Библиографическое описание:

Рузметов Х. К., Сапаева Б. Р. Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 927-928.



В статье сопоставляются английский эпос «Беовульф», французский эпос «Песнь о Роланде», персидский эпос «Рустам» и отдельные мотивы из тюркского эпоса, анализируются их типологические особенности.

В древнейший период жизненный уклад человечества во многих отношениях был сходным. В те времена люди непосредственно верили в различные сверхъестественные явления, разного рода небылицы и вымыслы. Они были неспособны проникнуть в истинную суть природных явлений.

В древнейшем архаическом эпосе народов находит свое конкретное воплощение их мировоззрение. Данные аспекты привлекают к себе внимание своей взаимной сходностью. В частности, главный герой англосаксонского эпоса (сложился в VII-VIII вв.) «Беовульф» по своему происхождению мифолого-сказочный» [2, с. 302].

Характерной особенностью мифологического эпоса является то обстоятельство, что имена главных героев в нем во многих случаях имеют значения сильный (силач), мощный. «Так же как имя Беовульф (буквально «волк-пчел»), означает«медведь» (ср. обширную группу сказок о медвежьем сыне, силаче и победителе чудовищ)» [3, с. 90].

В архаическом эпосе восточного фольклора также имеет место данная тенденция. Например, Рустам из «Шахнаме» Фирдоуси, корень данного имени руст- означает отважный, непобедимый. Имя героя узбекского эпоса Алпамыш тоже имеет значение великий, сильный. А также Манас из киргизского эпоса (его назовут чонг жинди — широкие плечи, что значит силач).

Многие из этих героев ведут единоборство с мифологическими силами — драконами, дивами. В этой связи, «от архаического эпоса тянется традиция изображать в качестве основного (и самого трудного) подвига богатыря его единоборство с противником, наделенным также фантастической силой» [4, с. 80].

Если обстоятельно рассмотреть образ Беовульфа, то становится очевидным тот факт, что в деятельности главного героя проявляется множество фантастических изображений.

«Беовульф», считающийся уникальным образцом саксонского эпоса, издревле проник в Британию в качестве народного героического эпоса, впоследствии превратившись в бесценное произведение, повествующее об историческом периоде жизни проникших сюда англосаксонцев. Данный эпос, будучи переписан в Х веке неизвестным каллиграфом, в виде рукописи хранится в настоящее время в Лондоне в Британском музее.

События, изображаемые в произведении, касаются народов, проживавших в те времена на Скандинавском полуострове, и повествуют, в основном, о сражении молодого человека по имени Беовульф с огромным морским чудовищем, а также с огнедышащим драконом.

Согласно краткому изложению событий, у датчан был король по имени Хротгар, который был удачлив в войнах и скопил большие богатства. Он воздвиг обширную, богато изукрашенную палату для пиров со своей дружиной. Недолго длилось веселье в этой палате. Сюда каждую ночь стал наведываться Грендель, страшное чудовище, жившее в соседнем приморском «болоте». Он увлекал за собой и пожирал десятки лучших хротгаровских дружинников. Никто не мог отвратить беду. Палата опустела, пиры прекратились, датчанами овладела великая скорбь.

Это продолжалось на протяжении 12 лет, пока весть о чудовище не достигла земли геатов (скандинавское племя гаутов, населявшее южные области Швеции). Услышал об этом и Беовульф, храбрейший из витязей короля геатов Хигелака, велел снарядить корабль и отправился на помощь датчанам вместе с 14 лучшими воинами. В первую же ночь их пребывания в гостях у Хротгара произошла страшная битва между Беовульфом и Гренделем. Грендель явился в палату в полуночный час, подкрался к геатам, схватил одного из них, разорвал пополам, раздробил его кости, стал сосать кровь из его жил и глотать мясо огромными кусками. Не успел он потянуться за другим, как схватила его могучая рука Беовульфа и началась между ними борьба. Напрасно Грендель пытался вырваться; жилы в плече его порвались, лопнули кожа и мясо, кости выскочили из суставов, вся рука Гренделя осталась у Беовульфа. Смертельно раненное повлеклось чудовище издыхать в свои болотные топи. На другой день Хротгар устраивает богатый пир в честь победителя и щедро одаривает Беовульфа. Однако в данном сражении Беовульф получил серьезные ранения и вскоре скончался, поручив управление народом своему близкому соратнику Виглафу.

Помимо этого, в национальном эпосе английского народа приводятся сведения о том, что Беовульф после смерти дяди в течение 50 лет мудро управлял своим народом.

В эпосе «Беовульф» о главном герое говорится следующее:

…that he thirty men`s grapple,

Has in his hand, the hero in battle.

То есть, он обладал мощью тридцати человек, никто не мог противостоять ему на поле брани [1, с. 14].

В данном аспекте следует остановиться и на образе Роланда из уникального эпоса французского народа «Песнь о Роланде» (La chanson de Roland). По мнению ученых, эта эпическая стихотворная поэма была записана в промежутке 1040–1115 годов поэтом по имени Турольд, и данный эпос основывается на событиях Ронсевальской войны 778 года в период правления Карла Великого. Идейный замысел сказания о Роланде выясняется из сопоставления «Песни о Роланде» с теми историческими фактами, которые лежат в основе этого предания. В 778 году Карл Великий вмешался во внутренние раздоры испанских мавров, согласившись помочь одному из мусульманских царей против другого. Перейдя Пиренеи, Карл взял несколько городов и осадил Сарагосу, но, простояв под ее стенами несколько недель, должен был ни с чем вернуться во Францию. Когда он возвращался назад через Пиренеи, баски, раздраженные прохождением через их поля и села чужих войск, устроили в Ронсевальском ущелье засаду и, напав на арьергард французов, перебили многих из них.

Роланд, являясь главным героем данного исторического эпоса, предстает в образе могучего и блестящего рыцаря, безупречного в выполнении вассального долга. Он в полном смысле слова — образец рыцарской доблести и благородства. В песне об этом повествуется следующее:

The count Rolland has never loved cowards,

Nor arrogant, nor men of evil heart.

Сражение Роланда, имеющее фантастический характер, ученый Н. Томашевский отмечает особо. «География «Песни о Роланде» фантастична; её персонажи вымышлены или просто чудовищны, как например, язычники из Мицены с огромными головами, заросшие щетиной, как кабаны. Действия этих уродов также невероятны. Звук Роландова рога раздаётся на тридцать лиг; Турпен после четырех ранений копьем или Роланд с раскроенной головой и брызжущим из ушей мозгом действуют и сражаются, как ни в чем ни бывало. Армии в «Песни о Роланде» огромны, по 360000 и 450000 рыцарей. Пять французов побивают 4000 язычников» [5, с. 18].

Подобного рода описания приводятся в аналогичном виде в отношении главных героев в эпосе всех народов.

В приключениях Рустама из «Шахнаме» Фирдауси также имеют место соответствующие эпизоды. Он также сражается с драконом.

Перед боем он своему врагу говорит следующее:

Я один буду противостоять всему войску,

Я могу уничтожить весь мир.

Затем начинается сама битва:

Некое чудовище набросилось на него,

Однако нашло здесь свою смерть.

Голова его скатилась с плеч,

Полились реки крови [6, с. 340–341]. (Построчный перевод)

В сражении Рустама с драконом доминирует фантастический характер изображения. Данное обстоятельство объясняется стремлением выразить превосходство эпического героя над эпическим врагом, показать его в качестве неуязвимого персонажа.

Особенности подобного рода, присущие главному герою эпоса, обладая типологическим характером, приобретают общность в эпосе народов мира.

Литература:

  1. English Literature. — М.:Просвещение,1969.
  2. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. — Л.: Наука, 1979.
  3. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: Наука, 1986.
  4. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. — Л.: Наука, 1988.
  5. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. — М.: Художественная литература, 1976.
  6. Фирдауси. Шахнаме. — Ташкент: Литература и исскуство, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): эпосе народов, архаическом эпосе народов, героя узбекского эпоса, особенностью мифологического эпоса, «от архаического эпоса, герой англосаксонского эпоса, образцом саксонского эпоса, народного героического эпоса, тюркского эпоса, главному герою эпоса, эпоса французского народа, киргизского эпоса, персидский эпос «Рустам», эпосе народов запада, французский эпос «Песнь, исторического эпоса, главных героев, древнейшем архаическом эпосе, фантастический характер, архаическом эпосе восточного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос