Библиографическое описание:

Гафурова К. Р. О формировании здорового стереотипа поведения школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 22-24.



Одной из актуальных задач формирования культуры здоровья населения является развитие навыков здорового образа жизни у школьников. Здоровый образ жизни помогает успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом.

В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, её надо поддерживать ежедневно, то есть вести здоровый образ жизни. Особенно важно в школьном возрасте сформировать у детей необходимую для последующего здорового образа жизни базу знаний и необходимых практических навыков.

Здоровые дети - это основа современного общества, а на сегодняшний день в мире все больше становится больных детей. Данные медицинских отчетов свидетельствуют о том, что более 70% детей состоят на диспансерном учете по наличию самых разных заболеваний: ожирение, остеохондроз, кариес, слабое зрение, гастриты [3, с. 304].

Известно, что здоровье человека напрямую зависит от следующих факторов: наследственность, внешняя среда и образ жизни. Особое значение для сохранения здоровья имеет здоровый и безопасный образ жизни. В своем докладе на заседании Государственной Думы депутат А. Дмитриева отметила, что «в условиях нынешней демографической ситуации и распространения вредных привычек среди населения, такой страны, как Россия, может не стать через 50 лет!».

Одним из школьных предметов, на уроках которого осуществляется профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни, является предмет ОБЖ. На этих уроках школьники знакомятся с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», «компоненты ЗОЖ», выясняют способы и пути профилактики заболеваний, помогают понять, что они могут сделать для своего здоровья и здоровья других людей.

В вопросе формирования здорового и безопасного образа жизни школьников необходимы совместные усилия родителей и педагогов, включающие три основных направления:

- создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

- составление гармоничного режима труда и отдыха;

- воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения [4, с. 41].

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия [5, с. 192].

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7), образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников (ст. 51, п. 1.7).

Сохранение здоровья школьников зависит и от экологической безопасности. «Оптимальные условия школьной среды являются важнейшим фактором сохранения здоровья и работоспособности» [1, с. 102]. Можно выделить следующие составляющие безопасности образовательной среды: безопасные материальные условия организации учебно-воспитательного процесса в рамках учебных занятий, внеурочной работы и образовательные ресурсы (средства, компьютерное оборудование и пр.); физико-химические, биологические, гигиенические условия среды (освещенность, чистота воздуха, качество питьевой воды и т.д.); экологическое состояние территории учебного учреждения; видеоэкологическая составляющая физического окружения среды – степень открытости-закрытости конструкций дизайна, размер и пространственная структура учебных кабинетов и других помещений в здании [2, с. 35].

Таким образом, для формирования экологической культуры, формирования здорового образа жизни, для сохранения здоровья подрастающего поколения, необходимо не только создать безопасную образовательную среду, но и развить мотивацию к сохранению здоровья, учить способам и средствам укрепления здоровья, широко внедряя в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Как же современные школьники относятся к соблюдению самых простых правил здорового образа жизни?

В ходе педагогической практики нами было проведено анкетирование учащихся 5 классов на тему «Здоровый образ жизни». В анкету были включены вопросы о соблюдении основных правил личной гигиены, питания, об отношении к своему здоровью. Данные анкетирования представлены в Рисунке 1.

Рис. 1 Мой здоровый образ жизни

Анализ ответов позволил установить, что почти все школьники регулярно чистят зубы (92%), почти половина – делает зарядку и гуляет на свежем воздухе и только треть школьников всегда моет руки перед едой и ложится спать во-время. Многие учащиеся отмечают, что они питаются не полноценно и нерегулярно. В тоже время почти все ученики хотят быть здоровыми (95%) и считают, что знают, как заботится о своем здоровье.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства опрошенных нет здорового стереотипа поведения, умения здорового образа жизни не стали привычкой, нормой поведения, а мотивация к здоровому образу жизни, к сохранению здоровья носит формальный характер.

И учащиеся, и учитель ОБЖ были ознакомлены с результатами анкетирования, что послужило поводом к серьезной беседе о расхождении знаний о необходимости сохранения здоровья и реальном поведении в жизни.

Проведенное исследование помогло убедится в необходимости изучения курса ОБЖ в средней школе, подтвердило правильность выбранной профессии – учитель безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 304 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений.Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г. и др. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).
  3. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996, с. 35.
  4. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников. Здоровьесберегающее образование. 2013. №1(29), с.102-104.
  5. КиселеваЭ.М., Рзаева.Г.И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов. Молодой ученый.2014. №18-1. С.42-43.
  6. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. 41с.
  7. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5- 9 кл.: учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Баль, С.В. Барканова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 192 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, образ жизни, здорового стереотипа поведения, сохранения здоровья, Здоровый образ жизни, здоровый образ жизни, формирования здорового, формирование здорового, навыков здорового образа, здоровья школьников, образа жизни школьников, формирование здорового образа, последующего здорового образа, формирования здорового образа, умения здорового образа, Формирование здорового образа, понимания здорового образа, безопасный образ жизни, образ жизни», формировании здорового стереотипа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос