Автор: Миронкина Марина Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Миронкина М. А. Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 145-147.

Возможно, одной из основных проблем управления социальной сферой и, прежде всего, в государственных учреждениях социальной сферы – это принципиальное различие позиций руководителей таких учреждений и менеджеров различного уровня государственных структур. В частности, например, на должности руководителей медицинских учреждений или учреждений образования назначают специалистов с медицинским и педагогическим образованием соответственно. И происходит следующее. Бесспорно, главврач – это специалист в своей области, связанной с лечением пациентов, и именно поэтому его деятельность сфокусирована, как правило, на «социальном аспекте» работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), а экономической составляющей уделяется недостаточно внимания. И более того, предлагаемые экономистами методы управления достаточно медленно внедряются в практику, несмотря на то, что различного рода изменения в сфере здравоохранения, наоборот, необходимо производить наиболее быстрыми темпами для обеспечения увеличения эффективности деятельности ЛПУ и соответственно повышения уровня оказания медицинских услуг.

Например, есть мнение, что «существенным недостатком национального проекта «Здоровье» явилось то, что он разрабатывался без участия ведущих практиков в сфере медицины. По сути дела, автором реформы выступили управленцы, которые на деле руководят не здравоохранением, а деньгами здравоохранения, в то время, когда формировать такие важные документы, как национальный проект должен коллектив ведущих специалистов».[3, C.27]

В своей статье «К вопросу о концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г.» д.м.н. Ю.М.Комаров пишет: «Вообще в концепции финансовый блок «прописан» гораздо лучше, чем весь «медицинский». Вместе с тем, принципы «оплата за пролеченного больного» и «деньги следуют за пациентом» перешли и в новую концепцию, что вызывает принципиальные возражения».[4, C.10].

С точки зрения социальной справедливости, первый принцип необходим для того, чтобы врачи выписывали только здоровых пациентов и были экономически заинтересованы их вылечить. Хотя с точки зрения экономической эффективности возникают «лазейки» для намеренного увеличения длительности лечения пациента в ЛПУ. В развитых странах для устранения негативных моментов реализации принципа «оплаты за пролеченного больного» используется контроль со стороны страховщиков и саморегулируемых организаций на основе стандартов лечения того или иного заболевания. В России в настоящее время осуществление такого контроля затруднено из-за отсутствия четких стандартов лечения и фактически отсутствием экономической мотивации страховщиков. Тем не менее, декларируемый в настоящее время переход от бюджетно-страховой модели в страховую должен в определенной степени снизить отрицательные стороны.

Второй принцип («деньги следуют за пациентом»), наоборот, является одним из основополагающих для развития конкурентной среды в сфере услуг здравоохранения и реализации конституционного права гражданина на свободный выбор медицинской организации. Разумеется, для ЛПУ более удобными являются участково-территориальный принцип и принцип этапности при оказании медицинской помощи. Но для реализации главной  цели социально-экономической политики в сфере здравоохранения - повышения доступности для граждан медицинской помощи и увеличения желания населения заботиться о собственном здоровье - основным является желание пациента обратиться в ЛПУ. Сейчас же на практике получается, что пациент «закреплен» за определенным ЛПУ только по месту проживания, а квалификация и уровень обслуживания (являющиеся основными компонентами в рыночной экономике) не учитываются. И повышение качества обслуживания для привлечения большего количества пациентов должно стать ключевой задачей именно руководителя лечебного учреждения, а не только специалиста по планированию. По аналогии с высшим образованием, ЛПУ будет заинтересовано в том, чтобы привлечь пациентов, для чего и будет использовать современные методы управления.

В зарубежной литературе также прослеживается идея того, что стратегические планы, составленные чиновниками сферы здравоохранения, не могут быть в достаточной степени адаптированы к быстро меняющимся условиям  на рынке услуг здравоохранения.[1, C.48]. С другой стороны, данный рынок имеет ряд специфических особенностей, которые делают процесс планирования необходимым элементом управления в этой сфере.

1.            Рынок медицинских услуг характеризуется высокой степенью асимметричности информации. Услуги, производимые в системе здравоохранения, обладают свойством неосязаемости, в связи с чем, оценка качества оказания услуги со стороны пациент серьезным образом затруднена. Оказание медицинских услуг основано на глубоких знаниях врача об определенных заболеваниях и способах их лечения. Для пациента научная емкость процесса лечения означает то, что в оценке адекватности поставленного диагноза и выбранных методов лечения он может опираться только на профессионализм и квалификацию врача.

Другая сторона этой проблемы заключается в высокой степени комплексности услуг здравоохранения. Например, для лечения серьезного заболевания может потребоваться помощь нескольких специалистов, в том числе находящихся в разных отделениях и территориально расположенных в разных местах. В этом случае пациент самостоятельно не сможет определить, врачи каких специальностей ему могут потребоваться и как получить необходимую медицинскую помощь в комплексе. Решение такого рода проблем возможно с помощью планирования взаимодействия специалистов разных направлений как на уровне отдельно взятого ЛПУ, так и на уровне определенных территорий.

2.            При отсутствии вмешательства со стороны государственных или общественных организаций поставщики медицинских услуг в большинстве случаев будут действовать по стратегии «снятия сливок». При стратегии снятия сливок возможно исключение так называемых «сложных» пациентов. Предоставленные самим себе, поставщики медицинских услуг будут стремиться к максимизации доходов и минимизации неопределенности путем лечения минимального количества пациентов с несколькими заболеваниями (например, пациентов с сопутствующими заболеваниями, пациентов с наследственной предрасположенностью к определенным заболеваниям и т.д.). При стратегии снятия сливок возможно исключение так называемых «сложных» пациентов.

3.            Эффект от принятия решений в сфере здравоохранения может проявиться только через несколько лет. Например, при принятии решений об изменении количества  подготавливаемых врачей и их специализации необходимо учитывать время подготовки одного выпускника и период приобретения опыта работы. С момента принятия решения о постройке нового здания больницы и его открытия может пройти более 10 лет. Соответственно, процесс стратегического планирования позволяет определить, какие услуги здравоохранения будут наиболее востребованы в определенный период времени, специалисты каких направлений и в каком количестве могут потребоваться, какие ресурсы и здания могут потребоваться для их оказания и т.д.

4.            Спрос на рынке медицинских услуг обусловлен их высокой социальной значимостью, так как они оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность человека. Специфика формирования спроса на услуги и товары медицинского назначения состоит в том, что их высокая социальная приоритетность сочетается с низкой эластичностью спроса на них [2, C.135]. В отличие от традиционных услуг, потребление которых человек может ограничить или заменить, потребление медицинских услуг может значительно увеличить расходы семейного бюджета.

5.            Медицинские услуги характеризуются высокой индивидуальностью и нестандартностью подходов к лечению. Если, например, оказание такого социально значимого вида услуг, как образовательные услуги, возможно в коллективной форме и индивидуальные характеристики каждого члена группы имеют минимальное влияние на образовательный процесс, то особенности каждого отдельного пациента могут серьезным образом изменить как процесс постановки диагноза, так и способы лечения пациента. Как правило, прием и лечение пациента осуществляется индивидуально.

6.            Рынок медицинских услуг требует сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, которая проявляется во всеобщей доступности медицинских услуг.

Такого рода «провалы» рынка медицинского обслуживания являются предпосылками высокого участия государства в системе здравоохранения и, прежде всего, в процессе планирования услуг.

Таким образом, стратегическое планирование услуг здравоохранения как на уровне отдельно взятого ЛПУ, так и на уровне государства – это необходимый процесс, который позволяет учесть несовершенства рынка услуг здравоохранения, задать  вектор развития сферы здравоохранения, и что самое важное, выделить основные источники ресурсов для такого развития.

Литература

1.                  Rechel B., Wright S., Edwards N., Dowdeswell B, McKee M. Investing in hospitals of the future/ Observatory Studies Series. -  № 16.

2.                  Акопян А.С. Индустрия здоровья: экономика и управлнеие/ А.С.Акопян, Ю.В.Шиленко, Т.В.Юрьева. – М.: Дрофа, 2003. – 447с. 

3.                  Давыдов М. Здоровье не купишь// Деловые люди - № 1 – 2009. - с.24-31

4.                  Комаров Ю.М. К вопросу о Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г.// Вестник государственного социального страхования. - 2009. - № 6. - С. 10-19

 

Основные термины (генерируются автоматически): медицинских услуг, услуг здравоохранения, сфере здравоохранения, стратегического планирования, Рынок медицинских услуг, поставщики медицинских услуг, сферы здравоохранения, рынке услуг здравоохранения, развития здравоохранения, системе здравоохранения, сфере услуг здравоохранения, лечения пациента, стратегии снятия сливок, комплексности услуг здравоохранения, рынка услуг здравоохранения, планирование услуг здравоохранения, количества пациентов, «сложных» пациентов, чиновниками сферы здравоохранения, оказания медицинских услуг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос