Библиографическое описание:

Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 104-106.



В статье представлен краткий обзор разных подходов к определению понятий «воображение» и «прогнозирование». Автором предпринята попытка решить вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, о роли воображения в способности человека прогнозировать возможное будущее (предвосхищать будущие события, предвидеть последствия своих действий).

Ключевые слова: метапредметные умения, воображение, антиципирующее воображение, прогнозирование, младшие школьники.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка метапредметных и предметных умений, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в предметной области «Математика и информатика» наряду с развитием математической речи, логического и алгоритмического мышления, обеспечения первоначальными представлениями о компьютерной грамотности, ставится задача развития воображения и прогнозирования, как метапредметных умений младших школьников.

ФГОС НОО включает прогнозирование в две группы универсальных учебных действий: как регулятивное действие (предвосхищение результата деятельности, предвидение возможности получения конкретного результата при решении задачи) и как познавательное логическое действие (выдвижение и проверка гипотез).

Осуществляя любую деятельность, человек постоянно прогнозирует ее результат и предвосхищает ход событий. Благодаря воображению он может представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности.

Воображение и прогнозирование - метапредметные умения, развитие которых у младших школьников, на сегодняшний день, значимо и актуально. Однако эти умения не являются достаточно разработанными в практике начального математического образования. В настоящее время перед педагогами начального образования остаются открытыми вопросы о том, как проектировать уроки математики в начальной школе, чтобы они формировали у младших школьников в единстве предметные и метапредметные умения, в частности, воображение и умение прогнозировать; какие приемы и методы взаимодействия использовать; какие формы организации деятельности учащихся стоит применять;каким образом структурировать учебный материал в соответствии с этими задачами в предметной области «Математика и информатика»?

Определим понятия и функции этих процессов. В психолого-педагогической литературе прогнозирование определяется неоднозначно: как регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации (А.В. Карпов); как один из механизмов в процессе раскрытия неизвестного, оно отражает процессуальный характер, включено непосредственно в мыслительный процесс и осуществляется тогда, когда человек еще усваивает, открывает для себя метод такого предвосхищения (А.В. Брушлинский); является одним из средств познавательной деятельности, выступающего в качестве начальной информационной базы в начале поиска (А.К. Осницкий). По мнению многих ученых, прогнозирование является синонимом термину «антиципация», т.е. это способности (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий (А.В. Карпов, Л.А. Регуш, и др.). Таким образом, прогнозирование в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных позиций:

-как прогнозирование самооценки (А.Б. Воронцов, А.Ф. Матушак, О.Н. Молчанова, Г.А. Цукерман);

-как прикидка математического результата (Н.Н. Деменева);

-как интеллектуальное умение (П.К. Анохин, Л.А. Регуш, и др.)

Прогнозирование реализует когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции. Когнитивная функция: оно включается в структуру почти всех познавательных процессов, в том числе и воображения (Л.М. Веккер, А.В. Брушлинский и др.) [1]. Регулятивная функция прогнозирования проявляется в том, что предвосхищение результата определяет направление действия, характер поведения в сложившейся учебной ситуации (Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [5]. Коммуникативная функция проявляется в следующем: личный опыт общения порождает ожидания, под действием которых выстраивается определенная линия поведения (Э. Брунсвик, Ж. Нюттен, и др.).

В психологии познавательных процессов нет единого взгляда и на природу воображения. Не выработаны методы и подходы к исследованию, нет единого мнения о том, какие конкретные проявления отражает данное понятие. Все это делает необходимым широкий поиск сведений о сущности процесса воображения и методах его исследования.

Воображение рассматривается учеными по-разному:как фактор поведения, как установочное действие, помогающее осуществлению реального (Р.Г. Натадзе), как познавательный процесс в условиях дефицита информации (М.Б. Беркинблит, А.В. Петровский), как способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им (Р.С. Немов) и др. В самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах [4].

Целесообразно опираться на следующие определения, так как они вскрывают все существенные важные свойства этого понятия. Воображение - есть психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области) (Н.И. Конюхов). Как психологический процесс, воображение, позволяет представить результат труда до его начала и при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина) [7].

Воображение выполняет функции: эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности; антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, способствует планированию и программированию деятельности, составлению таких программ, оценке их правильности, процесса реализации; помогает представлять действительность в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи; способствует произвольной регуляции познавательных процессов и состояния человека; управляет психофизиологическим состоянием организма; способствует формированию внутреннего плана действий. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой проблемы, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта [8].

Рассматривая вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, среди всех видов воображения наиболее значимо антиципирующее воображение, так как именно оно лежит в основе способности человека прогнозировать возможное будущее (предвосхищать будущие события, предвидеть последствия своих действий и т.п.). Антиципирующее (предвосхищающее) воображение тесно связано с мыслительной деятельностью. Это выражается в установлении причинно-следственных связей между актуальными событиями и их вероятными исходами.Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности.

Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает «строительные» материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества. В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия.

Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые [3, с.103-121].

Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности.

Воображение способствует созданию новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности (С.Л. Рубинштейн). Прогнозирование способствует развитию познавательной мотивации, выступает как регулирующая функция любого психического процесса (Л.А. Регуш, А.А. Денисова и др.) [6].

Согласимся с Л.М. Веккером, который доказал двустороннюю связь прогнозирования с воображением. Образы, построенные воображением, представляют собой планы сбора информации из потенциально доступного окружения. Следовательно, образ является реалистичным предвосхищением будущего. Воображение заключается в способности выделять предвосхищения из непосредственного контекста и оперировать ими [2]. Результат воображения - новый образ, отличный от исходного (как результат оперирования образами). Результат прогнозирования - гипотеза о предстоящем будущем (предвосхищаемый образ результата деятельности).

Воображение - необходимое средство, помогающее субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы. Новые образы выступают средством познания и прогнозирования в человеческой жизнедеятельности.

Прогнозирование, упреждающий синтез, антиципация, догадка проявляются в различных видах деятельности, в том числе, мыслительной, речевой, учебной, профессиональной.

От уровня развития прогнозирования и воображения зависит и степень осознанности совершаемой младшими школьниками учебной деятельности, возможности самостоятельной регуляции своих действий. Иначе говоря, с началом школьного систематического обучения появляется необходимость, и создаются благоприятные условия для развития и воображения, и прогнозирования.

Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод: оба этих процесса взаимосвязаны. Считаем воображение основой формирования прогнозирования.

Литература:

  1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 103 – 339.
  2. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т. 3. – Л.: Издательство ЛГУ, 1981. – 324 с.
  3. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. - Новосибирск, 1979. – 241с.
  4. Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с.
  5. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 278 с.
  6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования. Успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш. – С.- Пб.: Речь, 2003. – 254 с.
  7. Федорова Т.В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения // Образование и саморазвитие (научный журнал) №1(17) 2010 г., - Казань, Центр инновационных технологий, 2010. С. 191-197.
  8. Филатов Ф.Р. Психология для студентов вузов. Ростов – на - Дону: Феникс, 2004. – 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): возможной взаимосвязи воображения, метапредметные умения, антиципирующее воображение, младших школьников, познавательных процессов, предметной области «Математика, результата деятельности, задача развития воображения, сущности процесса воображения, роли воображения, учебной деятельности, предвосхищение результата, природу воображения, предвосхищение результата деятельности, помощью воображения, Результат воображения, воображения объективен, значимо антиципирующее воображение, видов воображения, виды воображения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос