Малоотходные технологии обработки древесины при изготовлении изделий декоративного и художественного назначения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Евтушок А. П. Малоотходные технологии обработки древесины при изготовлении изделий декоративного и художественного назначения // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/archive/110/27179/ (дата обращения: 17.08.2018).



Annotation. The article summarizes the experience of technology teacher MBOU "school №2 them. A. I. Isayev", Nefteyugansk, evtushok A. P. in the use of low-waste technology of art processing of wood.

Key words: low-waste technology, art processing of wood, products of decorative and artistic purposes.

Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению [1].

Существует множество способов художественной обработки древесины и один из наиболее распространённых видов – токарная обработка древесины.

Среди специалистов бытует мнение, что хвойные породы, за исключением лиственницы, слишком мягкие, и их слоистая древесина не пригодна для токарной обработки, так как не удается избежать ее постоянного скалывания по слоям и получить совершенно гладкую поверхность [2]. Но именно с хвойными породами деревьев приходится работать на уроках, так как наличие любого древесного материала для выполнения токарных работ в необходимых объёмах является проблемой для любого учителя «Технологии». Так и приходится каждому учителю работать с теми породами деревьев, с тем количеством и размерами пиломатериалов, которые имеются в наличии.

Поэтому при создании изделий необходимо следовать принципам строгой экономии и бережному отношению к материалам. А так называемый «отход», остающийся после изготовления различных изделий на уроках, приходится приберегать для использования его в качестве материала при проектировании новых изделий.

Считается, что для токарной обработки древесины «кусочки», «дощечки» и «щепочки» не годятся. В данной статье хочется поделиться опытом изготовления на уроках технологии изделий декоративного и художественного назначения с использованием малоотходных технологий.

В свое время, от нехватки материала, нам пришла идея, что оптимальным вариантом для изготовления точеных изделий будет использование отходов пиломатериала хвойных пород. Ведь для склеивания, бруски небольших размеров не требуют дополнительной сушки и подгонки по склеиваемым поверхностям. Тем более что подгонка склеиваемых поверхностей должна быть практически идеальной, а такая технологическая операция, у обучающихся отнимает много сил и времени.

Технология склеивания двух, четырёх и шести брусков через трёхслойную фанеру, которая всегда есть в небольших количествах в мастерских, была применена при создании конкурсной работы «Самовар и чайный сервиз» (рис.1). При данной технологии склеивания, фанера служит своего рода заполнителем мельчайших неровностей соединяемых брусков и привносит дополнительный рисунок в общую текстуру древесины всего изделия. Фанеру можно использовать различной толщины, но желательно качественно склеенную, так как фанера плохого качества может расслоиться уже в готовом изделии. Склеивание заготовок рекомендуется производить на основе водно-дисперсионного клея «Столяр», так как он даёт качественное соединение заготовок, подвергающихся большим нагрузкам при точении изделий. При использовании вышеназванной технологии заготовки для более качественного соединения желательно зажимать в слесарных тисках, но можно использовать и струбцины.

Выполненная работа показала дальнейшее направление поиска малоотходных технологий: технологию склеивания «блинами» из отходов мебельного щита различной толщины (рис.1). Можно использовать заготовки, начиная с размеров от 40х230х230мм. При этом необходимо разметить и выпилить электролобзиком заготовки круглой формы. Благодаря склеиванию заготовок под различными углами каждый слой усиливает друг друга, а изделия обладают ярко выраженной неповторимой текстурой. Для склеивания так же можно зажимать заготовки, используя струбцины, слесарные тиски, имеющийся пресс.

3 Штуки Работы 011

Рис.1. Изделия, выполненные технологиями склеивания «через фанеру» и «блинами»

Далее в процессе изготовления изделий мы пришли к выводу, что при точении заготовок с диаметром от 230 мм внутренняя поверхность, которая могла бы быть использована для точения изделий меньшего диаметра, превращается в опилки. Поэтому решили использовать внутреннюю поверхность для точения изделий по «убывающей», т.е. по принципу «матрёшки», применив технологию склеивания «кольцами» (рис.2). Толщина стенки кольца должна составлять не менее 20 мм. При этом внутренние поверхности диаметром от 90 мм, можно использовать для точения изделий имеющих высоту от 80 до 300мм. Производить склеивание необходимо на цилиндрический стержень диаметром 9-10 мм, зажимая заготовки небольшой высоты струбцинами или в слесарных тисках. Цилиндрический стержень используется для того, чтобы не было смещения склеиваемых заготовок относительно оси. Заготовки с большей высотой зажимать по оси на токарном станке, между передней и задней бабками. Изделие выполненное в технологии склеивания «кольцами» приведено на рис.3.

Рис.2. Технология склеивания «кольцами» и «блинами»

Также в процессе создания изделий декоративного и художественного назначения из древесины и отработки малоотходных технологий нам пришла мысль использовать один из способов художественной отделки древесины – инкрустацию (рис.4).

В каждой учебной мастерской найдётся небольшое количество медной проволоки, именно её было решено использовать для выполнения элементов инкрустации. Проволоку можно использовать сечением от 1 до 3 мм, при этом не нужны специальные инструменты и приспособления. Понадобятся всего лишь: шуруповёрт, свёрла диаметром соответствующим сечению проволоки, бокорезы, и изготовленный из надфиля отрезной резец, толщиной на 0,1 мм меньше толщины проволоки.

Для того чтобы показать точечный орнамент необходимо узнать длину окружности и разделить её на равные части. Затем наклеиваем бумажный скотч, с предварительно размеченными центрами. Шилом накалываем центры будущих отверстий. Сверление необходимо выполнять от подручника, с ограничением глубины сверления. Для этого на сверло одевается изоляция от используемой проволоки. Затем вставляем в отверстия проволоку на всю глубину и при помощи бокорезов откусываем. После нанесения точечного орнамента необходимо при помощи напильника опилить вершины вставок и только потом снять скотч. Для вставки «поясов» необходимо проточить канавки глубиной не более выбранного диаметра проволоки, для того чтобы проволока не «спряталась» в поверхность древесины. Выполнить с натяжкой вставку проволоки по кругу, отшлифовать и покрыть изделие лаком.

Рис.3. Изделие, выполненное Рис. 4. Изделие, инкрустированное

склеиванием «кольцами» медной проволокой

К сожалению, объем статьи не позволяет разместить технологические карты, поэтому рассмотренные технологии приведены образцами выполненных изделий.

Литература

  1. Борисов, И.Б., Обработкадерева: учеб. курс / И.Б. Борисов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. -317 с.
  2. Самородский, П.С. Технология обработки конструкционных материалов: учеб.пособие для студентов индустриал.-пед., технолого-экономич. фак-тов пед.ин-тов и учителей труда / Самородский П.С., Симоненко В.Д. - Брянск: Изд-во БГПИ, 1994.- 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): технология склеивания, точение изделий, изделие, точечный орнамент, различная толщина, внутренняя поверхность, токарная обработка древесины, цилиндрический стержень, художественная обработка древесины, художественное назначение.


Ключевые слова

малоотходные технологии, художественная обработка древесины, изделия декоративного и художественного назначения

Похожие статьи

Особенности организации учебной деятельности подростков при...

Малоотходные технологии обработки древесины при изготовлении изделий декоративного и художественного назначения. Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии.

Эффективный способ повышения прочности поверхностных слоев...

Материалы для напыления, в свою очередь, могут иметь различную форму (порошки, проволока, стержни).

обработка изделий с газотермическими покрытиями (механическая, пропитка, термическая и др.)

Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий

Модели, утвержденные художественным советом, отбираются швейными предприятиями совместно с торгующими организациями и распределяются для массового или серийного выпуска.

В обработке различных видов изделий имеется много общего.

Свойства материалов, учитывающиеся при проектировании одежды

При проектировании изделий из различных материалов (верх, подкладка, прокладка и т. п.) необходимо

Это случается с изделиями из трикотажа, не прошедшего должной обработки, так

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной...

Применение режущих инструментов из синтетических... | «Молодой

...и качества выпускаемых изделий машиностроения — экологически чистая сухая обработка резанием без

Рис. 3. Наружное продольное точение гильзы из закаленной стали сборным резцом с

4. Токарная обработка инструментом из КНБ позволяет исключить применение...

Использование технологии росписи по ткани в педагогической...

а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное

Техники между собой можно сочетать, это придает изделию неповторимую своеобразность.

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

В исполнении мастеров Поднебесной эти изделия отличались невероятно высоким качеством: в некоторых из них на 1 сантиметр поверхности приходилось 116 нитей утка; кроме того, они славилисьизысканной вышивкойи

В Средней Азии из него ткали художественные изделия.

Технологическое приспособление для поверхностного...

В зависимости от размеров, конфигурации, материала детали, назначения обработки

Нагружные и внутренние цилиндрические и торцовые поверхности деталей выглаживают с помощью

Комбинированные приспособления для одновременного точения и выглаживания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности организации учебной деятельности подростков при...

Малоотходные технологии обработки древесины при изготовлении изделий декоративного и художественного назначения. Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии.

Эффективный способ повышения прочности поверхностных слоев...

Материалы для напыления, в свою очередь, могут иметь различную форму (порошки, проволока, стержни).

обработка изделий с газотермическими покрытиями (механическая, пропитка, термическая и др.)

Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий

Модели, утвержденные художественным советом, отбираются швейными предприятиями совместно с торгующими организациями и распределяются для массового или серийного выпуска.

В обработке различных видов изделий имеется много общего.

Свойства материалов, учитывающиеся при проектировании одежды

При проектировании изделий из различных материалов (верх, подкладка, прокладка и т. п.) необходимо

Это случается с изделиями из трикотажа, не прошедшего должной обработки, так

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной...

Применение режущих инструментов из синтетических... | «Молодой

...и качества выпускаемых изделий машиностроения — экологически чистая сухая обработка резанием без

Рис. 3. Наружное продольное точение гильзы из закаленной стали сборным резцом с

4. Токарная обработка инструментом из КНБ позволяет исключить применение...

Использование технологии росписи по ткани в педагогической...

а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное

Техники между собой можно сочетать, это придает изделию неповторимую своеобразность.

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

В исполнении мастеров Поднебесной эти изделия отличались невероятно высоким качеством: в некоторых из них на 1 сантиметр поверхности приходилось 116 нитей утка; кроме того, они славилисьизысканной вышивкойи

В Средней Азии из него ткали художественные изделия.

Технологическое приспособление для поверхностного...

В зависимости от размеров, конфигурации, материала детали, назначения обработки

Нагружные и внутренние цилиндрические и торцовые поверхности деталей выглаживают с помощью

Комбинированные приспособления для одновременного точения и выглаживания.

Задать вопрос