Развитие познавательных компетенций через различные виды упражнений на уроках математики в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Тершукова, Е. И. Развитие познавательных компетенций через различные виды упражнений на уроках математики в начальной школе / Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/109/27025/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов упражнений, учитель помогает ученикам активно работать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, что является важнейшим условием сознательного усвоения материала, развивающего познавательные УУД.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников. Познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [1].

Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетенций во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД). Познавательные универсальные действиявключают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Важность и необходимость различных упражнений на уроках математики в начальной школе доказывать не приходится. Значение их велико и в отношении привития детям интереса к предмету, и формирования прочных вычислительных навыков, и развития личностных качеств учащихся.

Для удобства использования различных видов упражнений на уроках математики, разделим их на группы. Для этого весь материал начального курса математики разобьем на четыре больших раздела: арифметический; алгебраический; геометрический; решение задач. Остановимся на каждой группе упражнений отдельно.

Решение задач -> алгебраический материал.Эта группа содержит упражнения, основной целью которых является выработка умения решать текстовые задачи. Эти упражнения включают элементы алгебры, которые представлены в небольшом объеме и служат систематизации и обобщению способов решения задач, увеличивают количество задач, решенных на уроке. В 1 классе элементы алгебры носят ознакомительный характер, идет подготовка к восприятию понятия “выражение с переменной”. Во 2 классе идет расширение возможностей включений, к выражениям с переменной добавляется материал, содержащий названия компонентов арифметических действий и взаимосвязи между ними. В 3 классе при прохождении темы “Уравнения”, добавляются задания, требующие умения составлять и решать уравнения. В 4 классе значительно усложняются виды решаемых задач, соответственно, усложняются и виды выражений с переменной и уравнений.

Таким образом, упражнения из этой группы целесообразно проводить тогда, когда идет отработка умения решения задач определенного вида, а алгебраический материал находится на этапе практического применения в измененных условиях. Это дает возможность постоянного восстановления и актуализации знаний, умений и навыков, связанных с элементами алгебры.

Пример 1:(2 класс)

Привезли – а ящ. по b кг

Продали – с кг

Осталось – ? кг

Составьте выражение с переменной по этой задаче. Решите задачу, используя данные:

a

10

15

b

5

3

c

20

25

Можно использовать другой вид данных:

При а=10, b=5, с=20;

При а=15, b=3, с=25.

Решение задач - > геометрический материал.В этой группе собраны те упражнения, в которых основное внимание уделяется формированию умения решать текстовые задачи различных видов. При этом постоянно идет повторение и применение на практике знаний, касающихся геометрического материала. Геометрический материал представлен как объект выполнения действий в задаче. Проведение упражнений этой группы открывает широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся через практическую работу и связь с жизнью.

Пример 1. (1 класс). В первом классе работа над геометрическим материалом начинается с первых уроков. Это отработка умения различать простейшие геометрические фигуры (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат) на основе визуальных представлений. Для автоматизации этого навыка можно использовать решение задач на основе действий с предметами.

Ирина нарисовала 2 кружка.

-И вы, ребята, положите у себя на партах тоже 2 кружка.

А потом она нарисовала еще 3 кружка. - Сколько кружков стало у Ирины? - Какой пример можно составить? - Почему использовали знак плюс?

На этапе решения задач, основанных на конкретном смысле сложения и вычитания, используем, по возможности, названия геометрических фигур, тем более, краткая запись в этом случае получается лаконичной и понятной.

Пример 2. (3 класс)

Дано:

АВС – треугольник.

АВ =24 см

ВС = ?см, в 6 раз меньше, чем АВ

АС= ? см, в 3 раза больше, чем ВС

Найти:

Р треугольника = ?см

Геометрический материал - > решение задач.

Эту группу упражнений составляют задания, объединяющие геометрический материал и решение задач. При этом решение задач выступает как одно из средств достижения конечной цели. Основное внимание уделяется геометрическому материалу. Упражнения этой группы могут найти применение лишь тогда, когда изучается и закрепляется геометрический материал, при этом используются лишь те виды задач, решение которых отработано до автоматизма.

Пример 1.(1 класс)

  • Сергей начертил пятиугольник. Ира начертила фигуру, у которой сторон на 2 меньше. Как называется фигура, которую начертила Ира?

Пример 2. (3 класс)

Дано: АВСD – прямоугольник.

АВ=42см, ВС=? см, в 6 раз меньше

Найти: S прямоугольника.

Геометрический материал -> алгебраический материал.

В эту группу упражнений мы определили задания, в которых новым и первоочередным является геометрический материал, а алгебраический материал находится на этапе формирования навыка и применения на практике, т.е. служит “включением”. То есть алгебраический материал служит автоматизации и лучшему усвоению материала геометрического.

Пример 1.(2, 3 класс)

Сторона квадрата - х см. найдите периметр квадрата, если х = 2 см, х = 6 см, х = 9 см.

Это упражнение рационально провести при изучении таблицы умножения .

Пример 2. (4 класс)

Повторение рациональных способов решения примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями и на числа, оканчивающиеся нулями + решение задач + алгебраический материал + геометрический материал.

Длина участка а метров, ширина в метров. Найдите площадь участка.

а

10

8

120

52

500

600

в

6

30

4

100

45

400

S

Алгебраический материал - > решение задач.

Это упражнения, которые предлагают учащимся составить задачу по уравнению и решить сразу и задачу, и уравнение. Эти упражнения используем во втором классе при знакомстве с уравнениями на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. В третьем классе при знакомстве с уравнениями на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя.

Пример 1.(4 класс)

Задача. Рассчитав, что коза стоит вчетверо дороже собаки, а корова вчетверо дороже козы, крестьянин захватил с собой в город 250 рублей и на все купил собаку, двух коз и корову. Сколько стоит каждое из купленных животных?
Решение: Зная по условию, что крестьянин на всех животных потратил 250 рублей, составим и решим уравнение:

x + 2 * 4x + 16x = 250

x + 8x + 16x = 250

25x = 250

x = 250 : 25

x = 10 (рублей)

Вывод: Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов упражнений, учитель поможет ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными, что является важнейшим условием сознательного усвоения материала, развивающего познавательные УУД.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  2. Белошистая А.В. Математика. Справочно-методическое пособие для учителей и родителей. Начальные классы. М., 2004.
  3. Маркова А.К., Лидерс А.Т., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
  4. Моро М.И, Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 1 класса. М.: Просвещение.2010.
  5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): геометрический материал, решение задач, алгебраический материал, класс, группа упражнений, задача, различный вид упражнений, упражнение, элемент алгебры, начальная школа.


Похожие статьи

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Способы организации индивидуальной работы на уроках математики

Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся, формировании навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, овладении культурой умственного труда, воспитании целеустремленной личнос...

Организация самоконтроля учащихся начального звена

Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии. Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы...

Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр

Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное ...

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Похожие статьи

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Способы организации индивидуальной работы на уроках математики

Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся, формировании навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, овладении культурой умственного труда, воспитании целеустремленной личнос...

Организация самоконтроля учащихся начального звена

Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии. Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы...

Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр

Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное ...

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Задать вопрос