздники, христианская символика являются предметом вдохновления в сборнике. Важным является то, что, несмотря на большое разнообразие православных праздников, Есенин изображает в сборнике именно Троицу и Радоницу. Именно праздник Троицы считают появлением церкви. В празднике соединены три силы: Отец, Сын и Святой Дух. Праздник Радоницы — особый день, который заставляет задуматься о жизни, обязывает христиан радоваться, воспринимать смерть как рождение в жизнь вечную, потому что победа над смертью, одержанная воскресением Христа, вытесняет печаль и дает надежду на спасение.

Религиозное воспитание, которое получил поэт в детстве, отложило отпечаток на его поэзии. Сергей Александрович Есенин — гениальный выразитель настроения русской души. На протяжении всего творчества взгляды Есенина менялись, но именно в сборнике «Радуница» в полной мере отражены религиозные настроения поэта, взаимосвязь христианской символики и русской природы.

Литература:

  1. Есенин С. А. Избранные сочинения/Сост., вступ. статья и примеч. А. Козловского. — М.: Худож. лит., 1983.- 432 с., 16 л. Ил., порт. — (Б-ка классики. Сов. лит.).
  2. Иванчина Е. Никола летний [Электронный ресурс] URL:

http://foma.ru/nikola-letniy.html (дата обращения: 7.11.2015)

  1. Кошечкин С. П. Сергей Есенин. Раздумья о поэте. М., «Советская Россия», 1974. 224 с.
  2. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. ст. и прим.
  3. А. Ф. Некрыловой; Ил. Е. М. Белоусовой. — М.: Правда, 1989. — 496с., ил.
  4. Наумов Е. И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество.- Изд. 2-ое. — М.- Л.: Просвещение, 1965.- 280 с.
  5. Словарьцерковныхтерминов. — Sharon, Massachusetts: «Izograph Studio», 2002.- 166 с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): сборнике «Радуница», поминовения усопших, церковные праздники, Николая Чудотворца, Церковные праздники, праздник Троицы, православный христианин, Николай Чудотворец, «Чую радуницу, утренний канон, березкам белый, праздник Троицы прихожане, стихотворении «Чую радуницу, всецерковного поминовения умерших, Николай Угодник, Пресвятой Богородицы, контекст творчества Есенина, Праздник поминовения усопших, тексты молитв, ранних произведениях Есенина.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос