Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 2683 раза

Библиографическое описание:

Гибайдуллина В. Р. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 895-897. — URL https://moluch.ru/archive/110/24235/ (дата обращения: 20.08.2018).



Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) — один из знаменитых и самых читаемых русских писателей в мире. Он родился 2 ноября 1821 года в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных. Учился в 1838–1843 годах в Петербургском военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в инженерный департамент.

Ф. М. Достоевский в 1844 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. В 1845 году вышла первая его книга «Бедные люди». Благодаря повести он сблизился с великим критиком В. Г. Белинским. В других произведениях 40-х годов — «Двойник» (1846), «Белые ночи» (1848) возникает тема психологической двойственности человека. В 1847 году становится участником кружка М. В. Петрашевского и в 1849 году они оба арестованы и приговорены к смертной казни, которая была заменена 4-летней каторгой.

С 1850 по 1854 годы, отбыв заключение в Омской каторжной тюрьме, писатель зачислен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске.

В 1859 году Ф. М. Достоевский возвращается в Петербург и возобновляет литературную деятельность. Опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из мертвого дома» (1861–1862). Вместе с братом в эти годы издает журналы «Время» и «Эпоха».

В 1860–1870 годы Достоевский создает крупнейшие романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872). В романе «Идиот» писатель стремился создать характер идеально прекрасного человека в лице князя Мышкина. В 1875 году появляется роман «Подросток».

В 1879–1880 годах появляется роман «Братья Карамазовы».

28 января (9 февраля) 1881 года Достоевский умер в Петербурге.

Роман «Преступление и наказание» напечатан в 1866 году. Данный роман приносит мировую известность Ф. М. Достоевскому. Он многопроблемен. Сам автор хотел «перерыть» в нём все вопросы. Это, прежде всего, роман о современности. В нём изображены противоречия города Петербурга, тяжесть и трагизм людей из низов.

Достоевский в романе ставит вопрос о праве человека на бунт против существующих порядков, о нравственном перевоспитании человека путем религиозного смирения и «страдания». Осуждается писателем действенный протест борьбы. Проблема нравственности в среде молодёжи, морали рассматривается им в связи с вопросом политики. Автор также откликнулся на тему индивидуализма, на появление в обществе разночинцев. Но у Достоевского создан тип мыслящего индивидуалиста, далекого от борьбы. Размышлял писатель и на тему разъединения людей. В 60-е годы имела широкое общественное значение уголовная тема, злободневная в эпоху развития капитализма в России и роста преступности. Достоевский сам еще признавался, что его роман — отчёт одного преступления.

Роман «Преступление и наказание» задуман на каторге. Достоевский интересовался уголовной хроникой, общался с ростовщиками. В процессе работы он обращался к Пушкину (поэма «Цыганы») и к Бальзаку («Отец Горио»).

В романе «Преступление и наказание» мы видим глубину проникновения в человеческую духовную жизнь. Поэтому роман можно назвать психологическим. Он написан от третьего лица. В нём много героев, несколько главных, насыщен действиями. События в книге происходят в течение 9 суток.

Ф. М. Достоевский рисует Петербург 60-х годов. Сам город является героем произведения. Это город бедных и богатых, униженных и оскорбленных. Сильна власть денег, медных грошей для утоления голода. На фоне Петербурга показаны судьбы бедных людей: Мармеладовых, Сони, Екатерины Ивановны, её детей, Раскольниковых. Мармеладов — чиновник, пытается осмыслить причины страданий. Ф. М. Достоевский передаёт трагизм положения низшей социальной среды. Действие происходит в трактирах, каморках бедняков, на улицах. Сильна в описании деталь (жилище Мармеладовых, Раскольникова).

Петербург город дельцов, их представляют в романе Лужин и Свидригайлов. Для Лужина имеет значение только личный интерес. Он желает жениться на Дуне, так как это выгодно для него. Свидригайлов развратный и праздный человек. В нём уживаются добро и зло. Свидригайлов чувствует любовь к Дунечке Раскольниковой.

В основе сюжета лежит конфликт — столкновение теорий Раскольникова о двух разрядах людей с действительностью, обнаружение её порочности.

В романе три сюжетных линий:

  1. Преступление Раскольникова и обнаружение этого преступления;
  2. Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым;
  3. История любви Сони Мармеладовой и Раскольникова.

Раскольников также наделён высокими человеческими качествами. Он заботится о семье Мармеладовых. Его возмущает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, чтобы помочь семье, тем самым унижая себя. Достоевский также подчёркивает близость Раскольникова к бедным людям (задавлен бедностью, демократичен по своему положению). Ему свойственен демократический протест и эгоистическое самоутверждение. Раскольников теоретически осмысливает жизнь, способен перейти через крови, хотя и ради высокой цели. В этом отношении он близок Свидригайлову и Лужину.

Теория Раскольникова — это поиски ответа на вопрос: к какой группе людей он относится? К тем, кто подчиняется порядку, покорным (обычным), или же к необычным, способным навязать свою волю другим, обществу. Что же явилось причиной преступления бедность или теория? Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» писал о бедности, грязном болоте, из которого надо было вырваться Раскольникову [2, 316].

Ф. М. Достоевский пытается доказать, что преступление — это следствие новых, социалистических идей. Сам же герой это отрицает.

Писатель ставит в своем романе «Преступление и наказание» тему вины и наказания, воскресения душ. Совершив преступление, герой теряет покой. Самое тяжкое и страшное наказание — это душевные муки человека. Писатель-психолог против людей, преступающих законы. Он противопоставлял им покорных и смиренных людей. Соня Мармеладова советует Родиону принять страдание и искупить свою вину. В финале романа мы видим героя иным. Отбывая каторгу, он находит спокойствие духа, читает Евангелие и начинается его перерождение. «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом... но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления» [3, 559]. Соня воплощает в себе высокую моральную силу, помогает Раскольникову прийти к возрождению.

Роман Достоевского противоречив, но писателю удалось одному из первых в мировой литературе изобразить новый тип молодого человека, пережившего отношения между протестом и преступлением.

С. В. Белов убедительно показывает, что при изучении романа «Преступление и наказание», где имеет значение буквально все: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и различные ситуации, и даже отдельные слова, — лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского [1, 305].

Значительными критическими отзывами о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867–1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Критик Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова — это прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия, и причем «теория» главного героя не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге «весь антинигилистический пафос романа сводится на нет» [1, 320]. А другой критик Страхов видит в романе Достоевского то, что «главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60-х годов XIX века» [3, 262]. Достоинство романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в том, что писатель исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.

XX–XXI вв. — это время признания знаменитого писателя Ф. М. Достоевского. Его произведения переведены на десятки языков мира и читаются с неослабевающим интересом, который, прежде всего, вызван разворачивающейся здесь новой концепцией человеческой личности.

В США книга Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в переводе на английский язык был опубликован в 1886 году. За рубежом, в частности в США, интерес к писателю повысился после выхода в свет на английском языке 12-томного собрания сочинений (1912–1920). Высокую оценку на творчество писателя дали Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Ю.О’нил, А.Миллер, Р.Пенн Уоррен, М.Пьюзо.

Литература:

  1. Белов С. В. Достоевский и его время. — Л., 1971
  2. Писарев Д. И. Борьба за жизнь. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. — М.,1956
  3. Страхов П. П. Наша изящная словесность. «Преступление и наказание» — «Отечественные записки», 1867, № 2
Основные термины (генерируются автоматически): роман, Преступление, петербург, наказание, писатель, английский язык, герой, литературная деятельность, США.


Похожие статьи

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

В определённом смысле, можно сказать, что в этом произведении писатель разрабатывает образцовую поэтику постмодернистского города, в

Многие сцены в романе почти дословно повторяются, имитируя на уровне языка монотонное блуждание героя по городским улицам.

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического...

3. Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для

Роман «Преступление и наказание» является социально — психологическим.

Основные термины (генерируются автоматически): Петербург, герой, преступление, материал дела...

Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия»

Еще совсем недавно имя блестящего английского сатирика Джулиана Барнса снова гремело во всех литературных кругах, на этот раз в

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления).

Альтернативная биография Уильяма Шекспира и Кристофера...

Елизаветинская дилогия Энтони Бёрджесса включает в себя романы, которые преподносятся автором как жизнеописания двух величайших писателей английского Возрождения — Уильяма Шекспира и Кристофера Марло...

Артур Конан Дойл: формирование личности, взгляды...

А будущему писателю история уже тогда виделась как приключенческий роман с

социального гуманизма — черты, безусловно, присущие самому Дойлу и перенесённые на героев его литературных произведений.

Книга называется «Преступление в Конго» (1909 год).

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»...

Оценивая роман «Преступление и наказание»

Так, в романе «Преступление и наказание» писатель дважды прибегает к описанию внешности своих героев.

— Москва: Дрофа, 2008. — 451 с. Писарев, Д. И. Русская литературная критика XIX века [Текст]: / Д. И. Писарев.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»...

В статье рассмотрены основные этапы ранней рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Германии, представлена характеристика каждого периода, проведена систематизация переводов романа на немецкий язык до Второй мировой войны по...

«Крестовые» образы как основа визуального ряда романов...

В контексте романного мира «Преступления и наказания» упоминание о тюрьме с

Основные термины (генерируются автоматически): крест, крестное страдание, герой, преступление, роман.

Архетип Мирового дерева в поэтике романов якутского писателя И.М. Гоголева.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

В определённом смысле, можно сказать, что в этом произведении писатель разрабатывает образцовую поэтику постмодернистского города, в

Многие сцены в романе почти дословно повторяются, имитируя на уровне языка монотонное блуждание героя по городским улицам.

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического...

3. Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для

Роман «Преступление и наказание» является социально — психологическим.

Основные термины (генерируются автоматически): Петербург, герой, преступление, материал дела...

Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия»

Еще совсем недавно имя блестящего английского сатирика Джулиана Барнса снова гремело во всех литературных кругах, на этот раз в

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления).

Альтернативная биография Уильяма Шекспира и Кристофера...

Елизаветинская дилогия Энтони Бёрджесса включает в себя романы, которые преподносятся автором как жизнеописания двух величайших писателей английского Возрождения — Уильяма Шекспира и Кристофера Марло...

Артур Конан Дойл: формирование личности, взгляды...

А будущему писателю история уже тогда виделась как приключенческий роман с

социального гуманизма — черты, безусловно, присущие самому Дойлу и перенесённые на героев его литературных произведений.

Книга называется «Преступление в Конго» (1909 год).

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»...

Оценивая роман «Преступление и наказание»

Так, в романе «Преступление и наказание» писатель дважды прибегает к описанию внешности своих героев.

— Москва: Дрофа, 2008. — 451 с. Писарев, Д. И. Русская литературная критика XIX века [Текст]: / Д. И. Писарев.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»...

В статье рассмотрены основные этапы ранней рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Германии, представлена характеристика каждого периода, проведена систематизация переводов романа на немецкий язык до Второй мировой войны по...

«Крестовые» образы как основа визуального ряда романов...

В контексте романного мира «Преступления и наказания» упоминание о тюрьме с

Основные термины (генерируются автоматически): крест, крестное страдание, герой, преступление, роман.

Архетип Мирового дерева в поэтике романов якутского писателя И.М. Гоголева.

Задать вопрос