Тамга Амира Темура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 3946 раз

Библиографическое описание:

Мисрбекова, М. М. Тамга Амира Темура / М. М. Мисрбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27203/ (дата обращения: 19.04.2024).



В изучении истории узбекской государственности тамги, гербы, печати, тавра, клейма и другие знаки и метки имеют большое историческое значение. Тамги и похожие на тамги другие знаки, являющиеся знаками принадлежности к какому-либо роду или племени, благодаря своим особенностям, входят в число важных исторических источников. Интерес к тамгам, которые широко распространены в тюркском мире, не иссякает вот уже два столетия. Несмотря на это, до настоящего времени нет общего заключения об их появлении, классификации и функциях.

Тамга считается родовым знаком у тюркских и у других народов. Тамги оттискивались на домашних животных, которые были общим имуществом рода у древних кочевых скотоводческих народов, или на изделиях, производимых представителями рода. Обычно, определенное поколение рода наследовало тамгу от своих предков и присоединяло к нему дополнительный знак или же изменяло её.

Однако было бы неправильно толковать тамгу только как знак принадлежности, оттискиваемый на скоте. Тамга служила также и магическим знаком, который был связан с божественной религией (поклонение Тенгри) тюрков. Позднее тамги превратились, как гербы и печати, в знак семейной и личной (частной) собственности, а иногда даже и в государственный символ.

В истории нашей Родины идея великой государственности Амира Темура нашла своё выражение в различных символах, знаках и изображениях, в том числе в его тамге. Арабский историк Ибн Арабшох и направленный в 1403 году королем Кастилии и Леона во дворец Амира Темура испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо в своих произведениях оставили сведения о государственных символах и тамге Сахибкирана (один из титулов Амира Темура, означающий «Счастливец», «Рожденный под счастливой звездой»). Клавихо приводит сведения о печати, монетах и отчеканенной на различных изделиях тамге, состоящей из трех колец [1, б. 147–148].

Ибн Арабшох писал: «Тамга на его конях и лошадях, знак, отчеканенный на него монетах и золотых изделиях, представляет собой вот такие три кольца» [2, б. 65]. Но в тамге, изображенной Ибн Арабшохом, два кольца расположены внизу, а одно кольцо наверху.

Тамги, вытисненные на монетах Амира Темура, встречаются двух видов, однако, описанный Ибн Арабшохом вид встречается чаще. В серебряных мири, отчеканенных от имени Амира Темура и Махмуда в 793 году хиджры (1391 год) в Самарканде и в 797 году хиджры (1394 г.) в Хорезме наверху изображено одно кольцо. В серебряной монете, отчеканенной от имени Амира Темура и Мухаммада Султона в 805 году хиджры (1402 г.) в Язде (Йазд), в медных фулусах, отчеканенных от имени Амира Темура, одно кольцо изображено снизу [3, приложения].Вокруг изображения тамги написаны слова «Рости — русти», которые означают «Сила — в справедливости». На монетах Амира Темура, хранящихся в Британский музеях, также вытиснен этот девиз (лозунг). Это можно увидеть также на печати письма Амира Темура, отправленного королю Франции Карлу VI.

До Темура точно такие же знаки использовали и Караханиды (XII век). В монете Аргуна (1284–1291 гг.) из династии Хулагуидов, отчеканенной в Мерве, также имеется аналогичная тамга с тремя кольцами.

Хотя в годы правления Мирзо Улугбека, внука Темура, в Самарканде и в Бухаре выпускались серебряные монеты, они чеканились не от его имени, а от имени его отца Шохруха Мирзо. Лишь после смерти своего отца Шохрухa Мирзо, Улугбек стал чеканить серебряные монеты от своего имени. На серебряных монетах Шохруха Мирзо нет тамги и имени Сахибкирана, которые встречаются на монетах Амира Темура. А на монетах Мирзо Улугбека кроме его имени есть также имя Амира Темура и тамга государства Темура. Кроме Мирзо Улугбека никто из поколения Темуридов не чеканила на монетах вместе со своим именем имени Амира Темура. Мирзо Улугбек чеканил такие же монеты в 851 году хиджры (1447 г.) в Хорезме, в 852 году хиджры (1448 г.) в Герате [3, б. 64]. Эту традицию продолжил внук Темура Абу Саид (1451–1469 гг.) [4, с. 181].

До настоящего времени не выяснено, какой смысл хотел отразить Амир Темур в этом символе. По мнению Клавихо, эта тамга означает, что Темурбек — властитель трёх частей света. Его трактовка основана на том, что в античное время Ойкумена — вся территория, где проживают люди — состояла из взаимосвязанных между собой трёх частей, омываемых водами Внешнего океана: Европы, Азии и Африки. По этой причине считалось, что можно реализовать идею овладения всегм миром. Эту идею стремился осуществить Алексадр Македонский, а затем претендовавшие на господство всем миром римляне. Это определение оказало сильное влияние на взгляды античных и европейский путешественников средних веков вплоть до Великих географических открытий.

Хильда Хукхэм в своей документально-исторической повести, посвященной Амиру Темуру, писала, что в треугольном знаке, состоящем из кругов, спрятано значение, что Сахибкиран — властитель трех благожелательных планет [5, б. 76–77].

По мнению некоторых ученых, эта тамга является символом черепа вола (быка), то есть изображение двух его глаз и рта. Вол (бык) в традиции народов Древнего Востока считался символом плодородия, упрямства и твёрдости, терпения и непоколебимости, ярости (свирепости) и силы [6, с. 64].

Различные народы и традиции по разному трактовали этот символ. Три кольца трактуются и как магический символ мира, олицетворяющий три цикла жизни — прошлое, настоящее и будущее [7, с. 95]. Круг, кольцо, свернувшаяся в клубок змея в греческом языке называются «ki-klos», и слово «цикл» произошло от этого названия. Жрецы древнетюркской религии — тенгрианства изображали свой символ в виде двух змей, обвившихся вокруг столпа мира (дерева) [8, с. 427].

История тамги Амира Темура имеет свое продолжение. В конце XIX века Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда, который был утвержден 31 января 1890 г. [9, с. 132; 11].

Знак триады в гербе Самарканда заинтересовал знаменитого философа и художника Н. К. Рериха. В своем исследовании о символе Трех Сфер он выяснил, что данный символ существует во многих культурах и традициях: он встречается в орнаментах, нанесенных на глиняные (керамические) изделия эпохи неолита; в знаке древнего мировоззрения о мировом счастье — чинтамани, распространенном в Индии; в изображении в Храме Неба в Китае; в изображении на щите крестоносцев; в символах на флагах Будды и т. д. [10, с. 39–40]. В результате своих исследований, Рерих назвал этот символ Знаменем Мира. В 1929 году он предложил в качестве символа Культурного Пакта (Международное соглашение о защите культурных памятников во время войн и столкновений) изображение трёх красных кругов (прошлое, настоящее и будущее) внутри большого круга (Вечность).

Знамя (флаг) Амира Темура — символ своеобразной гармонии тамги и хоругви. Знамя государства Амира Темура было голубого цвета. Голубой цвет — символ вечного неба и животворящей воды, олицетворяющих содержание жизни. На языке символов это означает добро, мудрость, добросовестность, славу и преданность. На знамени есть изображение трех колец, как и в тамге Амира Темура.

В заключение следует сказать, что своеобразный знак власти, использовавшийся в эпоху Амира Темура — тамга в виде изображения трех колец имеет древнюю историю. Эта тамга служила в качестве символа могущества государства, основанного нашим великим предком. В 1996 году Республика Узбекистан отмечала 660-летие Амира Тимура, который при жизни носил почетный титул Сахибкирана. Для ознаменования этого события, 18 октября 1996 года был открыт Государственный музей истории Тимуридов. В этих целях было построено новое здание в форме огромного амфитеатра, украшенного голубым куполом. При строительстве здания были учтены не только особенности национальной архитектуры времен Амира Тимура, но и воспроизведен его Знак Триединства, — изображение трех колец, заключенных в одно большое кольцо, — являющийся частью наружного декора музея [12]. В настоящее время ведется подготовка к празднованию 680-летия Сахибкирана.

Литература:

  1. Руи Гонсалес де Клавихо. Самарқандга — Амир Tемур саройига саёҳат кундалиги. (1403–1406 йиллар). –Т.: Ўзбекистон, 2010.
  2. Ibh Arabshoh. Amir Temur tarixi. — T.: Mehnat, 1992.
  3. Тухтиев И. Амир Темур ва темурийланинг молия-пул сиёсати. — Т.: O’zbekiston, 2006.
  4. Бартольд В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — Аlmati: Jalin, 1993.
  5. Ҳукҳэм Х. Етти иқлим султони. — Ташкент: Адолат, 1999.
  6. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. — М.: Центрполиграф, 2007.
  7. Форти С. Символы. Энциклопедия. — М., 2005.
  8. Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. — М., 2004.
  9. Фон-Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. — С.-Петербург, 20 Июля, 1899 года. Издание книготорговца Ив. Ив. Иванова, С.-Петербург. Типография И. М. Комелова, Пряжка д.3, 1899. URL //http://blazon-arms.narod.ru/spr/vinkler/vin001.htm
  10. Рерих Н. К. Знак Знамени Мира // Знамя Мира. — Москва, 1999.
  11. Сергеев В. Тамга — знаменья — трезубец — гербы. [Электронный ресурс] http://vasily-sergeev.livejournal.com/1273666.html
  12. Расулова Т. С. Тимур — Светоч Азии, или знаки судьбы Амира Тимура в свете культурно-исторической концепции Н. К. Рериха. // Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К.Рериха (1924–1928)». 9–11 октября 2008 г. [Электронный ресурс] http://lib.icr.su/node/1794.
Основные термины (генерируются автоматически): тамга, кольцо, монета, знак, имя, символ, герб Самарканда, голубой цвет, Самарканд, Хорезм.


Похожие статьи

О некоторых особенностях конфедерации раннесредневекового...

Это особенно характерно для монет ихшидов Самарканда и правителей Панча.

Если отлитые на монетах имена, титулы, звания правителей, различные клейма, гербы и знаки помогают раскрыть политическую историю.

Рост торговых и дипломатических связей в период правления...

В частности:в Самарканде важную роль играли привезённые из-за рубежа товары. Клавихо писал о Самарканде: «… богатство этой земли не в обилии продуктов, а в производимых здесь дорогих атласах, шелках.

Тамга Амира Темура.

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар...)

Если мы будем превозносить имена великих людей, восстанавливать места захоронения и поклонения, сохранять и благоустраивать их, Самарканд превратится не

С., в те времена — «Гробница, а не мечеть выступает как символ ислама» [3]. Культ суфийских шейхов как...

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

Списки, выполненные на староузбекском языке в 50-е годы XIX в. в Хорезме Мухаммадом Юсуфом ар-Рафии и Пахлаваном

Он, в частности, писал: «В городе Самарканде соблюдается законность, так что ни один человек не имеет право обидеть другого или

Тамга Амира Темура.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Найденные в Узбекистане монеты государства Кангли отчеканены именно в это период.

Тамги (клейма, знаки), выбитые на стенах и на кирпичах, дают сведения о том, какие племена и роды там жили.

Тез. докл. международной конференции.-Самарканд,1995. 3. Толстов С. П...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

- в Самарканде минареты площади «Регистан» и мечети «Хазрати-хызр»

Расположение декора кольцами облегчало подгонку узоров и правильность их выкладки на конусовидном стволе минарета. Минарет Калон — это архитектурный символ города.

Отражение физико-географических условий территории...

Несколько кишлаков в Самаркандской и Ферганской областях носят имя Дунгкишлак

З. Дусимов [2, с. 8], исследовавший топонимы северного Хорезма, считает, что название горы

Селения, где когда-либо найдены золотые монеты называются Зартепа, от «зар» — золото...

Фонтаны украсят среднеазиатские города Узбекистана

Древние города — Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, а также города Ферганской долины — сконцентрировали достижения

Бронзовая конструкция в виде кольца на четырех наклонных опорах символизирует процветание, единство и равенство всех рас и религий в стране.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

Здесь уместно вспомнить картины, посвященные легендарному Самарканду, художника А. Исаева.

Следующая тенденция в живописи Узбекистана — развитие философского направления, когда основным языком художественного выражения становятся знак, символ...

Похожие статьи

О некоторых особенностях конфедерации раннесредневекового...

Это особенно характерно для монет ихшидов Самарканда и правителей Панча.

Если отлитые на монетах имена, титулы, звания правителей, различные клейма, гербы и знаки помогают раскрыть политическую историю.

Рост торговых и дипломатических связей в период правления...

В частности:в Самарканде важную роль играли привезённые из-за рубежа товары. Клавихо писал о Самарканде: «… богатство этой земли не в обилии продуктов, а в производимых здесь дорогих атласах, шелках.

Тамга Амира Темура.

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар...)

Если мы будем превозносить имена великих людей, восстанавливать места захоронения и поклонения, сохранять и благоустраивать их, Самарканд превратится не

С., в те времена — «Гробница, а не мечеть выступает как символ ислама» [3]. Культ суфийских шейхов как...

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

Списки, выполненные на староузбекском языке в 50-е годы XIX в. в Хорезме Мухаммадом Юсуфом ар-Рафии и Пахлаваном

Он, в частности, писал: «В городе Самарканде соблюдается законность, так что ни один человек не имеет право обидеть другого или

Тамга Амира Темура.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Найденные в Узбекистане монеты государства Кангли отчеканены именно в это период.

Тамги (клейма, знаки), выбитые на стенах и на кирпичах, дают сведения о том, какие племена и роды там жили.

Тез. докл. международной конференции.-Самарканд,1995. 3. Толстов С. П...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

- в Самарканде минареты площади «Регистан» и мечети «Хазрати-хызр»

Расположение декора кольцами облегчало подгонку узоров и правильность их выкладки на конусовидном стволе минарета. Минарет Калон — это архитектурный символ города.

Отражение физико-географических условий территории...

Несколько кишлаков в Самаркандской и Ферганской областях носят имя Дунгкишлак

З. Дусимов [2, с. 8], исследовавший топонимы северного Хорезма, считает, что название горы

Селения, где когда-либо найдены золотые монеты называются Зартепа, от «зар» — золото...

Фонтаны украсят среднеазиатские города Узбекистана

Древние города — Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, а также города Ферганской долины — сконцентрировали достижения

Бронзовая конструкция в виде кольца на четырех наклонных опорах символизирует процветание, единство и равенство всех рас и религий в стране.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

Здесь уместно вспомнить картины, посвященные легендарному Самарканду, художника А. Исаева.

Следующая тенденция в живописи Узбекистана — развитие философского направления, когда основным языком художественного выражения становятся знак, символ...

Задать вопрос