Автор: Светлова Нина Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 837 раз

Библиографическое описание:

Светлова Н. В. Построение методологии конъюнктурных исследований // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 158-162.

Приступая к анализу конъюнктуры рынка, важным является организация самого исследования, т.е. подбор методик, методов, выбор параметров, факторов и т.д. В литературе по данному вопросу в основном содержатся методики и методические указания по исследованию конъюнктуры рынка. Методология конъюнктуры рынка в полном смысле этого слова практически не находит отражения в теории. Данные обстоятельства побудили автора подробно изучить существующие подходы и построить методологический каркас конъюнктурных исследований.

Вначале необходимо дать определение понятию «методология исследования конъюнктуры товарного рынка». Проанализировав теоретические основы по данному вопросу можно выразить данное понятие следующим образом: это учение о совокупности способов исследования рыночной конъюнктуры или это система организации исследования конъюнктуры.

Тогда как методика представляет собой совокупность методов, способов и приёмов исследования конъюнктуры рынка.

В качестве основы методологии являются наработки Новикова А.М. и Новикова Д.А., описавшие построение методологии в целом. Они определяют понятие «методология», как учение об организации деятельности, и предлагают следующую «схему структуры методологии»:

1) Характеристики деятельности:

-          особенности,

-          принципы,

-          условия,

-          нормы деятельности;

2) Логическая структура деятельности:

-          субъект,

-          объект,

-          предмет,

-          формы,

-          средства,

-          методы,

-          результат деятельности;

3) Временнáя структура деятельности:

-          фазы,

-          стадии,

-          этапы деятельности [7].

Таким образом, методология исследования конъюнктуры рынка будет складываться из следующих составляющих:

1 Характеристика конъюнктурных исследований

1.1 особенности конъюнктурных исследований;

1.2 принципы исследования конъюнктуры рынка;

2. Логическая структура конъюнктурных исследований рынка:

2.1 цели исследования конъюнктуры;

2.2 задачи конъюнктурного анализа рынка;

2.3 предмет и объект анализа;

2.4 методика, методы и средства конъюнктурных исследований;

2.5 результат исследования конъюнктуры.

3. Временнáя структура исследований – этапы анализа конъюнктуры рынка.

Первый этап – оценочный (текущее наблюдение);

Второй этап – анализ;

Третий этап – прогноз.

Схематично методологию исследования конъюнктуры рынка можно следующим образом (рисунок 1):

 

 

Рис. 1 – Методология исследования конъюнктуры рынка

Адаптировать методологию и раскрыть содержание её элементов методологии можно на примере мебельного рынка Новгородской области.

1. Характеристики конъюнктурных исследований:

1.1 особенности конъюнктурных исследований:

Особенности конъюнктурных исследований напрямую связаны с самим определением конъюнктуры. Наличие в определении понятия «экономическая конъюнктуры» категории «система» предполагает использование системного подхода при конъюнктурных исследованиях. Суть системного анализа состоит в  применении строго определённого,  логически обоснованного и последовательного метода представления и познания рынка как сложной системы, обладающей рядом характерных свойств, которые активно используются в конъюнктурных исследованиях. Исследование конъюнктуры мебельного рынка должно начинаться с исследования некоторых её свойств, как системы:

-          целостность – существование системы, как единого целого. Означает, что экономическую конъюнктуру необходимо рассматривать и исследовать не как разрозненный набор элементов, а как целое со множеством элементов.  Конъюнктура товарных рынков является составляющей общехозяйственной конъюнктуры и образует единое целое, но в тоже время конъюнктуру товарная конъюнктура является целостной системой с набором соответствующих ей свойств. Конъюнктура мебельного рынка состоит из множества элементов и подсистем. Элементами конъюнктуры мебельного рынка являются: рынок; спрос и предложение; цена, товар, производство, научное изобретение, прибыль и т.д.

-          целенаправленность – каждая подсистема подчинена реализации той или иной цели, которая предопределяет особенности развития и функционирования системы. Характерной чертой таких систем как «рынок» и «хозяйство», является осознанность целей их развития. Она даёт возможность не только понимания целей развития системы, но и осознанной их корректировки;

-          иерархичность – конъюнктура мебельного рынка состоит из элементов (подсистем), выстроенных определённым образом, так что структура этих связей определяет характер взаимоотношений между её уровнями.

-          самоорганизация  – элементы конъюнктуры под воздействием определённых факторов вынуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям. Так, например, в условиях кризиса предприятия вынуждены искать альтернативные способы решения проблем, новые идеи, изыскивать возможности для развития. Примером может послужить ООО «Элегия»: фабрика переориентировала массовое производство мебели на изготовление мебели на заказ без лишних затрат, тем самым увеличив свою рыночную долю на местном рынке;

-          управляемость – находится в тесной взаимосвязи с предыдущим свойством. Конъюнктура товарного рынка даёт возможность вносить соответствующие изменения в функционирование внешней среды или в элементы самой системы. При правильном учёте особенностей системы её реакция на эти изменения, базирующаяся на способности к самонастройке, приводит к желаемым результатам. 

-          неполнота наблюдаемости – свойство, присуще всем социально-экономическим системам. Нейтрализовать скрытность и неопределённость ряда процессов, протекающих в системах, позволяет метод научной абстракции, базирующийся на их предсказуемости, и возможности активного использования элементов прогнозирования; управляемость – даёт возможность вносить соответствующие изменения в функционирование внешней среды или в элементы самой системы. При правильном учёте особенностей системы её реакция на эти изменения, базирующаяся на способности к самонастройке, приводит к желаемым результатам.

-          эмержентность [5, с. 252].

1.2 принципы исследования конъюнктуры рынка:

Как и любое исследование, анализ конъюнктуры предполагает соблюдения следующих принципов:

-          принцип классификации – данный принцип позволяет ограничить число рассматриваемых состояний объекта в соответствии с поставленными целями, обеспечив тем самым точность измерений;

-          принцип информационного единства – все исходные параметры, а также производные и обобщенные показатели должны одинаково отражать господствующие тенденции на рынке мебели;

-          принцип согласования критериев – необходимо увязать оценки состояния системы (объекта) на разных уровнях обобщения, так чтобы оценка состояния рынка мебели как целостности не должна противоречить оценкам, сделанным на уровне структуры и совокупности его элементов [3, с. 56].

-          систематичность – конъюнктурные исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер;

-          системность – исследования должны охватывать весь рынок мебели и всю структурную иерархию рыночных процессов, факторов, их динамику и взаимосвязи;

-          комплексность – мебельный рынок Новгородской области должен рассматриваться во взаимодействии и взаимообусловленности с общехозяйственной конъюнктурой Новгородской области, а также с конъюнктурой смежных областей. Вместе с тем тенденции на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные рынки. Нельзя также автоматически переносить тенденции в изменении общехозяйственной конъюнктуры на все отраслевые рынки.

-          универсальность – проведённые исследования должны удовлетворять любую потребность участника рынка в информации для принятия рационального решения;

-          научность – исследованиям должны быть присущи точность, объективность, обусловленность;

-          последовательность – изучение конъюнктуры товарных рынков должно осуществляться в определённой последовательности. Именно данный принцип создаёт предпосылки к созданию модели конъюнктурных исследований, о чём будет говориться дальше [2, c. 20].

2. Логическая структура конъюнктурных исследований мебельного рынка:

2.1 цели исследования конъюнктуры:

-           стратегическая цель: выявление и моделирование закономерностей действия рыночного механизма;

-           оперативная: оценка и анализ сложившейся ситуации на мебельном рынке.

2.2 задачи конъюнктурного анализа мебельного рынка:

1) интегральная и дифференцированная оценка состояния рынка, типология рыночной ситуации, градация состояния рынка;

2) характеристика масштаба мебельного рынка;

3) оценка и анализ основных пропорций рынка;

4) выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;

5) оценка и анализ сезонности и цикличности развития мебельного рынка;

6) выявление и оценка факторов влияния на конъюнктуру рынка;

7) оценка и анализ региональных различий;

8) оценка и анализ деловой активности;

9) оценка коммерческого (рыночного) риска;

10) характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

2.3 предмет и объект анализа.

Предметом исследования являются массовые процессы и явления, определяющие ситуацию на рынке мебели, поддающиеся количественной оценке. Объект – рынок мебели Новгородской области.

2.4 Методика, методы и средства конъюнктурных исследований.

Методический аппарат конъюнктурных исследований включает в себя следующий набор методов:

-          матричный метод анализа рыночной ситуации: McKinsey и General Elektric;

-          экономико-математические методы анализа рыночной ситуации: корреляционный, регрессионный, факторный и компонентный, кластерный и частотный анализы;

-          экономико-статистические методы: индексный метод, дескриптивный анализ, анализ временных рядов, структурный анализ;

-          маркетинговые методы: экспертные оценки, сценарии развития, опросы, наблюдения, анализ документов;

-          прикладные методики оценки рыночной конъюнктуры (расчёт основных показателей и индексов): расчёт и анализ потенциала рынка, анализ пропорциональности развития рынка, анализ степени концентрации рынка и долей рынка фирм, анализ тенденции развития, колеблемости и цикличности рынка, анализ спроса и предложения [6, с. 20-21].

2.5 Результат исследования конъюнктуры – начертание картины вероятного будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенциальных опасностей, которых следует избежать. Иными словами прогноз.

3 Временнáя структура исследований:

Этапы анализа конъюнктуры рынка:

Первый этап – оценочный (текущее наблюдение). На данном этапе необходимо провести анализ рыночной конъюнктуры мебельного рынка: описать и охарактеризовать все субъекты рынка, рассчитать ёмкость, производственный потенциал, насыщенность  рынка, уровень конкуренции и степень монополизации, оценить развитие его основных параметров во времени и в пространстве, степень устойчивости, сезонные колебания, произвести расчёт индексов.

Самое главное на данном этапе это сбор, хранение и накопление информации. Специалисту по конъюнктурным исследованиям на предприятии необходимо произвести четкую классификацию поступающих данных  и заносить их в унифицированные электронные бланки или базы данных. Здесь на помощь придут современные программные средства. Источниками информации при этом послужат  печатные издания, электронные ресурсы и базы данных, а также материалы, полученные в ходе деловой разведки и информация с выставок.

Текущее наблюдение конъюнктуры мебельного рынка с позиции предприятия можно построить по следующим направлениям:

1) сбор информации о каждом производителе мебели, как о крупных, так и о мелких, включая предпринимателей, занимающихся изготовлением мебели на заказ. При этом необходимо выбрать критерии и показатели, по которым должен производиться сбор данных.

Такими критериями могут выступать: политика и стратегия производителей; основные финансово-экономические показатели (выручка, прибыль, стоимость основных фондов, численность персонала, рентабельность продукции, рентабельность предприятия и т.д.); наименование и количество ассортиментных групп, с детализацией по широте и глубине и выделение новинок; применяемое оборудование и технологии изготовления продукции; цены на продукцию; наличие и развитость службы маркетинга; уровень сервиса; география охвата рынка; поставщики и посредники предприятия и т.д.

При этом информацию по выше упомянутым направлениям необходимо собирать по местному, всероссийскому, международному уровнях отдельно. Важно также учитывать, что наряду с местными производителями, находящимися в одной области, в регионе на рынке присутствуют и экспортеры из других регионов и стран. В связи с этим необходимо накапливать информацию и о них. Можно даже выделить его как отдельное направление.

2) сбор данных по торгово-посреднической структуре рынка. Данные о количестве оптовых и розничных посредников, их принадлежность к торговой сети; специализация; местоположение; партнёры и т.д.

3) формирование баз данных потребителей. Классификация потребителей по поведенческим стратегиям на рынке (посредники, гос. учреждения, коммерческие и бюджетные учреждения, индивидуальные потребители). По каждой группе потребителей выделяются характеристики для описания, например: доходы (прибыль) потребителей, структура расходов, в частности процент расхода денежных средств на мебель, уровень заработной платы, численность домохозяйства, количество квартир и частных домов, предпочтения и лояльность потребителей и т.д.

4) сбор информации по материально-сырьевой базе: количество поставщиков и оценка их коммерческих предложений; уровень цен; наличие новинок и развитие НТП.

5) цены на мебель, фурнитуру, комплектующие и основное сырьё всех субъектов рынка.

6) политика государства в области внешней торговли: пошлины на ввоз мебели, барьеры,  торгово-политические мероприятия; межгосударственные соглашения; объём экспорта (физический и стоимостной); сведения о кредитах на экспорт или импорт мебели.

Данные по каждому из приведённых направлений подвергаются обработке и анализу, а полученная информация должна консолидироваться в единый отчёт.

Немаловажным является применение предлагаемых мероприятий на практике. В качестве обоснования предложенных методологических основ разработаем схему текущего наблюдения применительно к мебельному рынку Новгородской области. Его разработка будет проходить по следующему алгоритму:

-               постановка цели текущего наблюдения: комплексная оценка состояния мебельной отрасли в Новгородской области;

-               разработка бланков (баз данных) по отмеченным направлениям;

-               сбор текущей информации в разработанные бланки;

-               обработка и анализ данных;

-               выход информации в виде отчёта.

В зависимости от частоты анализа и прогноза, предлагаемая схема может видоизменяться.

Второй этап – анализ конъюнктуры мебельного рынка, выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию. Включает несколько шагов:

а) формирование временных рядов по каждому из отобранных показателей;

б) определение степени и направления воздействия каждого фактора в отдельности;

в) рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.

Третий этап – прогноз и выводы о перспективности развития рынка мебели.

Построенная таким образом методология  исследования конъюнктуры рынка является именно методологией как таковой. Её можно использовать предприятием в качестве ориентира при проведении конъюнктурных исследований.

 

Литература

1              Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

2              Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 439 с.

3              Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник. – М.: Ид. «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.

4              Мануковский А.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучить современный рынок. – М.: Школа международного бизнеса МГИМО, 1991. – 127 с.

5              Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003. – 352 с.

6              Скопина И.В., Рогачев А.Ф. Маркетинговый анализ на основе экономико-математических методов: в 7 частях. Ч. 1. Потребительский рынок, конъюнктура, модели. Учебное пособие. – Киров: Издательство ВятГУ, 2003. – 180 с.

7              Новиков А.М., Новиков Д.А. Режим доступа: http://www.methodolog.ru/method.htm

 

Основные термины (генерируются автоматически): конъюнктуры мебельного рынка, конъюнктуры рынка, исследования конъюнктуры, исследования конъюнктуры рынка, конъюнктурных исследований, рыночной конъюнктуры, общехозяйственной конъюнктуры, Методология конъюнктуры рынка, исследованию конъюнктуры рынка, анализу конъюнктуры рынка, Исследование конъюнктуры мебельного, Элементами конъюнктуры мебельного, исследования конъюнктуры товарного, исследования рыночной конъюнктуры, рынка мебели, рыночной конъюнктуры мебельного, приёмов исследования конъюнктуры, организации исследования конъюнктуры, наблюдение конъюнктуры мебельного, определением конъюнктуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос