О роли краеведения в реализации образовательных стандартов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Семёнов, Д. Ю. О роли краеведения в реализации образовательных стандартов / Д. Ю. Семёнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27180/ (дата обращения: 25.04.2024).



Annotation. Article is devoted to the role of local history in the implementation of educational standards.

Keywords: history, expertise, national-regional component of the educational standard.

Образовательная система Российской Федерации функционирует на основе Государственных образовательных стандартов, включающих федеральные компоненты. В связи с этим в отдельных регионах принимаются региональные(областные) законы об образовании, которые регламентируют пути, методы и формы реализации национально -региональных компонент образовательных стандартов. Так Тюменская областная дума приняла Закон «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области». В нем записано: «Организационной основой региональной политики в системе образования, разрабатываемая на основе федеральной программы с учетом социально-экономических, культурных, демографических и других региональных особенностей». Отметим, что национально-региональный компонент стандарта общего среднего образования отражает особые потребности и интересы народов страны в лице субъектов федерации в области образования и включает в себя ту часть его содержания, «в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.)» [1, с.11].

Государственный стандарт в образовательной области «Технология» устанавливает, что по разделу «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» учащиеся должны знать, «какую роль играет техника в развитии человечества, какие изобретения в техники и технологии являются наиболее значительными, внесшие коренные изменения в основы современного производства»[1,с.270]. Анализ современных школьных учебников по химии, физике, технологии показывает, реализации его федеральной компоненты, условий же для реализации национально-региональной компоненты нет, или почти нет.

Например, учебнике химии для учащихся 8-го класса описанию жизни и деятельности нашего знаменитого земляка Д.И. Менделеева — создателя периодической системы и открывателя периодического закона химических элементов отведена одна страница, а о знаменитом русском физике Василии Владимировиче Петрове в школьном учебнике по физике отведено несколько строк где сообщается, что В.В. Петров открыл электрическую дугу, используя которую, можно плавить металлы и получать различные сплавы.

Вместе с тем известно, я что В.В. Петров родился 3 июля 1761 г. в г. Обоянь (ныне Курская область). Он учился в учительской гимназии в г. Санкт-Петербурге. В 1788-1791 гг. преподавал в Колывано-Воскресенском горном училище (г. Барнаул) математику, физику, русский и латинский язык. Нет никакого сомнения в том, что время пребывания на Алтае оказало благоприятное влияние на формирования его научных интересов. Он первым в Сибири открыл в Барнауле физический кабинет, оборудование которого помогло В.В.Петрову в совершенствовании навыков постановке физического эксперимента. В 1793-1833 гг. Василий Владимирович был профессором Медико-хирургической академии. В 1802 г., спустя два года после изобретения Вольтова столба (А.Вольта, 1800 г.) создал крупнейшую по тому времени гальваническую батарею из 2100 медно-цинковых кружочков, переложенных кружочками сукна, смоченными в серной кислоте. Используя эту батарею как источник электрического тока, он не только открыл явления электрической дуги, но и указал на возможности ее практического применения (освещение, электроплавление и электросварка металлов, восстановление металлов из окислов). На 80 лет В.В. Петров опередил своего соотечественника Н.Н. Бенардоса, предложившего в 1882 г. практический способ сварки металлов с помощью электрической дуги. Не случайно в 1808 г. В.В. Петров избирается членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1809г. академиком. Прожил до 73 лет, оставив после себя богатое научное наследие и целую плеяду учеников. Среди них следует назвать П.М. Залесова, который, работая на Колывано-Воскресенских заводах, подготовил первой русской паровой турбины. Под руководством автора проекта на Сузунском заводе в 1806 г. была изготовлена модель турбины, колесо которой было деревянным, а лопатки турбины пар, поступающий из котла, можно было привести во вращение колесо турбины.

В этом П. М. Залесов на 80 лет опередил шведа К.Г.П. Лаваля и англичанина Ч.А Паркинсона, разработавших независимо друг от друга промышленно пригодные паровые турбины. Изобретение П.М.Залесова оказалось невостребованным русской промышленностью начала XIX в., а его имя незаслуженно забыто.

Традиции механиков XVIII- начала XIX вв. продолжил С.В. Литвинов, уроженец г. Барнаула(1785-1848гг.), русский изобретатель паровых машин. С 12 лет он начал службу в канцелярии Колывано-Воскресенских заводов, а затем работал на Нерчинских заводах. С.В. Литвинов создал роторную воздуходувную машину с непрерывной подачей воздуха в печи (1805 г.) и прототип поршневого компресса. В 1817-1827 гг. он сконструировал паросиловые установки, в которых впервые предложил ряд прогрессивных решений: прямоточный котлоагрегат, пароперегреватель, двухступенчатое парообразование и др.

Постепенно уходят в небытие паровые машины, выпуск которых прекращен со второй половины XX в., и есть боязнь, что в связи с этим может быть забыто имя Ивана Ивановича Ползунова, русского теплотехника, одного из изобретателей теплового двигателя, создателей первой первого в России паросиловой установки. Но следует всегда помнить ещё и том, что И.И. Ползунов был не только создателем первой русской паровой машины, но и высококвалифицированным технологом-машиностроителем. Материалы Алтайского краевого архива красноречиво свидетельствует о том, что он разработал технологию изготовления отливок деталей своей паровой машины. В этой технологии впервые учитывались особенности машиностроительного литья: получение отливок особо сложной формы с припусками на последующую механическую обработку, достижение большой точности изготовления деталей и т.д. И.И. Ползунов предусмотрел нововведения на всех стадиях литья, начиная с приготовления шихты. Им была разработана особая формовочная смесь с повышенной прочностью и газопроницаемостью, огнестойкостью и противопригарностью, при изготовлении форм он применил специально изготовленные стержни, шаблоны. Были также разработаны и особая технология заливки металла в формы, и литниковые системы и т.п. Для механической обработки отливок были сконструированы и изготовлены И.И. Ползуновым особые токарные и шлифовальные станки.

Уже приведённые примеры показывают, что в конце XVIII- начале XIX вв. Алтай являлся ведущим центром научно-технической мысли в Сибири, а Барнаул, с его единственным в Сибири горным училищем, большим числом горнозаводских и иных школ, заводов, первой метеорологической станцией, первым физическим кабинетом и музеем, стал одним из ведущих культурных центров на востоке России.

На наш взгляд, для того чтобы на уроках химии, физики, технологии нашла практическое воплощение национально-региональная компонента Государственного образовательного стандарта, необходимо в помощь преподавателям школ и педагогических вузов Западной Сибири подготовить и издать биографический словарь-справочник, в котором были бы представлены сведения об известных ученых, изобретателях техники прошлого и настоящего, живших и работавших на территории региона и внесших определенный вклад в развитие естественных наук, техники и технологии. Это в значительной мере способствовало бы формированию необходимых представлений и основных качеств человека начала XXI века: способности учиться, глобального, преобразующего мышления, культурной компетентности и грамотности.

Литература:

  1. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования. Кн. 2 : Математика, Естественнонаучные дисциплины / под ред. В.С. Леднева [и др.]. - М.,1998.
  2. Рудзист, Г.Е. Химия: учеб. для 8 кл. сред. шк. / Рудзист Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Савельев, Н.Я. Выдающийся паротехник - барнаулец Степан Васильевич Литвинов и его паровые машины / Н.Я. Савельев. - Барнаул, 1950.
  4. Тихонов, А.С. Очерки истории техники и ремесел Сибири / А.С. Тихонов. - Ишим, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): Барнаул, Сибирь, электрическая дуга, алтай, национально-региональная компонента, образовательная система, Россия, физический кабинет.


Ключевые слова

компетентность, история, образовательный стандарт, национально-региональной компонент

Похожие статьи

Проблемы и перспективы внедрения...

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г

Рубрика: 3. Система образования. Опубликовано в.

Президент РФ В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул...

Развитие художественного образования в области народного...

Как и по всей территории России, изначально формирование умений и навыков в

В 1919 г. в Барнауле открылась Алтайская губернская художественная школа, в Положении

В период 1960–1970 гг. XX в. во всех регионах Западной Сибири начинает складываться система...

Научный журнал «Молодой ученый» №25 (129) декабрь 2016 г.

Интеграция регионов Сибири в систему внешнеэкономических связей стран АТЭС.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по

Развитие физической выносливости у курсантов войск национальной гвардии моделирующим методом.

Изучение регионального компонента в школьном...

- формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде

Учителю географии, работающему в 6–9 классах, для осуществления регионального компонента образования./

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

В Сибири действовало два дома моделей — в Барнауле (Алтайский Дом моделей, 1959) и

Студенты, применяя полученные знания в области мирового искусства, национальных

Коллекция также удостоена специальным призом IX регионального профессионального...

Научный журнал «Молодой ученый» №28 (132) декабрь 2016 г.

Эффективность использования информационных технологий в экономической системе России.

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и

Разработка электрического термопреобразователя от солнечного коллектора.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации регионального компонента, парциальной

Образовательная область «Физическое развитие» включает работу по народоведческим играм подвижным, сюжетно-ролевым, календарно-обрядовым...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы внедрения...

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г

Рубрика: 3. Система образования. Опубликовано в.

Президент РФ В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул...

Развитие художественного образования в области народного...

Как и по всей территории России, изначально формирование умений и навыков в

В 1919 г. в Барнауле открылась Алтайская губернская художественная школа, в Положении

В период 1960–1970 гг. XX в. во всех регионах Западной Сибири начинает складываться система...

Научный журнал «Молодой ученый» №25 (129) декабрь 2016 г.

Интеграция регионов Сибири в систему внешнеэкономических связей стран АТЭС.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по

Развитие физической выносливости у курсантов войск национальной гвардии моделирующим методом.

Изучение регионального компонента в школьном...

- формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде

Учителю географии, работающему в 6–9 классах, для осуществления регионального компонента образования./

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

В Сибири действовало два дома моделей — в Барнауле (Алтайский Дом моделей, 1959) и

Студенты, применяя полученные знания в области мирового искусства, национальных

Коллекция также удостоена специальным призом IX регионального профессионального...

Научный журнал «Молодой ученый» №28 (132) декабрь 2016 г.

Эффективность использования информационных технологий в экономической системе России.

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и

Разработка электрического термопреобразователя от солнечного коллектора.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации регионального компонента, парциальной

Образовательная область «Физическое развитие» включает работу по народоведческим играм подвижным, сюжетно-ролевым, календарно-обрядовым...

Задать вопрос