Автор: Кауров Иван Дмитриевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Кауров И. Д. Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 59-61.



В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: активизация деятельности учащихся, методы обучения, организационные формы, дидактические задачи, повышение интереса

В контексте системных изменений происходящих в Российской Федерации, выдвигаются новые требования к результатам образовательной деятельности учебных заведений.

Выпускник современной школы должен быть ориентирован на продуктивную деятельность в обществе, а его основными характеристиками становятся компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В связи с этим, процесс образования становиться все более личностно-ориентированным, способствующим творческому развитию и самоопределению учащихся. При этом особая роль отводится сохранению физического и психического здоровья.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.»: «миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и как следствие социально-экономическое развитие России [1]», при этом качественно изменяется характер отношений между преподавателем и учащимся.

При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» задача педагога состоит не только в том, чтобы сообщить учащимся определенную сумму знаний и сформировать необходимые умения. Основной целью в современных условиях образования становиться пробуждение у учеников мотивации, интереса к предмету, осознанию важности на протяжении всей жизни соблюдения основных правил обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности окружающих. [2,3,4,10]

Все вышесказанное обуславливает, необходимо применять такие методы обучения, которые стимулируют самостоятельную работу и вызывают стремление в получении новых сведений по правилам безопасной жизнедеятельности для применения их в повседневной практике.

Следует отметить, что основой пробуждения интереса к предмету является любопытство и любознательность учащихся. Эти качества, присущие активной личности делают процесс познания увлекательным и продуктивным. Разбудить и поддержать устойчивый интерес к предмету можно посредством использования активных методов обучения.

Как традиционные, так и активные методы обучения подразделяют на две большие группы: индивидуальные методы и групповые. Индивидуальные используют для работы с конкретным учеником, учитывая его личные интересы и качества. Групповые применяют как во время работы со всем классом, так и при делении класса на несколько групп [6 стр.15, 10 стр. 902].

В дидактической литературе существуют несколько подходов к классификации активных методов обучения. Выбирая в качестве основных различные свойства, авторы выделяют разное количество групп, содержание которых компонуется также не одинаково [5; 7; 8;9].

Обобщая существующие классификации активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, способствующих повышению интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» представим их в таблице 1.

Таблица 1.

Активные методы обучения, способствующие повышению интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Группа активных методов

Организационные формы

Дидактические задачи

ГРУППОВЫЕ

Дискуссионные

Свободные дискуссии;

Направленные дискуссии;

Обсуждение;

«мозговой штурм»;

Разбор казусов из практики

совещание и т.п.

Развитие коммуникативных компетенций;

Формирование умений отстаивать свою точку зрения, формулировать и задавать вопросы. Способствуют развитию динамичности мыслительных процессов и т.д

Игровые

Ситуационные игры;

Сюжетно- Ролевые игры;

Психодрамма;

Дидактические игры и др.

Формирование необходимых умений и навыков. Освоение нового опыта путем «примеривания» новых позиций и т.д.

Группа активных методов

Организационные формы

Дидактические задачи

Тренинговые

Социально-ролевые тренинги;

Коммуникативные тренинги;

Тренинги дичностного-роста;

Тренинг умений и др.;

Формирование конструктивного отношения, к прошлому, настоящему и будущему. Корректировка мнений, позиций и планов. Отработка умений и навыков, воспитание физической выносливости и т.д.

Рейтинговые

Рейтинг эффективности;

Рейтинг популярности и тр.

Повышение мотивации и эффективности деятельности за счет обострения конкуренных отношений и т.д.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

Упражнения

Выполнение практических задач;

Тренировка и др.

Формирование практического опыта, навыка самостоятельной работы в индиидуальном режиме и т.д.

Отдавая предпочтение тому, или иному методу активизации познавательного процесса следует учитывать структурный элемент урока, в котором планируется использование выбранной формы. Активизацию деятельности учащихся, с целью повышения интереса к предмету педагог может использовать для:

  • изучения нового материала;
  • закрепления пройденного;
  • проверки знаний, умений, навыков;
  • обобщения изученного;
  • релаксационной паузы.

Для этого необходимо выбирать такие формы работы, в которых каждый ученик может проявить себя с положительной стороны.

В заключение следует еще раз отметить, что для повышения интереса к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо подбирать формы и методы, приемы организации и проведения занятий исходя из личностных и возрастных особенностей учащихся. Ученики будут активны и самостоятельны, только в случае если будут считать уроки полезными и интересными. В свою очередь это будет способствовать умению обеспечивать собственную безопасность в повседневной жизни, а в случае необходимости правильно вести себя в экстремальной ситуации. Кроме того, учебный процесс следует выстраивать с доминированием «ситуаций успеха».

Литература:

1. Государственная программа российской федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы http://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/госпрограмма_развитие_образования_(проект).pdf

2. Есипова, А.А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников [Текст] /А.А.Есипова //Молодой ученый, 2014. - №5-1 (64). - С.21-22.

3. Есипова, А.А. Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин [Текст] /А.А.Есипова //Молодой ученый, 2014. - №18-1. - С.38-40.

4. Есипова, А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего [Текст] /А.А.Есипова //Безопасность жизнедеятельности. 2012. - №4. - С.32-34.

5. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. [Текст] /П.П.Панфилова // СПб.: СПбИВЭСЭП - Знание, 2003

6. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] /А.В.Петровский // М.,1996, с.160.

7. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: [Текст] /В.Я.Платов // Учебник. – М.: Профиздат, 1991.

8. Смолкин, А. М. Методы активного обучения: [Текст] /А.М.Смолкин //Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.

9. Хуторской, А. В. Современная дидактика. [Текст] /А.В.Хуторской // – М.: Высш. шк., 2007.

10. Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7-8 классов по ОБЖ Ребко Э.М., Сатывалдиева Б. Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 900-905.

Основные термины (генерируются автоматически): «Основы безопасности жизнедеятельности», активных методов обучения, предмету «Основы безопасности, повышения интереса, методы обучения, предмета «Основы безопасности, культуры безопасности жизнедеятельности, классификации активных методов, решения дидактических задач, зрения решения дидактических, точки зрения решения, Молодой ученый, деятельности учащихся, целью повышения интереса, основой пробуждения интереса, предмету педагог, безопасности жизнедеятельности школьников, безопасности жизнедеятельности» задача, безопасности жизнедеятельности населения, Использование активных методов.

Ключевые слова

методы обучения, активизация деятельности учащихся, организационные формы, дидактические задачи, повышение интереса

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос