Автор: Мисрбекова Махлиё Мисрбек кизи

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Мисрбекова М. М. Тамга Амира Темура // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 645-647.



В изучении истории узбекской государственности тамги, гербы, печати, тавра, клейма и другие знаки и метки имеют большое историческое значение. Тамги и похожие на тамги другие знаки, являющиеся знаками принадлежности к какому-либо роду или племени, благодаря своим особенностям, входят в число важных исторических источников. Интерес к тамгам, которые широко распространены в тюркском мире, не иссякает вот уже два столетия. Несмотря на это, до настоящего времени нет общего заключения об их появлении, классификации и функциях.

Тамга считается родовым знаком у тюркских и у других народов. Тамги оттискивались на домашних животных, которые были общим имуществом рода у древних кочевых скотоводческих народов, или на изделиях, производимых представителями рода. Обычно, определенное поколение рода наследовало тамгу от своих предков и присоединяло к нему дополнительный знак или же изменяло её.

Однако было бы неправильно толковать тамгу только как знак принадлежности, оттискиваемый на скоте. Тамга служила также и магическим знаком, который был связан с божественной религией (поклонение Тенгри) тюрков. Позднее тамги превратились, как гербы и печати, в знак семейной и личной (частной) собственности, а иногда даже и в государственный символ.

В истории нашей Родины идея великой государственности Амира Темура нашла своё выражение в различных символах, знаках и изображениях, в том числе в его тамге. Арабский историк Ибн Арабшох и направленный в 1403 году королем Кастилии и Леона во дворец Амира Темура испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо в своих произведениях оставили сведения о государственных символах и тамге Сахибкирана (один из титулов Амира Темура, означающий «Счастливец», «Рожденный под счастливой звездой»). Клавихо приводит сведения о печати, монетах и отчеканенной на различных изделиях тамге, состоящей из трех колец [1, б. 147–148].

Ибн Арабшох писал: «Тамга на его конях и лошадях, знак, отчеканенный на него монетах и золотых изделиях, представляет собой вот такие три кольца» [2, б. 65]. Но в тамге, изображенной Ибн Арабшохом, два кольца расположены внизу, а одно кольцо наверху.

Тамги, вытисненные на монетах Амира Темура, встречаются двух видов, однако, описанный Ибн Арабшохом вид встречается чаще. В серебряных мири, отчеканенных от имени Амира Темура и Махмуда в 793 году хиджры (1391 год) в Самарканде и в 797 году хиджры (1394 г.) в Хорезме наверху изображено одно кольцо. В серебряной монете, отчеканенной от имени Амира Темура и Мухаммада Султона в 805 году хиджры (1402 г.) в Язде (Йазд), в медных фулусах, отчеканенных от имени Амира Темура, одно кольцо изображено снизу [3, приложения].Вокруг изображения тамги написаны слова «Рости — русти», которые означают «Сила — в справедливости». На монетах Амира Темура, хранящихся в Британский музеях, также вытиснен этот девиз (лозунг). Это можно увидеть также на печати письма Амира Темура, отправленного королю Франции Карлу VI.

До Темура точно такие же знаки использовали и Караханиды (XII век). В монете Аргуна (1284–1291 гг.) из династии Хулагуидов, отчеканенной в Мерве, также имеется аналогичная тамга с тремя кольцами.

Хотя в годы правления Мирзо Улугбека, внука Темура, в Самарканде и в Бухаре выпускались серебряные монеты, они чеканились не от его имени, а от имени его отца Шохруха Мирзо. Лишь после смерти своего отца Шохрухa Мирзо, Улугбек стал чеканить серебряные монеты от своего имени. На серебряных монетах Шохруха Мирзо нет тамги и имени Сахибкирана, которые встречаются на монетах Амира Темура. А на монетах Мирзо Улугбека кроме его имени есть также имя Амира Темура и тамга государства Темура. Кроме Мирзо Улугбека никто из поколения Темуридов не чеканила на монетах вместе со своим именем имени Амира Темура. Мирзо Улугбек чеканил такие же монеты в 851 году хиджры (1447 г.) в Хорезме, в 852 году хиджры (1448 г.) в Герате [3, б. 64]. Эту традицию продолжил внук Темура Абу Саид (1451–1469 гг.) [4, с. 181].

До настоящего времени не выяснено, какой смысл хотел отразить Амир Темур в этом символе. По мнению Клавихо, эта тамга означает, что Темурбек — властитель трёх частей света. Его трактовка основана на том, что в античное время Ойкумена — вся территория, где проживают люди — состояла из взаимосвязанных между собой трёх частей, омываемых водами Внешнего океана: Европы, Азии и Африки. По этой причине считалось, что можно реализовать идею овладения всегм миром. Эту идею стремился осуществить Алексадр Македонский, а затем претендовавшие на господство всем миром римляне. Это определение оказало сильное влияние на взгляды античных и европейский путешественников средних веков вплоть до Великих географических открытий.

Хильда Хукхэм в своей документально-исторической повести, посвященной Амиру Темуру, писала, что в треугольном знаке, состоящем из кругов, спрятано значение, что Сахибкиран — властитель трех благожелательных планет [5, б. 76–77].

По мнению некоторых ученых, эта тамга является символом черепа вола (быка), то есть изображение двух его глаз и рта. Вол (бык) в традиции народов Древнего Востока считался символом плодородия, упрямства и твёрдости, терпения и непоколебимости, ярости (свирепости) и силы [6, с. 64].

Различные народы и традиции по разному трактовали этот символ. Три кольца трактуются и как магический символ мира, олицетворяющий три цикла жизни — прошлое, настоящее и будущее [7, с. 95]. Круг, кольцо, свернувшаяся в клубок змея в греческом языке называются «ki-klos», и слово «цикл» произошло от этого названия. Жрецы древнетюркской религии — тенгрианства изображали свой символ в виде двух змей, обвившихся вокруг столпа мира (дерева) [8, с. 427].

История тамги Амира Темура имеет свое продолжение. В конце XIX века Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда, который был утвержден 31 января 1890 г. [9, с. 132; 11].

Знак триады в гербе Самарканда заинтересовал знаменитого философа и художника Н. К. Рериха. В своем исследовании о символе Трех Сфер он выяснил, что данный символ существует во многих культурах и традициях: он встречается в орнаментах, нанесенных на глиняные (керамические) изделия эпохи неолита; в знаке древнего мировоззрения о мировом счастье — чинтамани, распространенном в Индии; в изображении в Храме Неба в Китае; в изображении на щите крестоносцев; в символах на флагах Будды и т. д. [10, с. 39–40]. В результате своих исследований, Рерих назвал этот символ Знаменем Мира. В 1929 году он предложил в качестве символа Культурного Пакта (Международное соглашение о защите культурных памятников во время войн и столкновений) изображение трёх красных кругов (прошлое, настоящее и будущее) внутри большого круга (Вечность).

Знамя (флаг) Амира Темура — символ своеобразной гармонии тамги и хоругви. Знамя государства Амира Темура было голубого цвета. Голубой цвет — символ вечного неба и животворящей воды, олицетворяющих содержание жизни. На языке символов это означает добро, мудрость, добросовестность, славу и преданность. На знамени есть изображение трех колец, как и в тамге Амира Темура.

В заключение следует сказать, что своеобразный знак власти, использовавшийся в эпоху Амира Темура — тамга в виде изображения трех колец имеет древнюю историю. Эта тамга служила в качестве символа могущества государства, основанного нашим великим предком. В 1996 году Республика Узбекистан отмечала 660-летие Амира Тимура, который при жизни носил почетный титул Сахибкирана. Для ознаменования этого события, 18 октября 1996 года был открыт Государственный музей истории Тимуридов. В этих целях было построено новое здание в форме огромного амфитеатра, украшенного голубым куполом. При строительстве здания были учтены не только особенности национальной архитектуры времен Амира Тимура, но и воспроизведен его Знак Триединства, — изображение трех колец, заключенных в одно большое кольцо, — являющийся частью наружного декора музея [12]. В настоящее время ведется подготовка к празднованию 680-летия Сахибкирана.

Литература:

  1. Руи Гонсалес де Клавихо. Самарқандга — Амир Tемур саройига саёҳат кундалиги. (1403–1406 йиллар). –Т.: Ўзбекистон, 2010.
  2. Ibh Arabshoh. Amir Temur tarixi. — T.: Mehnat, 1992.
  3. Тухтиев И. Амир Темур ва темурийланинг молия-пул сиёсати. — Т.: O’zbekiston, 2006.
  4. Бартольд В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — Аlmati: Jalin, 1993.
  5. Ҳукҳэм Х. Етти иқлим султони. — Ташкент: Адолат, 1999.
  6. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. — М.: Центрполиграф, 2007.
  7. Форти С. Символы. Энциклопедия. — М., 2005.
  8. Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. — М., 2004.
  9. Фон-Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. — С.-Петербург, 20 Июля, 1899 года. Издание книготорговца Ив. Ив. Иванова, С.-Петербург. Типография И. М. Комелова, Пряжка д.3, 1899. URL //http://blazon-arms.narod.ru/spr/vinkler/vin001.htm
  10. Рерих Н. К. Знак Знамени Мира // Знамя Мира. — Москва, 1999.
  11. Сергеев В. Тамга — знаменья — трезубец — гербы. [Электронный ресурс] http://vasily-sergeev.livejournal.com/1273666.html
  12. Расулова Т. С. Тимур — Светоч Азии, или знаки судьбы Амира Тимура в свете культурно-исторической концепции Н. К. Рериха. // Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К.Рериха (1924–1928)». 9–11 октября 2008 г. [Электронный ресурс] http://lib.icr.su/node/1794.
Основные термины (генерируются автоматически): Амира Темура, имени Амира Темура, монетах Амира Темура, Амира Тимура, трех колец, Амира Темура испанский, государственности Амира Темура, титулов Амира Темура, тамги Амира Темура, тамге Амира Темура, письма Амира Темура, государства Амира Темура, именем имени Амира, эпоху Амира Темура, 660-летие Амира Тимура, судьбы Амира Тимура, времен Амира Тимура, Мирзо Улугбека, изображение трех колец, монетах Мирзо Улугбека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос