Педагогическая деятельность в области безопасности жизнедеятельности как средство профилактики терроризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Архипова, Ю. С. Педагогическая деятельность в области безопасности жизнедеятельности как средство профилактики терроризма / Ю. С. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27046/ (дата обращения: 22.11.2024).



На сегодняшний день терроризм является одной из глобальных проблем мирового сообщества. От действий террористов страдают мирные люди всего мира. Являясь формой преступного насилия, террористические акты приводят к бессмысленной гибели значительного числа людей, уничтожению объектов культурного наследия, устрашению населения планеты и нарушению существующего миропорядка, создавая предпосылки для вынужденных вооруженных действий государств по защите своих граждан.

По данным «РИА Новости» только в 2015 году зафиксировано около 20 крупных террористических актов [2]. В истории современной России также встречается немало примеров террористических актов и атак, ставших ярким примером негативных последствий и несчастья родных и близких погибших и искалеченных жертв:

  • Будённовск, 1995 год (132 погибших);
  • «Норд-Ост», 2002 год (130 погибших);
  • Беслан,2004 год (334 погибли и позднее скончались от ранений);
  • Невский экспресс, 2007 год (27 погибших);
  • Аэропорт Домодедово, 2011 год (37 погибших);
  • Волгоград, 2013 год (34 погибших) и другие [9].

Основными причинами терроризма как социального явления принято считать:

  • Межэтнические и иные социальные противоречия;
  • Неэффективна деятельность государственных органов в сфере

противодействия терроризму;

  • Недостаточный контроль над информационным пространством Российской

Федерации, «проскакивание» экстремистских идей в СМИ и сети Интернет;

  • Наличие регионов, подвластных террористическим организациям вблизи

государственных границ, попытки проникновения международных террористов в отельные регионы страны;

  • Наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для

международных террористических организаций;

  • Отсутствие единого антитеррористического информационного пространства

и другие.

Жертвой терроризма может стать любой человек, не зависимо от пола, возраста, социального статуса, расы, места жительства и других особенностей потенциальных жертв. Объектом нападения могут быть как дети, так и люди старшего поколения, как отдельные личности, так и целые объекты инфраструктуры, важные для нормальной жизнедеятельности страны.

Молодёжь - особая группа риска. В силу своего молодого возраста молодые люди могут быть не только жертвами террористических актов, но и жертвами вербовки в террористические организации. Молодые люди обладают возрастными особенностями, и, как следствие, свойственным возрасту: остротой восприятия окружающего, стремительным развития самосознания, обостренным чувством справедливости, непрерывным поиском смысла жизни, романтики, желанием экстрима.

Кроме того, современная молодёжь обладает некоторой свободой (обучение в другом городе, отдалённость от семьи, повсеместное использование открытых информационных источников). Всё это делает её той частью общества, которая может быстро накапливать и реализовывать негативный экстремистский потенциал, что делает её «лёгкой и интересной добычей» для террористов [7].

Все это позволяет сделать вывод, что современная молодёжь должна обладать высоким уровнем культуры безопасности. В аспекте данной тематики культура безопасности — это «способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и ценности окружающего мира» [3, 4, 8]. Вопросам формирования культуры безопасности у молодёжи и подрастающего поколения в различных условиях посвящено достаточное количество научных, исследовательских и методических трудов. В частности, разработкой данного вопроса занимаются преподаватели факультета безопасности жизнедеятельности Герценовского университета (Есипова А.А., Ребко Э.М.).

Сегодня задача формирования уровня культуры как составляющей личности человека возложена на систему образования. Безусловно, решением данной задачи занимаются все предметы и дисциплины, однако, главную роль всё же играют школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (университетский «Безопасность жизнедеятельности) и дисциплины, относящиеся к области научных знаний безопасность жизнедеятельности, так как их изучение поможет как можно более полно понимать протекающие в современном мире процессы, фильтровать потоки, выливаемые средствами массовой информации, разовьёт необходимые для выживания знания, умения, навыки, способствуют формированию духовно-нравственных ориентиров личного поведения, направленных на безопасность, как отдельной личности, так и общества, государства [2, 3, 4, 8].

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность в области безопасности жизнедеятельности является необходимым средством профилактики терроризма. Профилактика терроризма - это комплекс действий и мероприятий от образования до высокотехнологичных мер безопасности, нацеленных на снижение преступности и, соответственно, опасности терроризма.

Проанализировав современные образовательные программы в области безопасности жизнедеятельности, мы выделили пять составляющих педагогической деятельности в данной области, каждая из которых имеет свои особенности:

  • Педагогическая деятельность в 5-9 классах. Педагогическая деятельность в школе ограничена рамками образовательной программы. Профилактика терроризма в 5-9 классах проводится при изучении тем «обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта» и «организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации» в рамках которых обучающиеся узнают о наиболее опасных террористических актах, их видах, целях, способах осуществления, а также о международном терроризме как угрозе национальной безопасности.
  • Педагогическая деятельность в 10-11 классах основывается на знаниях, полученных обучающимися в 5-9 классах, углубляя их. При изучении темы «обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» обучающиеся узнают о правилах поведения при взрыве, перестрелке и об уголовной ответственности за террористическую деятельность. В рамках темы «современный комплекс проблем безопасности социального характера» изучается основные черты современного терроризма в общем и характеристика современного террористической деятельности в России, в частности. Изучая тему «организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации» обучающиеся узнают о нормативно – правовой базе в области борьбы с терроризмом, контртеррористических операция, разбирают ситуативные задачи [9].
  • Педагогическая деятельность в средних и высших учебных заведениях базируется на знаниях, полученных в школе, углубляя их. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты закрепляют свои знание о терроризме, мерах предосторожности, правилах поведения при захвате в заложники и во время проведения освободительной операции, а также разбирают крупные террористические акты новейшей истории. Это позволяет развить умение прогнозировать, оценить возможные последствия и принять правильное решение, которое будет направлено на созидание, а не на разрушение [8].
  • Педагогическая деятельность дополнительного образования. Дополнительное образование - это прежде всего образование сверх основного, основанное на выборе обучающегося, позволяющее обучающемуся раскрыть себя, самоопределиться личностно, профессионально, социально. Говоря о дополнительном образовании в области безопасности жизнедеятельности, хочется упомянуть в первую очередь военно-патриотическое направление, главной целью которого является становление граждан, обладающих позитивными духовно-нравственными ценностями и важнейшими созидательными качествами, что позволяет научить преодолению чуждых обществу процессов и явлений, которые разрушают его устои, что в свою очередь является профилактикой терроризма [1].

Профилактика терроризма по средствам дополнительного образования может быть не только тематической, но и выступать в роли деятельности альтернативной террористической, так как выступает в роли разновидности досуговой деятельности молодёжи, тем самым направляя её энергию в созидательное русло.

  • Обучение взрослых.Направлено на формирование знаний, умений и навыков, призванных немедленно отреагировать и предпринять правильные действия при угрозе террористического акта.

Педагогическая деятельности в области безопасности жизнедеятельности как средство профилактики терроризма призвана решать следующие задачи:

  • Формирование уважения (толерантности) как качества личности, противоположного ксенофобии;
  • Способствование самоопределению личности;
  • Осуществление коррекции, которая заключается в приобщении молодёжи к общечеловеческим нормам морали, уважении законности и правопорядка, а также замены экстремистской идеологии гуманной;
  • Реализация потенциала молодёжи в социально значимой деятельности.

Это способствует снижению численности молодёжи среди завербованных терроризмами, что и является главной целью педагогической деятельности в области безопасности жизнедеятельности как средства профилактики терроризма.

Литература:

  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. (Утверждена правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 21 мая 2003г.).
  2. Международное информационное агентство «Россия сегодня». РИА Новости:
  3. Крупные теракты в мире в 2015 году. http://ria.ru/spravka/20151114/1320242489.html
  4. Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в летний канинулярный период Есипова А.А. автореферат дис. Кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014
  5. Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях летних экспедиций Шаталов М.А., Есипова А.А. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 3. С. 107
  6. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах Ребко Э.М. Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 850-851.
  7. Смирнов А.Т. Комплексная учебная программа для 5-11 классов
  8. общеобразовательных учреждений/ Смирнов А.Т., Хренников Б.О.// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - №5.
  9. Свиридов А.А. Сущность и специфика социально-культурной деятельности ВУЗов
  10. по профилактике экстремизма в молодёжной среде. / Свиридов А.А.// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 2.
  11. Совершенствование системы формирования культуры безопасности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе Ребко Э.М. Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 14-15
  12. Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное
  13. телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». Самые крупные теракты в России. Досье. http://tass.ru/proisshestviya/659987
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, область безопасности жизнедеятельности, дополнительное образование, профилактика терроризма, главная цель, личная безопасность, правило поведения, Российская Федерация, террористическая деятельность, террористический акт.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Задать вопрос