Разработка занятия по русскому языку на тему «Духовное наследие наших предков» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 19.03.2016

Статья просмотрена: 1366 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Разработка занятия по русскому языку на тему «Духовное наследие наших предков» / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 728-731. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27209/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ахмад аль-Фергани. Абу Наср Фараби. Абу Райхан Беруни

Модель технологии обучения на практическом занятии

Учебное время— 2 часа

Форма учебного занятия

Практическое занятие

План практического занятия

1. 1. Контроль усвоенных знаний по ранее пройденной теме (вопросно-ответная беседа по ранее пройденной теме).

2. 2. Новый материал: работа с новыми словами;

работа с текстом «Абу Райхон Беруни»;

3. Практическое закрепление нового материала (лексико-грамматические задания)

4. Задания для самостоятельной работы.

Цель учебного занятия: обучение работе с текстом, извлечению основной информации из нее и записи ее в виде тезисов.

Задачи преподавателя:

  • Рассказать о вкладе великих ученых в развитие мировой науки;
  • Научить нахождению нужной информации из текста;
  • Научить выразить главную мысль мини-текста в заголовке;
  • с целью закрепления лексической темы занятия вовлечь в игру «Кто быстрее».

Результаты учебной деятельности:

Студенты должны:

  • Активно участвовать в беседе по пройденной теме «П. Ф. Лесгафт»;
  • Уметь находить нужную информацию из текста и фиксировать ее в тетради;
  • Научиться работать с мини-текстами, сформулировать их название, сделать краткое устное сообщение;
  • Выработать навык групповой работы, участвуя в игре «Кто быстрее» по теме занятия.

Методы и техника обучения

Вопросно-ответная беседа, работа с мини-текстами, игра «Кто быстрее», письменные задания.

Средства обучения

Визуальные материалы, дополнительные тексты, учебная доска

Формы обучения

Групповое практическое занятие. Фронтально-индивидуальная работа.

Условия обучения

Аудитория для работы с визуальными материалами

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

Беседа или ответы на вопросы по ранее пройденной теме.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

III. Новый материал. Работа с текстом.

  1. Вступительная беседа.
  2. Работа с текстом, с новыми словами.

Ахмад аль-Фергани

(797–865)

Абул Аббос Ахмад ибн Мухаммад ибн Кассир аль-Фергани после получения начального образования он продолжает учёбу в Мерве, считавшемся в то время центром науки, затем по приглашению начинает работать в Багдаде в “Доме учёных”.

Его труды “Небесные движения и книга об общей астрономии”, “Книга о создании астролябии”, “Книга о работе с астролябией”, “Таблицы аль Фергани”, “Книга об определении времени нахождения Луны над и за землёй”, “Расчёты семи климатических поясов”, “Книга по созданию солнечных часов”, “Обоснование теоретических взглядов в книге “Зиж” (астрономия) Аль-Хорезми” и другие имели большое значение для науки той эпохи.

Ахмад аль-Фергани своими изобретениями создал научную базу для перехода к гелиоцентризму, исследовал солнечные и лунные затмения, указал длину меридиана земного шара, изобрёл прибор, определяющий гидрометеорологическую природу реки Нил, разделил земную поверхность на семь поясов, создал теорию определения времени, небесного свода по астролябии и много другое.

ЗАДАНИЕ 24. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

  1. Кем был Ахмад аль-Фергани?
  2. Какие труды Ахмада аль-Фергани вы теперь знаете? (см.текст)
  3. Какие научные исследования проводил Ахмад аль-Фергани?
  4. Что изобрел Ахмад аль-Фергани?

Абу Наср Фараби

(873–950)

Аль-Фараби Абу Наср Ибн Мухаммед — философ, учёный–энциклопедист, астроном, математик, медик средневекового Востока. Прозвище — Второй учитель (после Аристотеля). Основные сочинения: “Геммы мудрости”, “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”, “Трактат о классификации наук”, “Большая книга о музыке”.

Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городе Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана).

Полное имя — Абу-Наср- Мухаммад — Ибн Мухаммед Ибн Таркхан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.

Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим — в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и др городах Арабского халифата.

Многие годы жизни он провел в Багдаде. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей того времени. Именно здесь ему был присвоен титул “Муаллим ассана” — Второй учитель. Звание “второго” подразумевало наличие “первого”, под которым имелся в виду Аристотель.

Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, но уже к концу жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой.

Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат “О классификации наук”, в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследований каждой. Он покидает Багдад и направляется в Египет через Дамаск. Умер он в возрасте 80 лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот.

ЗАДАНИЕ 31. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

1. Кем был Абу Наср Фараби?

2. Когда и где он родился?

3. Какие основные сочинения Абу Наср Фараби вы теперь знаете?

3. Сколько языков знал Абу Наср Фараби?

4. Где он провёл многие годы своей жизни?

5. Когда умер Абу Наср Фараби?

ЗАДАНИЕ 32. Расскажите кратко содержание текста.

Абу Райхан Беруни

(973–1048)

Аль-Беруни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.

Впервые на Среднем Востоке Беруни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли.

Его полное имя Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Беруни. Родился он 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма — городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что он был круглым сиротой.

Он получил блестящее математическое и философское образование.

Первым учителем Беруни был Абу Наср Мансур ибн Ирак ал-Джади. Основные работы Беруни посвящены математике и астрономии, которые имели огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий.

Результаты и достижения исследований Беруни во всех перечисленных областях оставались непревзойдёнными в течение нескольких веков. Беруни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), ис-ходя из представлений о её шарообразной форме, объяснил явление утренней и вечерней зари, как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца, разработал астрономические методы геодезических измерений, усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время В самом первом сочинении “Хронология древних народов” (1000 г.) Беруни собрал и описал все известные в то время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в “Книге истолкования основных начал астрономии” и в других научных трудах.

Жил в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, среди которых Ибн Сина, аль-Хорезми — основатель алгебры.

В 1017 году Беруни написал свой главный труд — “Канон Масуда по астрономии и звездам”, в котором даётся описание общей картины мира.

Научное наследие ал-Беруни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии.

В старости он потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным “механизмом” продолжения жизни бодрый дух. Тело его было предано земле в 1018 году в Газни. Ныне его имя занесено на карту Луны.

ЗАДАНИЕ 28. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

  1. Кем был Абу Райхан Беруни?
  2. Когда и где он родился?
  3. Какое образование получил Абу Райхан Беруни?
  4. Чему посвящены его основные работы?
  5. Какие астрономические открытия Абу Райхана Беруни вы знаете?
  6. Какую академию он возглавлял?

ЗАДАНИЕ 29. Найдите в тексте предложения с придаточными определительными. Замените определительные придаточные причастными оборотами.

ЗАДАНИЕ 30. Расскажите о научном наследии Беруни.

Решите тесты:

1) Основателем какой науки является Аль-Хорезми?

А) Физики

Б) Химии

С) Астрономии

Д) Математики

2) Какое учебное заведение носит имя Беруни?

А) Ташкентский университет информационных технологий

Б) Ташкентский политехнический университет

С) Ташкентский аграрный университет

Д) Национальный государственный университет Узбекистана

3) Под каким именем в Европе известен Беруни?

А) Авиценна

Б) Аль-Фраганус

С) Тамерлан

Д) Аль-Бароне

4) Какое из указанных произведений создал Беруни?

А) «Канон врачебной науки»

Б) «Звездные таблицы»

С) «Канон Масуда по астрономии и звездам»

Д) «Книга о создании астролябии»

5) Когда родился Аль-Хорезми?

А) 980г.

Б) 783г

С) 990г.

Д) 797г.

6) Когда родился Ахмад Аль-Фергани?

А) 983г.

Б) 780г.

С) 990г.

Д) 797г.

7) В каком научном заведении совершенствовали свои знания Аль-Хорезми, Аль-Фергани и многие другие ученые Востока?

А) В медресе в Багдаде

Б) В «Доме ученых» («Байт-ул-Хикма»)

С) В высшей школе в Константинополе

Д) В медресе Улугбека

Приложение 1.

В Узбекистане сформировалась собственная астрономическая школа, заложенная еще Беруни, Улугбеком, Гиясаддином Джемшидом. Еще в древности их научные труды по астрономии, изучению движения небесных светил получили всемирную славу. Ими впервые была составлена наиболее точная карта звездного неба.

В настоящее время в республике создана астрономическая сеть для изучения климата нашего края. Совместно с учеными и специалистами США, Италии, Японии узбекские ученые ведут исследования по изучению движения полюсов Земли на Китабской станции имени Улугбека, построенной еще в 1930 году.

Научное творчество Ахмада Фергани отличается большим разнообразием. Ему принадлежат труды по географии, теоретической и практической астрономии, математике. В Европе его называли Альфраганус. Его труды пользовались большим интересом.

Он писал учебники и конструировал астрономические приборы. Им была создана теория определения и предсказания солнечного и лунного затмений.

Произведения ученого и при его жизни служили учебниками для его современников. Они уже в XII веке были переведены на латинский, а в XIII веке на европейские языки. Уникальные экземпляры научных трудов нашего великого соотечественника хранятся в престижных библиотеках Запада.

Народ Узбекистана гордится огромным духовным наследием, созданным за тысячелетия. В IX веке Аль Хорезми заложил основы науки, которую позднее европейцы называли «алгеброй».

Существование большого материка предвидел, дав этому научное обоснование, ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни. И только через пять веков великий Колумб откроет его и назовет Америкой.

Знаменитый трактат «Канон врачебной науки» Ибн Сино 30 раз был издан на латинском языке и в средние века изучался во всех медицинских институтах мира.

Глубоко изучая историческое наследие наших предков, таких, как Бабур, Аль Бухари, Алишер Навои, Амир Темур, ученые Узбекистана достойно продолжают их дела.

Основные термины (генерируются автоматически): Беруни, Багдад, Аба, пройденная тема, астрономия, ЗАДАНИЕ, Книга, практическое занятие, работа, Узбекистан.


Похожие статьи

Разработка занятия по русскому языку на тему «Моя специальность»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Задачи народного образования в Узбекистане»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Необходимо совершенствовать экологию семьи»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Спортивный характер»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Мы волшебники»

Организация проектной деятельности обучающихся по изучению концепта «Человек» на уроках русского языка

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с изучением истории и традиций родного края

Похожие статьи

Разработка занятия по русскому языку на тему «Моя специальность»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Задачи народного образования в Узбекистане»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Необходимо совершенствовать экологию семьи»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Спортивный характер»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Мы волшебники»

Организация проектной деятельности обучающихся по изучению концепта «Человек» на уроках русского языка

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с изучением истории и традиций родного края

Задать вопрос