Постановка проблемы. Как известно, производство постоянно ставит свои требования перед системой образования по подготовке высококвалифицированных кадров, что требует также постоянной настройки содержания изучаемых предметов и процесса их преподавания. Актуален этот вопрос и для общетехнических дисциплин, которые являются фундаментом специальных дисциплин в современном контексте. Остро стоит этот вопрос в условиях автоматизированного производства, где специалисту приходится оперировать так же и геометрическими параметрами производимой продукции, что требует от них необходимых навыков в области геометрического моделирования и CAD технологий, которые у них иногда на недостаточном уровне.
Анализ состояния проблемы показывает, что в современном контексте подготовки инженерных кадров просматриваются проблемы, связанные с процессом овладения студентами знаний и умений по предмету «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика», которые принципиально влияют на формирование вышесказанных навыков. Эту проблему, снижающую уровень специалиста, можно также объяснить сокращением отведенных часов на этот предмет, как отрицательный, и применением CAD технологий в процессе его преподавания, как положительный фактор.
Постановка решения. Оба вышеприведенных фактора, хотя и противоположны, требуют настроек в содержании предмета «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» перераспределением часов по тематике, в процессе преподавания применением модульной системы, а также уклоном к самостоятельной работе, что приведет к решению проблемы. Для этого целесообразно разработать модульную систему.
Основная часть. Хотя процесс преподавания предмета «Начертательная геометрия» имеет более чем двухвековую историю, за последнюю четверть века (с 90-х годов) кардинально изменился инструментарий этого предмета на основе CAD технологий, и его методы, применяемые на производстве, востребованные научно-техническим прогрессом. Для вникания в проблему рассмотрим процесс преподавания предмета с недалеких времен (с 90-х годов), например, «Начертательная геометрия» и «Машиностроительное черчение». Несмотря на неизменность классических методов «Начертательной геометрии», в нынешних условиях инженерной деятельности, казалось бы, они не применяются. Но это на первый взгляд, причиной тому передача рутинных функций предмета к системам геометрического моделирования – CAD системам. Поэтому важно сохранить связь теоретической базы предмета с прикладной функцией CAD системы, не обращение к которой иногда приводит будущих специалистов к вышесказанному заблуждению. Это будет создавать проблемы при решении задачи (приведенной в постановке проблемы) в инженерной деятельности на производстве, где конкуренция требует часто менять продукцию, связанную с конструктивными задачами. Только инженера с достаточной теоретической базой геометрических знаний, смогут решать эти задачи методами геометрического моделирования. При сокращении часов на предмет, оно коснется и части «Машиностроительное черчение», что вынуждает максимально сжать информацию. При этом недостаточная оценка важности раздела иногда приводит к сокращению основного материала, что может свести роль «Машиностроительного черчения» технического ВУЗа до обычного школьного курса «Черчения». Для максимального пользования минимально отведенными часами необходимо плодотворно применять CAD-технологии, позволяющие параллельно вести курсы проекционного и машиностроительного черчений. Это тоже требует от студентов владения навыками геометрического моделирования, так как совмещение примитивных геометрических тел проекционного черчения с деталями машин позволит перейти от абстрактного мышления к реальному мышлению. Рассмотрим традиционное тематическое распределение занятий по часам в учебной программе «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» для специальности «Машиностроение» (Таб.1).
Таблица 1
№темы изанятия |
Название тем |
Отведенные часы |
|||
Итого |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
Самост. занятия |
||
«Начертательная геометрия, инженерная икомпьютерная графика». |
180 |
54 |
54 |
72 |
|
1— семестр. “Начертательная геометрия ичерчение”. |
120 |
36 |
36 |
48 |
|
|
Цели и задачи предмета. Методы проецирования. Точка, прямая и плоскость. |
12 |
4 |
4 |
4 |
|
Позиционные задачи. |
14 |
4 |
4 |
6 |
|
Метрические задачи. |
14 |
4 |
4 |
6 |
|
Методы преобразования эпюра. |
12 |
4 |
4 |
4 |
|
Многогранники. Классификация поверхностей. |
14 |
4 |
4 |
6 |
|
Конструкторская документация. Стандарты. Геометрия элементов детали. |
12 |
4 |
4 |
4 |
|
Изображения, надписи, обозначеия. Аксонометрические проекции деталей. |
14 |
4 |
4 |
6 |
|
Изображение элементов детали. Резьбы. Детали соединения и их элементы. |
14 |
4 |
4 |
6 |
|
Рабочие чертежа и эскизы деталей. Изображение сборочных единиц. Схемы. |
14 |
4 |
4 |
6 |
2- семестр. “Компьютерная графика”. |
60 |
18 |
18 |
24 |
|
|
Графические редакторы и их применение. Понятие САПР. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Графический редактор САПР AutoCAD. Рабочий стол AutoCAD. |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Работа с объектами в системе AutoCAD. |
12 |
4 |
4 |
4 |
|
Работа со слоями. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
2D моделирование. |
12 |
4 |
4 |
4 |
|
Работа с размерами объекта. Работа с блоками. |
16 |
4 |
4 |
8 |
Из Таблицы 1. видно, что распределение часов по темам, по типам занятий и по семестрам удовлетворяло изучение предмета до недавних времен (до 90-х гг.), и стало примитивной в современном контексте подготовки специалистов (сокращение часов, внедрение CAD-технологий и требования производства). Поэтому целесообразно разработать модульную систему обучения, где распределение идет с учетом междисциплинарных связей и объемом получаемых знаний и формируемых умений и навыков по каждой теме (Таб.2).
Таблица 2
№темы |
Название темы |
№занятия |
Отведенные часы |
|||
Итого |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
Самост. занятия |
|||
“Инженерная графика” (5 кредитов). |
180 |
54 |
54 |
72 |
||
1-семестр. Част-I. “Начертательная геометрия” (3 кредита). |
108 |
36 |
36 |
36 |
||
1-модуль. Основы инженерной графики (1 кредит). |
36 |
12 |
12 |
12 |
||
1 |
Цели и задачи курса. Стандарты ЕСКД. Методы проецирования. |
1 |
6 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Ортогональные проекции точек, прямой и плоскости. |
2 |
24 |
8 |
8 |
8 |
12 |
Графические редакторы. Понятие САПР. CAD системы. |
9 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2-модуль. Основы геометрического моделирования (1 кредит). |
36 |
12 |
12 |
12 |
||
2 |
Позиционные задачи. |
3 |
10 |
4 |
4 |
2 |
3 |
Метрические задачи. |
4 |
10 |
4 |
4 |
2 |
4 |
Конструктивные задачи. |
8 |
16 |
4 |
4 |
8 |
3-модуль. Основы формообразования (1 кредит). |
36 |
12 |
12 |
12 |
||
5 |
Граненые поверхности. |
5 |
12 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Образование кривых поверхностей. |
6 |
12 |
6 |
4 |
2 |
7 |
Пересечение поверхностей. |
7 |
12 |
2 |
4 |
6 |
2-семестр. Част-II. “Инженерная икомпьютерная графика” (2 кредита). |
72 |
18 |
18 |
36 |
||
4-модуль. Основы компьютерного проектирования (1 кредит). |
36 |
8 |
10 |
18 |
||
13 |
Рабочий стол CAD системы. Работа с объектами в CAD системе. |
10 |
12 |
2 |
2 |
8 |
14 |
2D моделирование. Работа со слоями, размерами и блоками. |
11 |
12 |
2 |
4 |
6 |
15 |
3D моделирование. |
14 |
12 |
4 |
4 |
4 |
5-модуль. Основы машиностроительного черчения (1 кредит). |
36 |
10 |
8 |
18 |
||
9 |
Изображения, виды, разрезы, и аксонометрические проекции деталей. |
12 |
12 |
2 |
4 |
6 |
10 |
Разъемные и не разъемные соединения и их элементы. |
13 |
8 |
4 |
2 |
2 |
11 |
Чертеж общего вида. Деталировка. Эскизы. Сборочные чертежы. Схемы. |
15 |
16 |
4 |
2 |
10 |
Выводы. Разрабатываемая модульная система позволит решать рассматриваемую проблему, т. е. формировать у будущих специалистов навыки в области геометрического моделирования и CAD-технологий, а также оценит их по стандарту ECTS –European Credit Transfer System, для интеграции высшего образования в Болонский процесс.
Литература:
- Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. − М.: Бюро Юнеско в Москве, ТЕИС, 2007.
- Авлякулов Н. Х. Модульная система обучения. Тексты лекций. БухТИПиЛП, Бухара, 2000. 48 с.
- Жураев Т. Х., Наимов С. Т. Исследовательский подход в самостоятельной работе студентов. Материалы XVI Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке». 13–14 февраля 2009 г., СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. 527 с.
- Жураев Т. Х. Тексты лекций по предмету «Начертательная геометрия и инженерная графика. Раздел: Машиностроительное черчение» на основе модульного обучения. БИТИ, Бухара, 2015. 36 с.
- Жураев Т. Х. “Developing of students’ creativity by module “Surfacing using CAD technologies”. Выпускной проект. Центр переподготовки Главного НМЦ МВ и ССО РУз при ТашГПУ, Ташкент, 2015.