Библиографическое описание:

Семёнов Д. Ю. О роли краеведения в реализации образовательных стандартов // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 81-83.



Annotation. Article is devoted to the role of local history in the implementation of educational standards.

Keywords: history, expertise, national-regional component of the educational standard.

Образовательная система Российской Федерации функционирует на основе Государственных образовательных стандартов, включающих федеральные компоненты. В связи с этим в отдельных регионах принимаются региональные(областные) законы об образовании, которые регламентируют пути, методы и формы реализации национально -региональных компонент образовательных стандартов. Так Тюменская областная дума приняла Закон «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области». В нем записано: «Организационной основой региональной политики в системе образования, разрабатываемая на основе федеральной программы с учетом социально-экономических, культурных, демографических и других региональных особенностей». Отметим, что национально-региональный компонент стандарта общего среднего образования отражает особые потребности и интересы народов страны в лице субъектов федерации в области образования и включает в себя ту часть его содержания, «в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.)» [1, с.11].

Государственный стандарт в образовательной области «Технология» устанавливает, что по разделу «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» учащиеся должны знать, «какую роль играет техника в развитии человечества, какие изобретения в техники и технологии являются наиболее значительными, внесшие коренные изменения в основы современного производства»[1,с.270]. Анализ современных школьных учебников по химии, физике, технологии показывает, реализации его федеральной компоненты, условий же для реализации национально-региональной компоненты нет, или почти нет.

Например, учебнике химии для учащихся 8-го класса описанию жизни и деятельности нашего знаменитого земляка Д.И. Менделеева — создателя периодической системы и открывателя периодического закона химических элементов отведена одна страница, а о знаменитом русском физике Василии Владимировиче Петрове в школьном учебнике по физике отведено несколько строк где сообщается, что В.В. Петров открыл электрическую дугу, используя которую, можно плавить металлы и получать различные сплавы.

Вместе с тем известно, я что В.В. Петров родился 3 июля 1761 г. в г. Обоянь (ныне Курская область). Он учился в учительской гимназии в г. Санкт-Петербурге. В 1788-1791 гг. преподавал в Колывано-Воскресенском горном училище (г. Барнаул) математику, физику, русский и латинский язык. Нет никакого сомнения в том, что время пребывания на Алтае оказало благоприятное влияние на формирования его научных интересов. Он первым в Сибири открыл в Барнауле физический кабинет, оборудование которого помогло В.В.Петрову в совершенствовании навыков постановке физического эксперимента. В 1793-1833 гг. Василий Владимирович был профессором Медико-хирургической академии. В 1802 г., спустя два года после изобретения Вольтова столба (А.Вольта, 1800 г.) создал крупнейшую по тому времени гальваническую батарею из 2100 медно-цинковых кружочков, переложенных кружочками сукна, смоченными в серной кислоте. Используя эту батарею как источник электрического тока, он не только открыл явления электрической дуги, но и указал на возможности ее практического применения (освещение, электроплавление и электросварка металлов, восстановление металлов из окислов). На 80 лет В.В. Петров опередил своего соотечественника Н.Н. Бенардоса, предложившего в 1882 г. практический способ сварки металлов с помощью электрической дуги. Не случайно в 1808 г. В.В. Петров избирается членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1809г. академиком. Прожил до 73 лет, оставив после себя богатое научное наследие и целую плеяду учеников. Среди них следует назвать П.М. Залесова, который, работая на Колывано-Воскресенских заводах, подготовил первой русской паровой турбины. Под руководством автора проекта на Сузунском заводе в 1806 г. была изготовлена модель турбины, колесо которой было деревянным, а лопатки турбины пар, поступающий из котла, можно было привести во вращение колесо турбины.

В этом П. М. Залесов на 80 лет опередил шведа К.Г.П. Лаваля и англичанина Ч.А Паркинсона, разработавших независимо друг от друга промышленно пригодные паровые турбины. Изобретение П.М.Залесова оказалось невостребованным русской промышленностью начала XIX в., а его имя незаслуженно забыто.

Традиции механиков XVIII- начала XIX вв. продолжил С.В. Литвинов, уроженец г. Барнаула(1785-1848гг.), русский изобретатель паровых машин. С 12 лет он начал службу в канцелярии Колывано-Воскресенских заводов, а затем работал на Нерчинских заводах. С.В. Литвинов создал роторную воздуходувную машину с непрерывной подачей воздуха в печи (1805 г.) и прототип поршневого компресса. В 1817-1827 гг. он сконструировал паросиловые установки, в которых впервые предложил ряд прогрессивных решений: прямоточный котлоагрегат, пароперегреватель, двухступенчатое парообразование и др.

Постепенно уходят в небытие паровые машины, выпуск которых прекращен со второй половины XX в., и есть боязнь, что в связи с этим может быть забыто имя Ивана Ивановича Ползунова, русского теплотехника, одного из изобретателей теплового двигателя, создателей первой первого в России паросиловой установки. Но следует всегда помнить ещё и том, что И.И. Ползунов был не только создателем первой русской паровой машины, но и высококвалифицированным технологом-машиностроителем. Материалы Алтайского краевого архива красноречиво свидетельствует о том, что он разработал технологию изготовления отливок деталей своей паровой машины. В этой технологии впервые учитывались особенности машиностроительного литья: получение отливок особо сложной формы с припусками на последующую механическую обработку, достижение большой точности изготовления деталей и т.д. И.И. Ползунов предусмотрел нововведения на всех стадиях литья, начиная с приготовления шихты. Им была разработана особая формовочная смесь с повышенной прочностью и газопроницаемостью, огнестойкостью и противопригарностью, при изготовлении форм он применил специально изготовленные стержни, шаблоны. Были также разработаны и особая технология заливки металла в формы, и литниковые системы и т.п. Для механической обработки отливок были сконструированы и изготовлены И.И. Ползуновым особые токарные и шлифовальные станки.

Уже приведённые примеры показывают, что в конце XVIII- начале XIX вв. Алтай являлся ведущим центром научно-технической мысли в Сибири, а Барнаул, с его единственным в Сибири горным училищем, большим числом горнозаводских и иных школ, заводов, первой метеорологической станцией, первым физическим кабинетом и музеем, стал одним из ведущих культурных центров на востоке России.

На наш взгляд, для того чтобы на уроках химии, физики, технологии нашла практическое воплощение национально-региональная компонента Государственного образовательного стандарта, необходимо в помощь преподавателям школ и педагогических вузов Западной Сибири подготовить и издать биографический словарь-справочник, в котором были бы представлены сведения об известных ученых, изобретателях техники прошлого и настоящего, живших и работавших на территории региона и внесших определенный вклад в развитие естественных наук, техники и технологии. Это в значительной мере способствовало бы формированию необходимых представлений и основных качеств человека начала XXI века: способности учиться, глобального, преобразующего мышления, культурной компетентности и грамотности.

Литература:

  1. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования. Кн. 2 : Математика, Естественнонаучные дисциплины / под ред. В.С. Леднева [и др.]. - М.,1998.
  2. Рудзист, Г.Е. Химия: учеб. для 8 кл. сред. шк. / Рудзист Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Савельев, Н.Я. Выдающийся паротехник - барнаулец Степан Васильевич Литвинов и его паровые машины / Н.Я. Савельев. - Барнаул, 1950.
  4. Тихонов, А.С. Очерки истории техники и ремесел Сибири / А.С. Тихонов. - Ишим, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательных стандартов, русской паровой, начала xix, русской паровой турбины, educational standard, паровые машины, паровой машины, пригодные паровые турбины, уроженец г, электрической дуги, вращение колесо турбины, Степан Васильевич Литвинов, реализации образовательных стандартов, Сибири горным училищем, русской паровой машины, лопатки турбины пар, вузов Западной Сибири, промышленностью начала xix, national-regional component of, реализации национально-региональной компоненты.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос