Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Шустова С. А. Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 96-99. — URL https://moluch.ru/archive/110/27064/ (дата обращения: 21.09.2018).



В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, СМИ, интернет-ресурсы.

Человечество существует в условиях чрезвычайности, риска, поэтому необходимо быть всегда готовым противопоставить себя создавшейся чрезвычайной ситуации [1,2,12].

Практически ежедневно через средства массовой информации (СМИ) доходят до нас сведения о ЧС, которые происходят в мире. Это природные катаклизмы, военно-политические и социальные конфликты, аварии и катастрофы на транспорте, промышленных предприятиях, выбросы в окружающую среду вредных веществ.

Эти явления стали носить в определенной степени закономерный характер, что связано с нарушением экологического равновесия между человеком и окружающей его средой. В результате научно-технической революции и развития общества современная техника уже превысила пределы, при которых человек в силах управлять ею без нервных напряжений, а наука о взаимодействии человека и орудий труда (эргономика) обществом по-прежнему недооценивается Проблема сохранения окружающей внешней среды, обеспечения жизнедеятельности возникла как следствие и результат человеческой деятельности [1, 2, 6, 12].

Все сведения о произошедших ЧС поступают к нам в основном через СМИ, что позволяет говорить об огромнейшей роли СМИ в нашей жизни и при формировании представлении о безопасности в жизни любого человека.

Использование материалов СМИ на уроках ОБЖ, в целях формирования представлений о безопасности в целом и об экологической безопасности в частности, заключается в том, что курс ОБЖ не может обойтись без наглядных примеров из жизни. К тому же школьники получают массу информации и без просьбы учителя, так как они практически ежедневно смотрят телевизор, активно используют условия интернета, редко, но читают газеты и журналы. Формировать представления у школьников не просто, и очень сложно сформировать их, пользуясь только учебниками, поэтому учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе должен использовать материалы средства массовой информации (СМИ) на своих уроках и работать с ними. Этим объясняется актуальность выбранной темы – «Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах» [4, 5, 7, 8, 10, 12].

В рамках выпускной квалификационной работы нами разработаны методические рекомендации по включению материалов СМИ экологической направленности для развития основных понятий по экологической безопасности в курсе ОБЖ 8 класса в соответствии с программой и учебником Смирнова А.Т., что нашло отражение в таблице «Использование материалов СМИ для развития основных понятий по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах», которая приведена нами в статье «Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах» [13, С. 946-951].

Так мы предлагаем следующие варианты работы с материалами СМИ для развития знаний по экологии и экологической безопасности:

1. Используя ресурсы интернета, составление аннотированного списка публикаций: по вопросам экологических проблем разного уровня;по вопросам экологической безопасности, её составляющих;о ЧС экологического характера;о основных объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы; сведения о уровняхзагрязнения регионов России.

2. Используя ресурсы интернета и просмотра вечернего выпуска новостей, составление аннотированного списка публикаций: о техногенных авария, условиях их возникновения;об экологических угрозах от ЧС ТХ и экологических рисках ЧСТХ.

3. Используя ресурсы интернета подготовить сообщения и мультимедийную презентацию доклада: о авариях на атомных электростанциях (например, Чернобыльская АС, АС Фукусима и др.); о авариях с выбросом опасных химических выбросов; о пожарах в быту и производствах; о гидродинамических авариях.

4. Используя интернет (статистические данные) провести анализ человеческих и материальных потерь от пожаров природных и техногенных за последние 10 лет в России, а также от наводнений от природных и техногенных ЧС за последние 10 лет в России.

В качестве домашнего задания на весь период изучения темы по основным ЧСТХ учащимся предлагается следующее – каждый вечер просматривать новости на центральных тв/каналах и письменно фиксировать все сообщения о ЧС природного и техногенного характера, а также об экологических последствиях этих ЧС, а на уроках обсуждать зафиксированные учениками материалы.

Констатирующий и формирующий этап эксперимента были направлены на доказательство гипотезы о том, чтоэффективность усвоения знаний в области экологии, и экологической безопасности, в частности, в рамках курса ОБЖ в 8-х классах, в урочной деятельности, повышается, если выявить и включать в учебно-воспитательный процесс материалы СМИ для развития знаний учащихся по экологической безопасности.

Так при проведении констатирующего этапа эксперимента методом анкетирования учащихся 9-х классов, на базе лицея № 486 г. Санкт-Петербурга, нами было выявлено, что большинство опрошенных знакомы с такими понятиями как: экологическая безопасность – 70%, неверный ответ дали – 20%, а 10 % респондентов затруднились ответить, учащиеся верно отвечают и на вопрос – «Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?» - 80% - Через воздух, воду и продукты питания.

Что касается вопроса- «Как часто вы пользуетесь СМИ?», большинство школьников ответило что пользуются часто (ответило 90% школьников).К сожалению есть и те кто не пользуются средствами массовой информации, вариант «Нет» выбрало 10% респондентов.

На вопрос - «Видели ли Вы статья в СМИ по экологической безопасности?» - 80% респондентов видели статьи в СМИ по экологической безопасности. Есть и те, кто никогда данный темы в СМИ не встречал, ответило 20% школьников.

Вопрос – «Актуален ли вопрос по экологической безопасности в наше время?» не вызывает сомнения в актуальности и важности у анкетируемых, т.к. 70% считают, что вопросы экологической безопасности в наше время актуальны и 30% - неактуальны.

При ответе на вопрос – «Беспокоитесь ли Вы о экологической безопасности?» все 100% респондентов ответили - «Да, беспокоятся».

На диаграммах 1 и 2 также видно, что учащиеся экспериментального 8-го класса, при повторном тестировании, после проведения ряда уроков по ОБЖ с включением материалов СМИ экологической направленности с целью развития знаний по экологической безопасности, лучше учащихся контрольного класса усвоили знания в области экологической безопасности на уроках ОБЖ, что также подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Диаграмма 1 Диаграмма 2

Соотношение ответов учащихся (по уровням) в контрольном

и экспериментальном 8-х классах

(1 срез – 24 К и 23 Э учащихся) (2 срез - 24 К и 23 Э учащихся)

При формировании и развитии понятий по экологической безопасности нами было использовано комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием изобразительной наглядности (плакаты по экологической безопасности, технике безопасности с целью не допущения ЧСТХ, инструкции с правилами поведения при возникновении различных ЧСТХ, таблицы статистических данных о ЧСТХ, дидактические карточки, графики, диаграммы, расчетные задачи и многое другое) [13].

Также мы старались почти на каждом уроке использовать материалы экологической направленности из СМИ и средств мультимедиа. Для улучшения качества знаний и интереса к самому предмету ОБЖ, важно использовать разнообразные интерактивные формы обучения, основанные на технологиях программированного, проблемного обучения, а также игровые технологии [3, 9, 11].

Всё выше описанное позволяет нам сделать вывод что, использование материалов СМИ наглядно и убедительно показывает необходимость формирования знаний по экологии и экологической безопасности, что способствует формированию алгоритма правильных действий при проявлении негативных природных и техногенно-социальных процессов, определять их признаки и интенсивность, предсказывать и прогнозировать ЧС природного и техногенного характера и, таким образом, способствовать формированию типа личности безопасного поведения [1, 2, 6, 7, 8, 10, 12, 13].

Литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006
  2. Блинова Е.Г. Безопасность жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»: учеб. пособие. – Омск, 2003.
  3. Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие (Д.А. Гдалин, М.Ю Челпанов, С.И. Махов и др. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Эпиграф. 2004. – 132 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: VIII класс: поурочные планы / авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград, 2007.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов / Учебник. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т., М.: - «Просвещение». 2013.
  6. Пономарёва И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: история. Теория. Методика: Учебное пособие. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб: Изд-во ГПУ им. А.И. Герцена. – 415 с.
  7. Силакова О.В.Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. - сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.
  8. Силакова О.В.Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 51-54.
  9. Силакова О.В., Виноградов В.С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. / Сборник материалов XVВсероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181-183.
  10. Силакова О.В. Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины «Основы экологической безопасности» как важная составляющая подготовки бакалавров направления «Естественнонаучное образование». / Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1096-1101.
  11. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ. / Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 125-129.
  12. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  13. Шустова С.А. Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах. Молодой учёный. 2016, № 3 (107). С. 946-951.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, использование материалов СМИ, урок ОБЖ, СМИ, ресурс интернета, развитие знаний, массовая информация, класс, экологическая направленность, техногенный характер.


Похожие статьи

Использование материалов СМИ для развития знаний по...

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ. Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, СМИ...

К вопросу о развитии экологических знаний в курсе...

Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, формирование знаний, образовательный стандарт, экологическая культура.

Вопросы обеспечения экологической безопасности широко освещаются в средствах массовой информации, все чаще становятся...

Использование учебных материалов по информационной...

Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ. Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

Вопросы экологической безопасности в действующей программе ОБЖ 8-9 классов. Класс.

8 класс. Производственные аварии и катастрофы, их причины. ЧС техногенного характера.

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с...

Эколого-краеведческая направленность...

опасный производственный объект, «экологическая опасность», экологический класс опасности производства, промышленная безопасность, ЧС техногенного характера, окружающая природная среда.

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной...

знание, безопасное поведение человека, окружающая среда, социальный характер, класс, безопасное поведение, экологическая безопасность, Основа безопасности жизнедеятельности, внешняя среда, техногенный...

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников. Применение проблемного обучения при формировании знаний по...

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках...

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся...

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся...

Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень в системной организации

На следующем этапе педагогического исследования мы проводили уроки по ОБЖ с использованием игровых технологий...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование материалов СМИ для развития знаний по...

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ. Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, СМИ...

К вопросу о развитии экологических знаний в курсе...

Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, формирование знаний, образовательный стандарт, экологическая культура.

Вопросы обеспечения экологической безопасности широко освещаются в средствах массовой информации, все чаще становятся...

Использование учебных материалов по информационной...

Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ. Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

Вопросы экологической безопасности в действующей программе ОБЖ 8-9 классов. Класс.

8 класс. Производственные аварии и катастрофы, их причины. ЧС техногенного характера.

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с...

Эколого-краеведческая направленность...

опасный производственный объект, «экологическая опасность», экологический класс опасности производства, промышленная безопасность, ЧС техногенного характера, окружающая природная среда.

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной...

знание, безопасное поведение человека, окружающая среда, социальный характер, класс, безопасное поведение, экологическая безопасность, Основа безопасности жизнедеятельности, внешняя среда, техногенный...

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников. Применение проблемного обучения при формировании знаний по...

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках...

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся...

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся...

Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень в системной организации

На следующем этапе педагогического исследования мы проводили уроки по ОБЖ с использованием игровых технологий...

Задать вопрос