Автор: Тюкавина Александра Вячеславовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 14.03.2016

Библиографическое описание:

Тюкавина А. В. Законодательная и нормативно-методическая регламентация документирования управленческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 570-573.



Формальное документационное взаимодействие организаций и учреждений в Российской Федерации осуществляется при помощи унифицированных общепринятых правил. Говоря иными словами, управленческая деятельность организации, связанная с документационным обеспечением и документированием, основана на законодательной и нормативно-методической базе, которая включает в себя ряд законов, подзаконных актов, инструкций, стандартов и методических документов, позволяющих регламентировать процесс создания, обработки, хранения и применения документов.

Согласно ГОСТ Р 7.0.8–2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» термин «документирование» определяется как зафиксированная по общеустановленным правилам информация на каком-либо носителе [18].

Основным документом, дающим право на документирование информации, является Конституция Российской Федерации [1]. Данный документ обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации.

К основным Федеральным законам, регламентирующим документирование управленческой деятельности, относятся:

 Трудовой кодекс РФ (№ 197-ФЗ от 30.12.2001) [3] применяют в случаях оформления документов, касающихся трудоустройства работников.

 В Гражданском кодексе Российской Федерации (от 21.10.1994), излагаются основополагающие правила по заключению, оформлению и расторжению гражданско-правовых договоров [4], [5], [6], [7].

 Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» регламентирует деятельность органов власти и управления, в полномочия которых входит право на изображение одного из трех вариантов герба Российской Федерации на бланках документов [2].

 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» является ключевым документом, устанавливающим правовые основы стандартизации в РФ. В законе регламентированы действия государственного контроля и надзора в работе по стандартизации, определены виды документов по стандартизации и др. [9]

 Федеральный закон от 01.05.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Специальная ст. 16 данного закона посвящена использованию языка в официальном делопроизводстве. В соответствии с этой статьей делопроизводство в республиках Российской Федерации ведется как на государственном языке РФ, так и на языке данной республики. В законе отдельно оговорено оформление документов, касающихся личности граждан [22, с. 1].

 Закон РФ от 25.10.1991 № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» регулирует процесс использования государственного языка в документах, носящих официальный характер [8].

 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — ключевой закон в области информационного законодательства, главной целью которого является регламентирование порядка правовой защиты и документирования информационных данных [10].

 Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяет условия, применения в документах электронного формата электронной подписи, признающейся эквивалентной ручной подписи в обычном документе. Законом определены разновидности подписей электронного вида и регламент их применения [11].

 Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Данный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) [23, с. 25].

 Федеральный закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон разграничивает и определяет, что понимается под обращением, заявлением, предложением, жалобой граждан. В нем изложены требования к письменному обращению [22, с. 19].

 Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 01.10.2004 № 125-ФЗ. Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства [22, с. 21].

К основным регламентирующим нормативным актам Президента и Правительства РФ относятся:

 Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» используется в работе по обработке персональных данных работников и в работе с документами, носящими конфиденциальный характер [12].

 Постановление Правительства от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», которое регламентирует требования порядка документирования в федеральном органе исполнительной власти, определяет особенности работы с документами электронной формы [14].

 Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» устанавливает категории организаций, обладающих правом на изготовление бланков и печати, воспроизводящих Государственный герб РФ [13].

К основным регламентирующим документам федеральных органов исполнительной власти относятся:

 Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» регламентирует и представляет в визуализированном виде порядок заполнения форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты [15].

 Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением коллегии Росархива от 06.02.2002 определяют классификацию возможных видов архивов, основные задачи и функции архива, его полномочия и ответственность. В Основных правилах указывается порядок подготовки документов для передачи в архив, порядок комплектования архива, а также обеспечения сохранности и учета документов, входящих в состав архива и т. д. [16]

К основным государственным стандартам, регламентирующим документирование управленческой деятельности, относятся:

 ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ определяет обязательный состав реквизитов, используемых в документах, а также условия их оформления. Стандартом также определены унифицированные требования к бланкам документов [17].

 ГОСТ Р 7.0.8–2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ унифицирует определения понятий в сфере делопроизводства [18].

 ГОСТ 9327–60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы. ГОСТ регламентирует три вида форматов бумаги, а именно: A, B, C, различие которых состоит в размере листа [19].

 ГОСТ 6.10.4–84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. ГОСТ регламентирует требования к порядку оформления реквизитов в документах, находящихся на машинном носителе. Установлены унифицированные определения таких понятий, как машинограмма, подлинник, дубликат и копия документа на машинном носителе [20].

Основным общероссийским классификатором, регламентирующим документирование управленческой деятельности, является «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД). В классификаторе содержится перечень наименований и кодов, проставляемых в обязательном порядке на бланках и идентифицирующих унифицированные формы документов [21].

Таким образом, в Российской Федерации документирование управленческой деятельности регулируется значительным количеством законодательных и нормативно-методических актов. При этом подзаконные акты являются продуктом работы должностных лиц и органов исполнительной власти. Такие виды подзаконных нормативно-правовых актов как постановление, инструкция, приказ, распоряжение и др., издаются с целью конкретизации и исполнения Федеральных законов, Указов Президента и Распоряжений Правительства РФ.

Следует, так же, отметить, что ГОСТ, в большинстве случаев, является рекомендательным нормативным документом. Поэтому, оформление документов большинства организаций не является унифицированным.

Благодаря правовому регулированию сферы документирования управленческой деятельности разрешаются следующие задачи:

 определяется унифицированный перечень терминов, действующих в данной сфере;

 регулируется порядок применения правовых ресурсов;

 законодательно регламентируется порядок использования информационных ресурсов;

 обеспечивается унифицированное кодирование форм документов, направлений подготовки и квалификаций специальностей в ВПО и СПО, а также информации, относительно государственной власти и местного самоуправления, позволяющее оптимизировать процесс работы по созданию и оформлению документов;

 регламентируются требования по использованию государственного языка в документах;

 устанавливается общий порядок документирования;

 определен порядок применения государственного герба РФ на бланках документов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Часть I), ст. 5021.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 256, 2001.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5, ст. 410.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Парламентская газета. N 224, 2001.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Парламентская газета. N 214–215, 2006.
  8. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807–1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50, ст. 1740.
  9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1), ст. 5140.
  10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 2006.
  11. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» // Парламентская газета. № 17, 2011.
  12. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» //Собрание законодательства РФ. 1997. № 10, ст. 1127.
  13. Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 (ред. от 14.12.2006) «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 2, ст. 123.
  14. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 25, ст. 3060.
  15. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // Финансовая газета. № 13, 2004.
  16. Основные правила работы архивов организаций. М.: Росархив, ВНИИДАД, 2002. 152 с.
  17. ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации Унифицированная система организационно–распорядительной документации. Требования к оформлению документов. — М.: Изд-во стандартов, 2003. — 265 с.
  18. ГОСТ Р 7.0.8–2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Утв. Приказом Росстандарта. От 17.10.2013. № 1185-ст.
  19. ГОСТ 9327–60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы// М., Издательство стандартов. 1985.
  20. ГОСТ 6.10.4–84. Государственный стандарт Союза ССР. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения // М., Издательство стандартов. 1985.
  21. ОК 011–93. Общероссийский классификатор управленческой документации (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299) // М., ИПК Издательство стандартов, 1995.
  22. Кудрявцев Н. В., Лысова Т. В. Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — 416 с.
  23. Кудрявцев Н. В., Тарасюк А. Я., Еланцева О. П. Конфиденциальное делопроизводство [Электронные ресурс]: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. –148 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, Российской Федерации», Федеральный закон, Собрание законодательства РФ, кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской, Правительства РФ, управленческой деятельности, «Об утверждении, документирование управленческой деятельности, Унифицированные системы документации, герба Российской, гербе Российской Федерации», Государственном гербе Российской, герба Российской Федерации», народов Российской Федерации», Государственного герба Российской, Постановление Правительства, языках народов Российской, машинном носителе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос