Библиографическое описание:

Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 112-115.



В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Ключевые слова: художественная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник, младший школьник, художественные средства, художественные эталоны, репродуктивные и продуктивные методы обучения.

Считается, что своим существованием термин «продуктивное обучение» (productive learning) обязан немецким педагогам И. Бём и Й. Шнайдеру и в российской педагогической науке – М. И. Башмакову (директору Института продуктивного обучения, 1991) [5]. Его суть заключается в идее активной и самостоятельной учебной деятельности обучающегося в сочетании с реальной трудовой деятельностью. Опыт реализации этой идеи в различных формах внес свои коррективы в понимание содержания продуктивного обучения. Следствием этого стало отсутствие единого, окончательно сложившегося мнения о содержании понятия в психолого-педагогической литературе. Общим моментом для исследований предмета является признание, что процесс в итоге предусматривает создание нового продукта и всегда предполагает его осмысление, соответственно, продуктивное обучение может трактоваться как «личностно-ориентированный процесс, результатом которого становится появление субъективно нового материального либо интеллектуального продукта», оно обеспечивает «поисковый, творческий, преобразовательный характер учебного познания» [10, с. 147]. Принципиальным представляется и следствие продуктивного обучения – положительные изменения в мыслительной деятельности обучающегося.

Суть продуктивного обучения выражается, таким образом, в перестановке акцента с «обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого» [6, с. 14]. В этом контексте художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста в ее созидающей части является продуктивной «по определению». Важно только выявить «зоны влияния» репродуктивной и продуктивной составляющих, которые осознаются и контролируются педагогом. Они определяются, в том числе, стратегическими целями, локальными задачами и количеством времени на изучение учебного материала [3, с. 63]. На каком из этапов художественной деятельности ребенка будут применяться репродуктивные методы, и на каком – продуктивные, решает педагог, организующий учебный процесс. Такой педагог, как справедливо отмечают исследователи, должен и сам обладать определенными качествами, в том числе, готовностью к инновационной деятельности, определяющей его способность развивать в детях творческое начало [8, с. 163–164].

Изобразительное творчество для ребенка дошкольного и, хотя и в меньшей степени, младшего школьного возраста – естественный способ познания окружающего мира и при этом увлекательная, с элементами игры форма отражения результата его понимания, осмысления. Идет постоянный диалог ребенка-художника и действительности, которую ребенок в преображенном виде фиксирует в создаваемом произведении, в собственном художественном образе. Диалог характерен для любого художественного произведения и предполагает наличие иной, отличной от автора этого произведения, точки зрения [7, с. 43–44]. Ребенок, изображая, создавая художественный образ, комментирует свои действия. Этот процесс – отличная иллюстрация принципов продуктивного обучения: осмысленное создание продукта на первом этапе и осмысление его как результата – на втором. Можно говорить о счастливом сочетании «мыслящей головы, эстетического созерцания и творящей руки» [2, с. 40]. Именно такие качества востребованы в условиях укрепления тенденции «стирания граней между различными видами искусства и технического творчества» [9, с. 59].

Организация художественной деятельности ребенка-дошкольника и младшего школьника предполагает грамотное сочетание репродуктивной части (усвоение готовых знаний, совершенствование ручной умелости в изобразительной деятельности, изучение и «присвоение» художественных эталонов (в трактовке С.В. Погодиной [5, с. 52–63]), сенсорных эталонов и т.д.) и продуктивной – творческой части. Спор о степени педагогического вмешательства в изобразительный процесс ребенка длится не одно десятилетие. Исследователи занимают промежуточные позиции между двумя крайностями: от необходимости прямого руководства процессом на основе академической подготовки и до «свободного плавания» дошкольника и младшего школьника в общении с художественными материалами, без контроля и фиксации этапов развития ребенка как «художника» [1, с. 162]. На практике, согласно публикациям воспитателей и педагогов, наблюдается близкая картина. Например, активное увлечение воспитателей нетрадиционными техниками рисования, обращение к которым рассматривается как способ активизации интереса детей к изобразительной деятельности (с чем нельзя не согласиться), часто остается в заданном функциональном поле, не получая логичного продолжения – усвоения ребенком алгоритма понимания и создания художественного образа. Полученный результат рассматривается как самодостаточный, акцент делается на «непосредственность» исполнения рисунка (изделия), восприятие ограничивается эмоциональной реакцией на игровую форму, мастерство педагога и «волшебство» создания изображения «на глазах». При всем позитивном влиянии неклассических техник рисования на мотивацию детей необходимо грамотно организовывать соотношение «репродукции» и творчества.

Обязательным условием является и учет возрастных особенностей детей, их индивидуальных способностей, преобладающего художественного или мыслительного типа деятельности детей в группе (классе) в целом. Личностно-ориентированный характер продуктивного обучения обеспечивается, например, использованием изобразительных «шаблонов» для визуализации этапов освоения техники рисунка детьми дошкольного возраста. От первого этапа – изображения с помощью шаблона объекта целиком, затем – второй этап – завершение образа ребенком с частичным использованием заготовки (основы) и третий этап – самостоятельное исполнение рисунка ребенком классическими средствами и способами с применением освоенных технических приемов и соответствующих знаний.

Продуктивное обучение предполагает использование частично-поискового и исследовательского методов (по Ю.К. Бабанскому). Дошкольникам могут быть предложены задания по получению конкретного цвета из имеющихся в наличии: путем экспериментального смешивания цветов дети получают нужный цвет, осваивают технику смешивания красок (гуаши, акварели) и цветов и т.д. Исследовательский метод предполагает неочевидность решения задачи, для поиска решения требуются методы научного познания: эксперимента, моделирования и др. В этом случае наблюдается результативное сочетание «инструмента», базового алгоритма и свободы выбора формы и средств выполнения тематической работы. В случае с изобразительным искусством даже подражание носит творческий характер. Изобразительная деятельность выступает эффективным способом развития творческого воображения, художественных способностей, зрительной памяти, изобразительных умений и навыков детей. Но принципиально важно грамотно сочетать теоретические объяснения с практикой, важно чтобы они не опережали ее – все через «живой» опыт.

Литература:

  1. Алексеева С.О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе [Текст] / С.О. Алексеева// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 2. – С. 162–164.
  2. Гончаров С. З. Философия рисунка [Текст] / С.З. Гончаров, А.В. Степанов, Т.М. Степанова // Образование и наука. – 2004. – № 6 (30). – С. 36–46.
  3. Осипенко Л. Е. Соотношение продуктивных и репродуктивных методов обучения в современном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2012. – № 4 (22). – С. 63–73.
  4. Погодина С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов [Текст] / С. В. Погодина // Дошкольное воспитание. –2001. – № 9. – С. 52–63.
  5. Теория и практика продуктивного обучения: коллективная монография [Текст] / автор-составитель М. И. Башмаков; РАО, Северо-Западное отделение, Институт продуктивного обучения. – М.: Народное образование, 2000. – 248 с.
  6. Торгун С. Н. Методы продуктивного обучения // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 12. – С. 14-15.
  7. Чичканов Е. С. «Все – средство, диалог – цель»: проблема типологизации диалога в искусстве [Текст] / Е.С. Чичканов // Вестник Самарского государственного университета. – 2011. – № 1–2 (82). – С. 43-48.
  8. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 163–166.
  9. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 59–61.
  10. Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды [Текст] / Н.Б. Яновская // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 147–150.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивного обучения, младшего школьного возраста, деятельность детей дошкольного, контексте продуктивного обучения, художественная деятельность детей, Института продуктивного обучения, содержания продуктивного обучения, следствие продуктивного обучения, изобразительного творчества, Чичканова Т, принципов продуктивного обучения, характер продуктивного обучения, Концепция продуктивного обучения, Методы продуктивного обучения, практика продуктивного обучения, Институт продуктивного обучения, младшего школьника, дошкольного возраста, изобразительной деятельности, художественных эталонов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос