Библиографическое описание:

Бондин В. И., Путилина Т. А., Якушева Е. Н. Хронология развития культуры здоровья в образовательных системах // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 744-748.



В работе рассматривается хронологическая последовательность развития культуры здоровья человека в образовательных системах различных периодов развития общества, начиная с Древнего востока и Греции до настоящего времени.

Ключевые слова:хронология, развитие, культура здоровья, образовательные системы.

Отношение к здоровью в разные исторические периоды было неоднозначным. Государственная политика по отношению к здоровью человека определялась в различных направлениях. Представленная в данной работе хронология развития культуры здоровья свидетельствует о тенденции постоянного внимания к здоровью со стороны системы образования. Через гуманистическую направленность с помощью приказов и инструкций проводились самые различные коренные изменения по отношению к культуре здоровья.

Согласно этнографическим данным, еще в государствах Древнего востока, Древней Греции и позднее в Риме основой общекультурного достояния свободного гражданина были систематические посещения школ грамматики, кифариста и палистер (школ борьбы). Культ здорового тела справедливо связывался со здоровьем духа.

Однако во времена раннего христианства и средних веков вопросы физических способностей, качеств и умений отходят на второй план, оставляя в центре внимания духовные и интеллектуальные способности. Эта тенденция прошла через века и нанесла существенный ущерб по отношению к здоровью.

Рыцарские турниры были не только развлечением, но и средствами контроля в их подготовленности к будущим сражениям и завоеваниям. Результатом неуважения к физиологической сущности человека явилось падение общей культуры, так, например, рост числа таких болезней, как чума, свирепствовавшая в течение четырехсот лет, уменьшила численность населения к XIV веку на четверть.

Пренебрежение ко всему телесному как греховному, привело к низкому уровню массовой культуры и быстрому распространению эпидемии — на все воля Божья стало обычным делом.

Высокий престиж знаний, учености на Востоке позволил Авиценны (980–1037 гг) в своих трактатах дать конкретные рекомендации по укреплению здоровья, где он советует выбирать учителя и воспитателя «доброго, мудрого, верующего, осведомленного в методах нравственного и умственного воспитания, а также обладающего волевыми навыками. Надо, чтобы он к тому же был здоровым, чистоплотным, честным и обладал хорошим подходом к людям». Понимание необходимости постоянно изучать способности и возможности ученика на средневековом Востоке всегда было актуальным. Ибо достоинство учителя и его школы оценивалось успехами учеников.

На территориях в Центральной и Восточной Европы в эпоху Возрождения, противовесом приходским и монастырским католическим школам, становятся школы, создаваемые общинами для детей членов определенной конфессии. В их организации значительное внимание уделяется индивидуальности и здоровью учащихся, рационализации деятельности педагога.

Большой вклад в развитие направления по формированию здоровой личности в системе образования внес Я. А. Коменский, который писал: «…всех надо учить знанию своих возможностей, чтобы, поняв, какие им даны полномочия для совершенствования себя и ближних, какие предоставляются поводы для этого более чем желанного дела и как легко за него взяться теперь». [11, 416 с.]

В Петровской России произошел своеобразный синтез западных гуманистических идей и восточных репрессивных практик. Просветительские реформы в России были мощным толчком не только распространения европейских культурных достижений (включая и педагогические), но и стимулом развития русской педагогической мысли как в методическом, так и в организационно-исполнительском аспектах. В дальнейшем во времена, вплоть до Екатерины II, дворянство было обязано учиться. И в службе, и в школе одинаково царило насилие, насильно брали на службу — в солдаты, в матросы, в приказные, насильно посылали учиться за границу, насильно брали и в школу: была установлена своего рода школьная рекрутчина.

Гуманистическая направленность образования в России вводится через приказы и инструкции. Так, в инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» дается указание: «Учителям смотреть, чтоб родители, сродники и те, у которых они стоят, их домашних работ работать не заставляли, например, дрова рубить и пр. тому подобное, не только они в науке напрасно время потеряют, но от оной тяжелой работы руки портят и писать делаются не способны, паче же от того в науке немалое продолжение чинится, что сии данные им уроки от сего помешательства не могут вытвердить».

В России в 1800 году издается учебное пособие «Диэтетика». Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно, ориентирующее на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил, как сохранить здоровье детей, посещающих школу. «Диэтетика» неоднократно переиздавалась и послужила материалом для дальнейшего научного осмысления многих ученых.

Коренные изменения в отношении постановки и решения проблем здоровья в системе образования происходят в конце XVIII — первой половине XIX века.

Выдающийся педагог И. Г. Песталоцци в 1805 году пишет: «при традиционно закладывающихся принципах обучения происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья». [12, 336 с.]

Выдающийся отечественный ученый В. М. Бехтерев в своих работах ставит в прямую зависимость формирование здоровья от условий работы ребенка в школе, по его словам должно развивать в ребенке «тот бодрый дух, который столь необходим при встрече с житейскими невзгодами». [5, 480 с.]

Практические рекомендации в отношении рекомендаций по укреплению здоровья даны П. Ф. Каптеревым. Это вопросы психоэнергетических затрат учащихся на изучение разных предметов у разных учителей, работающих по своим, в том числе авторским методикам, построенным в соответствии с индивидуальным стилем педагогической деятельности. В сочетании с проблемой типологизации учащихся для помощи им же в разработке оптимальных стратегий и тактик учения — это ключ ко всему комплексу проблем дифференциации и индивидуализации обучения [10, 704 c.].

На решение проблем по организации условий развития ребенка с культурно-исторических позиций «путем самостоятельных, полноценно действенных усилий», а личный опыт ребенка, как основную базу педагогической работы, указывал Л. С. Выготский: «Строго говоря, нельзя воспитывать другого, оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно. Можно только воспитываться самому, т. е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт». [8, С. 257–321]

Постановке и решению проблем здоровья в образовании в 80-е годы посвящена работа В. П. Казначеева 1983 др., в которой автор указывал на необходимость создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. [9]

Анализируя современный ход развития здоровья в образовании за последние полвека можно отметить, что в проводимых исследованиях доминировал процесс формирования знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы). В результате в реальных моделях образовательных систем был исключен главный субъект — Ребенок, развитие его личности, вместо этого в качестве центральных компонентов фигурируют ЗУНЫ, не гарантирующие сохранение здоровья школьников, их целостное развитие.

В 90 годах активизируются исследования по вопросам здоровья, появляются инструктивно-методические письма и приказы о задачах школы по охране здоровья, о включение в учебные планы науки «Валеология». Наиболее активно проводятся работы по оздоровительным технологиям в системе образования [1, 2, 3, 4, 6, 7, 13].

Однако проведенная работа не увенчалась созданием оздоровительной атмосферы в учреждениях образования Валеология, как учебная дисциплина, не получила дальнейшего развития, не были предусмотрены механизмы внедрения системы интегрированных мероприятий. Система образования в России вновь осталась свободной от ответственности за здоровье молодежи и детей. Если эта тенденция сохранится, генофонд у страны — ее детям — угрожает реальная опасность.

С каждым годом появляются исследования с вопросами пола и полового диморфизма; вскрываются гносеологические корни таких заболеваний как “детская” сексуальная преступность, туберкулез, астма, онкологические заболевания; болезни беспризорных и неустроенных детей — педикулез, чесотка и др., которые стали открытием для педагогов и общественности и неожиданно — достоянием обычных домашних детей”.

В настоящее время, переход на компьютерную систему тестирования (ЕГЭ) и различные формы дистанционного образования привели к повальной компьютерной информатизации позволяющей вести образовательный процесс, сидя продолжительное время за компьютером, а оздоровительные методы обучения, куда включены методы проблемного решения задач на уроке: опыты, выставки, демонстрации, драматизирование, путешествия, использование наглядных пособий, уроки-дискуссии и др. остаются без должного внимания.

Напротив, по сравнению с Россией, за рубежом внедряются программы «Health Education» (англ. — обучение здоровью), которые ставят свои, специфические цели и задачи.

В Аргентине — развивают у детей интерес к себе, к собственному здоровью, воспитывают чувство долга и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

В странах Ближнего Востока: Иране, Кувейте, Саудовской Аравии т др. — в основе воспитания здорового ребенка положены религиозные аспекты.

В Германии — создают условия для естественного развития учащегося в школе.

В соединенных Штатах Америки — у школьников развивают моду на здоровье, формируют разумные позиции в отношении здорового образа жизни, прививают здоровые привычки.

В Канаде — создают условия для формирования учащимися состояния умственного и физического здоровья, организуют здоровое школьное окружение.

В России образование призвано обеспечить каждому выпускнику возможность получить:

  1. Знания о человеке, природе и обществе, обеспечивающие формирование научной картины мира как основы мировоззрения и ориентации в выборе сферы будущей практической деятельности.
  2. Опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, физической и трудовой деятельности, обеспечивающей формирование основных интеллектуальных, трудовых, организационных и гигиенических умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни для участия в общественном производстве, продолжении образования и самообразования.
  3. Опыт творческой деятельности, открывающий возможности для развития индивидуальных способностей личности и обеспечивающей ее подготовку к жизни в условиях социально–экономического и научно-технического прогресса.
  4. Опыт общественных и личных отношений, готовящий молодежь к активному участию в жизни страны, созданию семьи и планированию личной жизни на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.

В тоже время в проекте “Образование мирового класса”, разработанном в США, определение желаемых результатов образования начинается с выделения основных «жизненных ролей» человека. Всего выделяется семь таких ролей.

1. Реализовавшаяся личность. Человек с хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь.

2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей.

3. Жизнь как постоянное учение. Эта роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.

4. Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек ценит культурную и творческую деятельность. Участвует в ней и понимает наиболее важные стороны культуры, формирующие личность и общество.

5. Высококвалифицированный работник. Это человек, который берет на себя ответственность за производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг.

6. Информированный гражданин. Это человек, хорошо осведомленный в вопросах истории, политической ситуации, заинтересованно реагирующий на локальные, национальные и местные проблемы.

7. Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, человек хорошо сознает взаимосвязи и существующие механизмы природы, ценит их, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные богатства.

Спектр социальных требований представленный в образовательных системах современности соответствует современным представлениям психологов и социологов о ролевой структуре личности.

В материалах ЮНЕСКО образование для будущего уделено особое внимание четырем основополагающим принципам образования.

  1. Научиться жить вместе, развивая знания о других народах, об их истории, традициях, образе мышления.
  2. Необходимо научиться приобретать знания. Учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин.
  3. Необходимо научиться работать. Необходимо приобрести компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть.
  4. Следует научиться жить. ХХI век требует от всех большей самостоятельности и способности к оценке, сочетающихся с усилением личной ответственности в рамках реализации коллективного проекта.

Дальнейшее решение проблем здоровья нацеливает на постановку новых целей образования с позиций системного подхода в контексте гуманистической парадигмы и модернизацию его содержания и технологий. Несмотря на сложные социально-экономические условия в российской системе образования во всех основных звеньях идет переход к принципиально новой, личностно-ориентированной модели образования. В рамках перехода на новую уровневую систему образования осуществляются изменения, ведущие к повышению дифференцированности, вариативности, интегрированности педагогических программ, гуманитаризации образования.

Происходящие изменения в образовании требуют нового педагога, обладающего высоким уровнем таких профессиональных компетенций, как:

 способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

 способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5);

 способностью объективно оценивать свой личностный потенциал и психофизические возможности с точки зрения их соответствия требованиям современных педтехнологий;

 готовностью оценивать возможности обучающихся и организовывать учебно-воспитательный процесс без ущерба для здоровья;

 готовностью своевременно диагностировать возможные отклонения в самочувствии и работоспособности занимающихся в процессе учебно-воспитательной работы;

 способностью осуществлять профилактику возможных побочных явлений и осложнений в ходе реализации инноваций.

Однако, несмотря на актуальность проблемы здоровья в современные образовательные программы еще недостаточно включаются дисциплины по формированию специальных компетенций, направленных на укрепление и сохранение здоровья человека.

Создание необходимых условий обучения и включение в образовательные программы курсы по изучению механизмов здоровья, должны стать стратегией современного этапа развития педагогической науки, которая приблизилась к интеграции ведущих наук о человеке, его жизни. Неизбежность данного процесса продиктована императивом выживания человечества на планете — с одной стороны; масштабностью и глубиной воздействия системы образования на мировоззренческие и биосоциальные аспекты практически каждого индивида — с другой.

В настоящее время, в связи с воздействием на здоровье различных негативных факторов настолько велико, что человек без специальных знаний не сможет укрепить и сохранить свое здоровье на должном уровне.

Для решения этой проблемы в образовательные программы профессиональной подготовки кадров предлагается включить учебный курс «кинезисэнергономика человека» (от греческого «kinesis» — движение, «energia» — общая количественная мера различных форм движения, «nomos» — закон, правила), правила об энергозатратах при движениях человека [7].

Разработанный авторский курс «Кинезисэнергономика человека» направлен на изучение основных биоэнергетических процессов и функциональных изменений в организме под влиянием современных условий жизнедеятельности человека. Анализируются показатели энергетических затрат у лиц разного возраста и уровня функционального состояния, на основе которых даются рекомендации по определению оптимальной двигательной активности, расчету сбалансированного питания и проектированию оздоровительных технологий в процессе различных видов образовательной деятельности.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. [Текст] / К. А. Абульханова-Славская — М.: Мысль, 1991. — 229с.
  2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. [Текст] / Ш. А. Амонашвили — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496с
  3. Артюхов М. В., Шевелева Л. А., Дубнова О. А.и др. Инновационные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. [Текст] / М. В. Артюхов, Л. А. Шевелева, О. А. Дубнова //Валеология. 2005. № 4. С. 100–112
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепедагогического анализа. [Текст] / А. Г. Асмолов — М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. — 416с
  5. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 480 с.
  6. Бирюкова Н. А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях. //Гигиена и санитария. — 2006.- № 1.- С.76
  7. Бондин В. И. Оптимизация тренировочных нагрузок в спорте на основе кинезисэнергономического подхода / В. И. Бондин, Е. И. Почекаева, С. В. Усенко, Н. Г. Арапу // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: основы приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма: материалы третьей всероссийской с международным участием научно-практической конференции; Южный федеральный университет. Издательство Южного федерального университета. — Ростов-на-Дону, 2014. — С. 189–193.
  8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — С. 338; 1983. — Т. 5. — С. 257–321
  9. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. [Текст] / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев — Новосибирск: Наука, 1988. -120с
  10. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочи. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  11. Коменский Я. А. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
  12. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1961. Т.1. 336 с.
  13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. [Текст] / Н. К. Смирнов — 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. — 320с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития культуры здоровья, системе образования, проблем здоровья, здоровья человека, укреплению здоровья, сохранение здоровья, образовательных системах, культуры здоровья человека, учреждениях образования, системы образования, ход развития здоровья, образовательные программы, зависимость формирование здоровья, сохранение здоровья школьников, сохранение здоровья человека, решения проблем здоровья, решению проблем здоровья, культура здоровья, решение проблем здоровья, Гуманистическая направленность образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle