Автор: Смелкова Кристина Валерьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Смелкова К. В. Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 113-116.



Abstract. This article offers guidelines for technology lessons the organization to implement creative projects, organization of research activities and aesthetic education of students.

Keywords: creative design, research, aesthetic education, pedagogical experiment, creative ability.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание вносит вклад во всестороннее развитие детей, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [1].

В "Словаре по педагогике" Г.М. Коджаспировой термин "эстетическое воспитание" описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [2].

В.И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

– эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;

– приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п. [3].

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Понимая под эстетической воспитанностью комплексное свойство личности, которое характеризуется: наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее гармоничное развитие и чувство прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, мы считаем возможным в качестве одного из важнейших, действительно интегральных качеств предложить использовать эстетическую культуру учащихся, достаточно полно отражающую направленность личности и ее активную жизненную позицию по отношению к бескультурью, невежеству, бездуховности.

Исходный критерий развития эстетической культуры учащихся – критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор), т.е. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [4].

При организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания «необходимо ознакомить с методами коллективного стимулирования творческих поисков (метод мозгового штурма, метод синектики и др.), с методами организации и проведения самостоятельной научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской деятельности.» [5,51] Анализируя методические рекомендации, мы пришли к выводу, что важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно и эстетически. Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют начальные профессиональные навыки.

Изготовление изделий из конфет - яркое и неповторимое явление культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация творческой деятельности детей на основе изготовления корзины, оформленной цветами из конфет, ознакомление их с различными, традиционными видами искусства - наиболее эффективная форма приобщения их к национальной культуре, и художественно-эстетического воспитания.

Таким образом, корзина, оформленная цветами из конфет, формирует эстетический вкус, творческие способности, аккуратность, усидчивость. Творческая деятельность, в данном случае является эффективным «гимнастическим» снарядом для развития и эстетического воспитания ребенка - это, прежде всего, развитие сферы чувств, эстетического вкуса, дизайнерского мышления, разума и творческих сил.

Методические рекомендации по текущему планированию уроков технологии в 6 классе

Тема

Час

Тип урока

Оборудование, инструменты и материалы. Наглядность

Практическая работа

Цели и задачи на урок

Изготовление букетов из конфет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Плакаты «Инструменты и материалы для работы с бумагой»; образцы материалов и инструментов для демонстрации;

ножницы; образцы букетов, гофрированная бумага, линейка,

проволока, вуаль, конфеты.

Практическая работа.

Познакомить с технологией изделия цветов из гофрированной бумаги и конфет.

Закрепить навыки детей по работе с бумагой.

Способствовать:

воспитанию воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитанию трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умению работать в коллективе.

Изготовление корзин, оформленных цветами из конфет.

Урок закрепления новых знаний

Корзины,

ножницы; образцы букетов, гофрированная бумага, линейка,

проволока, вуаль, конфеты.

Пр.раб: создание групповых корзин, оформленных цветами из конфет.

развивать творческие способности, формировать эстетический вкус, расширять кругозор, логическое мышление.

Развивать мелкую и общую моторику, согласовать движение обеих рук, осуществлять зрительный контроль.

Воспитывать аккуратность и умение доводить дело до конца.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Вторые 2 часа дети делают любое изделие из конфет на выставку. (Итоговый контроль)

План проведения эксперимента:

Тема: эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе.

Цель: проведение эксперимента, в ходе которого необходимо исследовать метод проектов, как основу обучения школьников их творческих способностей.

Гипотеза: если повысить формирование творческих умений у учащихся 6 классов, то это будет способствовать:

  • формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умение планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
  • повышению интереса школьников к учению;
  • развитию мышления.

Задачи эксперимента:

  • изучить теоретические основы применения метода проекта в обучении и определить значение метода проектов как основу обучения школьников изготовлению изделия – корзина, оформленная цветами из конфет;
  • определить место и время пед.эксперимента;
  • выявить экспериментальную и контрольную группу для эксперимента;
  • применить экспериментальную методику в процессе обучения учащихся;
  • выбрать математические методы обработки экспериментальных данных и обработать результаты пед.эксперимента;
  • сделать выводы по эксперименту.

Методы: анализ теоретических источников по теме исследования; обобщение передового опыта ученых-педагогов; наблюдение; беседа; поиск решения пед.ситуаций; анализ работы учащихся; констатирующий и обучающий пед.эксперимент; методы математической обработки результатов пед.эксперимента.

Практическая значимость: заключается в разработке технологии обучения метода проекта для подготовки школьников к изготовлению изделия - корзина, оформленная цветами из конфет.

Место, время проведения эксперимента: эксперимент будет оснащен в МАОУ СОШ №31 г. Ишима Тюменской области среди учащихся 6-х классов, в течение 4-ой четверти.

Описание контрольных и экспериментальных групп: для проведения эксперимента необходимо определить контрольную и экспериментальную группу. Проводим контрольный срез, используя тесты Торренса, исходя из анализа которого, выбираем с худшим художественным развитием – экспериментальную, с лучшим – контрольную группы. В каждой группе не менее 30 человек.

Характеристика применяемого традиционного метода:

  1. Теоретический курс – чтение нового материала и запись его;
  2. Практический курс – использование полученных знаний на практике. Изготовление дизайнерского объекта - корзины, оформленной цветами из конфет;
  3. Итоговый анализ и оценивание деятельности школьников по пятибалльной шкале, и предоставление изделия.

Характеристика экспериментального фактора применяемого в эксперименте:

  1. Проводится теоретический курс, то есть даются основные понятия по данной теме. Иллюстрирование с помощью мультимедийных установок с применением программы MicrosoftPowerPoint
  2. Практический курс. Использование активных методов обучения: АРИЗ, ТРИЗ, метод мозгового штурма, метод синектики и т. д.
  3. Подводим итоги проделанной работы, используем различные ролевые игры. Например, всем известное русское лото, домино, выставку изделий и т. д.

Тесты Торренса предназначены для определения начального уровня творческих способностей учащихся.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же необходимо придумать название к каждому рисунку.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Также данный метод статистической обработки экспериментальных данных позволяет определить у учащихся степень:

  1. Оригинальности: традиционная или нетрадиционная;
  2. Самостоятельности: высокая, средняя или низкая;
  3. Эстетичности: высокая, средняя или низкая.

Полученные экспериментальные данные рассчитываются по вторичному методу статистической обработки. Результаты исследования помогут в дальнейшем строить работу по эстетическому воспитанию с данной группой учащихся.

Литература:

1. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб.пособие по спецкурсу для студентов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – 448 с.

3. Смирнов В.И. Общая педагогика [Текст]: учеб.пособие / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

4. Методы эстетического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/.

5. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков [Текст] / Сидоров О.В., Козуб Л.В., Бызов В.М., Козинец Н.Н. // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 50-55.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетического воспитания, эстетическое воспитание, эстетического отношения, комплексное свойство личности, осуществления эстетического воспитания, эстетического воспитания ребенка, эстетического воспитания школьников, Эстетическое воспитание, процессе эстетического воспитания, Методы эстетического воспитания, воплощения эстетического отношения, виде эстетическое воспитание, чувство прекрасного, эстетическое развитие личности, aesthetic education, оформленной цветами, эстетического вкуса, школьнике эстетическое отношение, законам красоты, эстетических знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос