Автор: Черткова Карина Азатовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 13.03.2016

Библиографическое описание:

Черткова К. А. «Турецкий гамбит» в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 584-586.



Ключевые слова: Турция, муниципальный контракт, государственный контракт, контрактная система.

На сегодняшний день, самым острым вопросом для государственных и муниципальных заказчиков (далее — заказчики) остается один: как применять запреты и ограничение введенные Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» от 28.11.2015г. № 583 (далее — Указ Президента РФ № 583).

Напомним: Указом Президента РФ № 583 был установлен «временный запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации». Указ Президента РФ № 583 вступил в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических и иных мер.

В соответствии с Указом Президента РФ № 583 Правительством РФ было принято постановление «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики» № 1457 от 29 декабря 2015 г. (далее — Постановление Правительства РФ № 1457).

Указ Президента РФ № 583 и Постановление Правительства РФ № 1457 действуют с 01 января 2016г., однако по сегодняшний день нет ни одного разъяснения о том, как применять, установленный указанными нормативными правовыми актами, запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее — «турецкий» запрет).

В сложившейся ситуации заказчики были вынуждены, опираясь только на свои догадки, устанавливать запрет направленный на исполнение названных выше нормативно-правовых актов, так как подсказывало им чутье, опыт и собственный внутренний голос. В результате, на сегодняшний день в единой информационной системе существует как минимум три варианта установления указанного запрета в документациях и извещениях о проведении закупок. Так, некоторые, приравнивают турецкий запрет к запретам и ограничениям устанавливаемым в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ), другие — к требованиям предъявляемым к участникам закупок предусмотренным п.1 ч.1 ст. 31 этого же федерального закона. Существует и третья точка зрения, согласно которой турецкий запрет не относится ни к одной из указанных статей, и применяется не в процессе определения победителя торгов, а непосредственно в момент заключения контракта.

Изучив существующую практику, сложившуюся благодаря решениям, вынесенным Федеральной антимонопольной службой России и ее территориальными управлениями, [6] также невозможно выделить единую линию поведения, к которой необходимо придерживаться всем заказчикам.

Итак, попробуем разобраться в изначальном замысле законодателя который заложен в основе Указа Президента РФ № 583 и Постановления Правительства РФ № 1457.

Запреты и ограничения, введенные Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457, являются специальными экономическими мерами в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах». Согласно ч. 1 ст. 3 указанного выше закона, «специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан».

Такими «другими мерами» являются запреты, установленные в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, например: запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (установлен согласно постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В связи с тем, что смыслом рассматриваемых экономических мер является запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики выполнять работы, оказывать услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации, установление каких-либо дополнительных требований к участникам закупки, равно как и отклонение заявок на участие в определении подрядчика/исполнителя на основании несоответствия этим требованиям — будет неправомерно. Исходя из буквального толкования Указа Президента РФ № 583 и Постановления Правительства РФ № 1457 можно сделать вывод, что запрещено не участие указанных организаций в закупках, а запрещено лишь выполнение работ / оказание услуг по государственным или муниципальным контрактам такими организациями.

Обращаем Ваше внимание на то, что ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ устанавливает единые требования к участникам закупки (предъявляемые в равной мере ко всем участникам закупок), в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Однако, Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457 не были установлены требования к участникам закупок для государственных и муниципальных нужд. Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457 установлены лишь запреты и ограничения для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Таким образом, соотношение п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ и запретов (ограничения), введенных Указом Президента РФ № 583 и Постановлением Правительства РФ № 1457 является недопустимым, противоречащим смыслу ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ.

Кроме того, необходимо отметить что ни Постановлением Правительства РФ № 1457, ни Указом Президента № 583 не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которыми возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики. Таким образом, требование о предоставлении участником дополнительных документов не только бы повлекло нарушение ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, но и привело бы к ограничению конкуренции путем введения в заблуждение участников закупки и усложнения порядка подачи заявок участниками электронного аукциона. Однако, Заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, направляются вторые части участников электронного аукцион, в том числе выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), из которой видно, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.

На основании вышеизложенного, в случае если участником закупки, с которым должен быть заключён контракт, окажется юридическое лицо, на которое распространяется Постановление Правительства РФ № 1457, и на момент заключения контракта будут действовать рассматриваемые в настоящем вопросе специальные экономические меры, заказчик обязан будет отказаться от заключения контракта с таким участником — в связи с действием в России специальных экономических мер, на основании требований Указа Президента РФ № 583 и Постановления Правительства РФ № 1457.

И в заключение хотелось бы отметить, что описанный в настоящей статье способ разрешения проблемы возникшей в связи введением специальных экономических мер в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, является результатом изучения автором нормативно-правовых актов, т. е. является частным мнением и не может выступать в качестве официального разъяснения законодательства.

Литература:

1. О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики. Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583 (в ред. 28.12.2015 г.);

2. О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457;

3. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 (в ред. 31.12.2015);

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ (в ред. 30.12.2015);

5. О специальных экономических мерах. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ;

6. ФАС: ЗАКАЗЧИКИ ОБЯЗАНЫ УСТАНАВЛИВАТЬ ЗАПРЕТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1457 ОТ 29.12.2015 Г., ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК // Балтийский тендерный центр. URL: http://baltictender.ru/fas-zakazchiki-obyazany-ustanavlivat-zaprety-na-vypolnenie-rabot-okazanie-uslug-predusmotrennye-postanovleniem-pravitelstva-rf-1457-ot-29–12–2015-g-pri-planirovanii-i-osushhestvlenii-zakupok/ (дата обращения: 9.03.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): Турецкой Республики, юрисдикцией Турецкой Республики, гражданами Турецкой Республики, Российской Федерации, Указом Президента, апреля 2013г, Федерального закона, специальных экономических, контролируемыми гражданами Турецкой, территории Российской Федерации, муниципальных нужд, Постановлением Правительства, Постановление Правительства, Указ Президента, специальных экономических мер, безопасности Российской Федерации, обеспечения государственных, отдельных видов, Президента Российской Федерации, отношении Турецкой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос