Проектирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности как фактор здоровьесбережения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Денисов О. В., Пономарев А. Е., Басилаиа М. А. Проектирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности как фактор здоровьесбережения // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 763-767. — URL https://moluch.ru/archive/110/26657/ (дата обращения: 26.05.2018).



Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности. Ключевыми идеями подготовки педагога нового формата являются идеи взаимообусловленности всех составляющих систему «человек-машина-среда обитания-социум» компонентов.

Ключевые слова: здоровье, безопасность, экология, безопасная среда.

Professional standard of the teacher determines one of the job functions of a teacher to maintain the health of the student and to create a safe learning environment. Key ideas of training the teacher of the new format are the ideas of the interdependence of all components of the system «man-machine-environment-society» components

Keywords: health, safety, environment, safe environment.

При вступлении человеческого общества в 21 век, несмотря на колоссальное внедрение новейших технологий жизнеобеспечения, комфорта, диагностики, реабилитации, лечения, профилактики и т. д., к сожалению, пока рано говорить о тенденции к улучшению здоровья. Это обусловлено не только техногенными воздействиями и ухудшением экологической ситуации. Причиной зачастую является нерациональный образ жизни, отчасти спровоцированный современным техническим прогрессом и несформированной потребностью в сохранении и укреплении собственного здоровья. Специалисты здравоохранения отмечают, что многие школьники к концу обучения обретают хронические заболевания и вредные привычки. Отсутствие пропаганды на здоровый стиль жизни на протяжении почти трёх десятилетий не могло не отразиться на общем отношении школьников к вопросам здоровьесбережения. К сожалению, небезызвестен тот факт, что на данный момент существующее поколение по всем параметрам уступает предыдущему, а с учётом демографической «ямы» это становится проблемой на уровне страны. Новые ценности молодёжи, среди которых здоровье находится далеко не первом месте, дефицит времени и отсутствие «моды» на здоровье приводят к потере физического и психологического здоровья, низкой культуре поведения и социальной дезадаптации подростков и молодёжи [2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 17, 20]. Современная жизнь характеризуется ускоренным темпом движения, работы и жизни, огромными информационными потоками, стрессами, воздействием антропотехногенных факторов, повышенной вероятностью социальных опасностей, зачастую неправильным режимом жизни [4, 11, 24]. Одним из факторов, негативно влияющих на формирование здоровья детей, подростков и молодежи, является низкая двигательная активность [9, 12, 13]. В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» отмечается: «Неудовлетворительные показатели здоровья и физической подготовки детей и молодежи в Российской Федерации свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере физической культуры и спорта». Однако дальнейшее развитие цивилизации неизбежно, и поэтому необходим поиск путей повышения адаптационных возможностей организма для выживания в современной системе «человек — машина — среда обитания — социум» на новом уровне регуляции его функций.

Запоздалое осознание ценности собственного здоровья продиктовано, наряду с другими причинами, и низким уровнем осведомленности о критериях оценки своего состояния и методах управления им. Существует необходимость внедрения и продвижения проектов, связанных с вовлечением молодёжи в пропаганду «моды» на здоровье, на неприятие вредных привычек, на активную жизненную позицию. Сокращение темпов смертности и старения, снижение заболеваемости, улучшение качества жизни и привитие подрастающему поколению основных ценностей здоровья является частью национальной политики безопасности, а пропаганда физической культуры, спорта и активного стиля жизни — частью программы восстановления генофонда нации [5, 16, 21, 25].

В настоящий момент система образования переживает очередной этап реорганизации. Необходимость комплексного изучения педагогом с естественнонаучных позиций вопросов сохранения здоровья и комфортного и безопасного взаимодействия в образовательной среде подтверждена рядом принятых в Российской Федерации положений:Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, Профессиональным стандартом педагога, ФГОС ОСО. Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности [1]. При анализе ФГОС ОСО очевидно новое видение учителя как педагога нового формата с компетенциями обеспечения личностного развития у учащихся способности принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, бережном, ответственном и компетентном отношении к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь.

Актуальность наличия у педагога компетенций по проектированию комфортной, здоровьеформирующей и безопасной образовательной среды обусловлена характером требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам основной образовательной программы [8, 10, 19, 22, 23, 25]. В составе основной образовательной программы старшей школы предусмотрена программа социализации и воспитания старшеклассников, с выделением в ней самостоятельного направления — «формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни».

Ключевыми идеями подготовки педагога нового формата являются идеи взаимообусловленности всех составляющих систему «человек-машина-среда обитания-социум» компонентов (рис. 1) [10]:

Рис. 1. «Пирамида» ключевых идей комплексного подхода

Опасности от преобразованной среды как отражения жизнедеятельности в новой эпохе имеют тенденцию к глобализации. Они обостряют все остальные проблемы безопасности вследствие их тесной взаимосвязанности. Е. Н. Дзятковская (2013) пишет: «Если в индустриальную эпоху индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни, а безопасность общества становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций, то в новой, постиндустриальной, эпохе комплекс проблем безопасности расширился. Его компоненты стали более взаимосвязанными и приобрели новые черты из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от его собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Это значит, что безопасность индивида зависит не только от безопасности общества на национальном уровне, как в течение предыдущей истории, но в не меньшей мере и от безопасности всего человечества в целом» [10].

Педагог, обладающий компетенциями по проектированию безопасной образовательной среды принимает положение о том, что «всякая деятельность, как и бездеятельность, потенциально опасна» (первая аксиома БЖД), что безопасность строиться на системе прогнозирования и управления рисками. К средствам управления рисками относятся: уровень сознания и культуры человека и общества, развитие науки, состояние правовой охраны безопасности и здоровья граждан. Поэтому в методике обучения практически всем школьным предметам необходимо уделять внимание формированию умений выявлять риски (в том числе, связанные с природной, информационной, социальной средой и сохранением здоровой личности в глобальной системе) и оценивать вероятности их реализации, масштаб последствий, определять максимально возможный убыток; выбирать пути управления риском, разрабатывать стратегии для снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий; реализовывать риск-стратегии и оценивать их результаты (рис. 2) [10]:

Рис. 2. Ключевые идеи педагогического проектирования комфортной и безопасной образовательной среды

Таким образом, компетенции по проектированию комфортной, здоровьеформирующей и безопасной образовательной среды, воспитание у обучающихся комплексного видения человека как части системы «человек-машина-среда обитания-социум» и понимания универсальной ценности жизни на Земле, является одной их важнейших для педагога нового формата.

Литература:

  1. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г. //Российская газета. — http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
  2. Бондин, В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования /В. И. Бондин// Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 10. — С. 15.
  3. Бондин, В. И. Нравственное здоровье школьников в современных условиях /В. И. Бондин// Известия ЮФУ. Технические науки. — 1998. — № 3 (9). — С. 181.
  4. Бондин, В. И. Концептуальные основы валеологического образования /В. И. Бондин// Валеология. — 1997. — № 1. — С. 7.
  5. Бондин, В. И. К вопросу о сущности и содержании понятия «культура здоровья человека» /В. И. Бондин, Э. В. Мануйленко, Т. А. Жаброва // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2013. — № 4 (26). — С. 36–42.
  6. Бондин, В. И. Функциональное состояние и здоровье у различных категорий молодёжи в современных условиях экологической среды / В. И. Бондин, И. А. Пономарева, Т. А. Жаброва, Э. В. Мануйленко// Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2012. — № 2. — С. 41–48.
  7. Грабаровская Л. В. Профилактика и коррекция интернет-зависимости в молодежной среде средствами психотерапевтической кинезиологии //Л. В. Грабаровская, Ю. Л. Комарова// Приоритетные направления развития науки и образования. — 2015. — № 4 (7). — С. 146–148.
  8. Давиденко, В. Н. Преподавание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в свете современной экологической обстановки мегаполиса /В. Н. Давиденко// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: Сборник материалов НПК, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. — С. 49–51.
  9. Дрижика, А. Г. Стресс, спорт, здоровье /А. Г. Дрижика, Э. В. Мануйленко, В. И. Бондин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 4. — С. 10–15.
  10. Дзятковская, Е. Н. О концепции интегрированного курса для старшеклассников «Экология и безопасность жизнедеятельности» /Е. Н. Дзятковская// Астраханский вестник экологического образования. — 2013. — № 4 (26). — С. 37–46.
  11. Житник, В. А. Развитие личности через педагогические инновации /В. А. Житник, А. Д. Пустовая, Е. М. Баян// Новые стандарты модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности: Материалы III региональной научно-практической конференции Южного федерального округа. — Краснодар: ИПЦ КубГУ, 2015.– С. 110–113.
  12. Кирина, И. А. Решение проблем здоровьесбережения: реалии и перспективы современной школы /И. А. Кирина, А. А. Ткач// Образование, спорт здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов четвёртой международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 117–120.
  13. Лебедева, В. В. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами /В. В. Лебедева, И. П. Палаус, И. А. Пономарева// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. — С. 102–108.
  14. Лебедева, В. В. Современные диагностические и оздоровительные технологии для участников образовательного процесса /В. В. Лебедева, А. Е. Пономарев// Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды: III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, — 2014. — С.276–278.
  15. Лысенко, А. В. Взаимосвязь личностной тревожности с уровнем здоровья и стрессоустойчивости участников образовательной среды /А. В. Лысенко, Р. Г. Шейхова, В. А. Мамченко, Е. В. Моргуль // Валеология. — 2009. — № 1. — С. 45–53.
  16. Лысенко А. В. Инновационные подходы к сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия в условиях перехода к информационному обществу /А. В. Лысенко// Транспорт-2015: Труды международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 189–191.
  17. Месхи, Б. Ч. Организация многоуровневого непрерывного экологического образования /Б. Ч. Месхи, Л. Е. Пустовая, О. В. Дымникова// Высшее образование в России. — 2014. — № 3. — С. 20–30.
  18. Нежебовская, А. С. Основные факторы, определяющие здоровье /А. С. Нежебовская, А. В. Рассадина, И. А. Пономарева// Олимпийская идея сегодня: Материалы четвёртой международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. — С. 404–408.
  19. Обыденникова, С. В. Роль педагога в профилактике вредных привычек, правонарушений и организации комфортного и безопасного образовательного пространства /С. В. Обыденникова, И. А. Пономарева// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 429–432.
  20. Орехова, Т. Ф. Здоровьетворящие педагогические технологии как фактор качества образования учащихся /Т. Ф. Орехова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 1. — С. 299–304.
  21. Поляничко, С. В. Классный час как форма воспитания культуры личности безопасного типа /С. В. Поляничко, И. А. Пономарева// Образование, спорт здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов четвёртой международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 294–297.
  22. Пономарева, И. А. Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды — компетенция педагога нового формата /И. А. Пономарева, В. Ф. Гуцу// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 132–137.
  23. Ребко, Э. М. Формирование культуры безопасности будущих бакалавров образования (в области безопасности жизнедеятельности) /Э. М. Ребко// Здоровьесберегающее образование. — 2013. — № 1 (29). — С.108–110.
  24. Чумичева Р. М. Региональная специфика реализации программы первичной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в образовательной среде на Юге России /Р. М. Чумичева, Д. В. Воронцов, И. И. Дроздова, С. Р. Саухат, В. С. Королькова// Образование личности. — 2013. — № 4. — С. 16–25.
  25. Чумичева Р. М. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики /Р. М. Чумичева, Л. В. Грабаровская// Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 12 (30). — С. 135–141.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасная образовательная среда, Российская Федерация, физическая культура, профессиональный стандарт педагога, основная образовательная программа, ключевая идея подготовки педагога нового формата, безопасность общества, собственное здоровье, трудовая функция учителя, психологическое здоровье.


Ключевые слова

Экология, здоровье, безопасность, безопасная среда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос