В статье характеризуется сущность конструктивной деятельности младших школьников, обосновывается ее взаимосвязь с продуктивной деятельностью, проводится ее типизация по степени «оригинальности» продукта деятельности и степени самостоятельности обучающегося; показываются способы формирования конструктивной деятельности младших школьников при решении задач на числовое конструирование.
Ключевые слова: конструктивная деятельность, продуктивная деятельность, конструктивные задачи, числовое конструирование.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) придается большое значение развитию конструктивной деятельности ребенка. В то же время в ФГОС начального общего образования о конструктивной деятельности младших школьников не упоминается.
По нашему мнению, этот факт является упущением, поскольку конструктивная деятельность является продуктивной и ее организация способствует, как и всякая другая продуктивная деятельность, развитию обучающихся. В литературе приводятся различные определения конструктивной деятельности. Так, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия и другие ученые понимают под конструированием деятельность моделирующего характера, специфической особенностью которой является направленность на воссоздание окружающего пространства в наиболее существенных чертах и отношениях [2]. А.Н.Давидчук понятие «конструирование» трактует следующим образом: «Конструирование (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов»[3, с.14]. В Толковом словаре предлагается следующее определение конструирования: конструировать, значит создавать конструкцию чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь [5]. В. Г. Ткаченко характеризует конструктивную деятельность как практическую, направленную на создание единого целого (модели предмета) из отдельных деталей или создание на бумаге чертежа - развертки [4]. По мнению А.В. Белошистой, конструирование - это вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений [1, с. 262], цель обучения конструированию – научить приемам моделирования, формировать общие конструктивные умения, т.е. создать базу для развития конструктивного стиля мышления.
Анализ приведенных определений дает возможность утверждать, что конструктивная деятельность обладает следующими сущностными характеристиками: во-первых, результатом деятельности является новый объект. Именно поэтому мы можем назвать конструктивную деятельность продуктивной. Многие авторы отмечают, что построенный объект всегда материален (А.Н. Давидчук и др.). Другая группа авторов отмечает, что результатом конструктивной деятельности могут быть и идеальные объекты (конструкции речи, арифметические выражения и т.п.). Для нашего исследования представляет интерес вторая точка зрения, поскольку оно направлено на выявление способов формирования конструктивных умений младших школьников на математическом содержании. Оно, в свою очередь, является идеальным. Во-вторых, конструктивная деятельность является сложной, многоэтапной деятельностью. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Давидчук, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков и другие исследователи выделяют в конструктивной деятельности два основных этапа: 1) процесс создания замысла; 2) процесс выполнения замысла.
Рассмотрим подробнее эти этапы. Процесс создания замысла заключается в обдумывании предстоящей деятельности и представлении последовательности действий для ее осуществления, а также представлении результата этой деятельности. Ученики с помощью учителя осуществляют выбор способов достижения этой цели - воссоздания пространственных или иных характеристик объекта. Второй этап характеризуется тем, что на нем осуществляется практическая деятельность на основе мыслительных действий, которая носит поисковый характер. Конструктивные умения, формируемые в процессе конструирования математических объектов, это: умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться; умение собрать объект из готовых частей (умение синтезировать); умение расчленить объект, выделить его составные части (умение анализировать); умение видоизменять объект, трансформировать. В то же время перечисленные конструктивные умения являются общими, они могут применяться на уроках математики, технологии, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.
Применительно к математике, работа по формированию конструктивных умений позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения обучающимися основных вопросов курса математики начальной школы; обеспечить развитие конструкторско-практической деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений; отразить в математических заданиях сведения из окружающей действительности, расширяющие возможности применения формируемых в курсе умений. При этом необходимо учитывать особенности учебной математической деятельности, а именно, возрастные особенности мышления младших школьников, должны проявляться в особенностях взаимодействий участвующих в ней психологических механизмов [6, с.7].
В силу принятого нами понимания конструирования мы предлагаем выделить следующий вид конструирования – конструирование математических объектов, в котором можно выделить два подвида: числовое и геометрическое.
Типы конструирования младших школьников отличаются, во-первых, степенью самостоятельности детей, во-вторых, степенью «продуктивности». Сравнительный анализ их позволил нам выявить взаимосвязь и последовательность организации названных типов конструирования (табл. 1).
Таблица 1
Типы конструктивной деятельности младших школьников
Тип конструирования |
Степень оригинальности результата |
Действия, выполняемые детьми самостоятельно |
Степень «продуктивности» |
По образцу: |
|||
- образец создается на глазах у детей |
Результат является точной копией предлагаемого образца |
− синтез (объединение частей в целое); − пошаговое сравнение с образцом. |
Репродуктивное конструирование |
- дается готовый образец |
Результат является точной копией предлагаемого образца |
− анализ образца (мысленное выделение отдельных элементов предлагаемого образца); − сравнение исходного материала с выделенными элементами; − синтез (объединение частей в целое); − сравнение полученного результата с образцом |
Репродуктивное конструирование |
По схеме или по модели: |
|||
- дается схема или модель как образец |
Результат отличается от схемы или модели деталями |
− анализ схемы (мысленное выделение отдельных элементов предлагаемого образца); − сравнение исходного материала с выделенными элементами; − творческий поиск (самостоятельное нахождение или создание деталей, дополняющих модель до конкретного объекта) − синтез (объединение частей в целое); − сравнение полученного результата с данной схемой. |
Частично-продуктивное конструирование |
По заданным условиям |
|||
- образец не дается, предлагается описание объекта, его характеристики |
Результат у каждого ребенка свой, но он соответствует заданным условиям |
− Анализ условий, описания, выделение его элементов; − сравнение исходного материала с выделенными условиями; − творческий поиск (самостоятельное нахождение или создание деталей, соответствующих заданным условиям) − синтез (объединение частей в целое); − сравнение (сопоставление) полученного результата с заданными условиями |
Частично-продуктивное конструирование |
По собственному замыслу (свободное конструирование) |
|||
Образец не дается |
Результат у каждого ребенка свой, новый. |
− Творческий поиск идеи, замысла; − мысленное представление создаваемого объекта в целом (представление идеи); − анализ собственного замысла (образа создаваемого объекта), выделение его отдельных элементов; − конкретизация идеи, мысленное дополнение воображаемого объекта деталями; − сопоставление исходного материала с представленным результатом; − синтез (объединение частей в целое). |
Продуктивное конструирование |
Из таблицы видно, что операционный состав каждого следующего типа конструирования включает в себя весь блок операций предыдущего типа. Степень самостоятельности выполнения операций возрастает. Поэтому при планировании организации конструктивной деятельности учащихся целесообразно предлагать дошкольникам задачи в соответствующей последовательности.
Поскольку для нашего исследования представляет интерес конструирование на математическом содержании, будем различать два типа конструктивных задач в соответствии с видами конструирования (см. п. 1.1): 1. Задачи на числовое конструирование. 2. Задачи на геометрическое конструирование.
Задачи на геометрическое конструирование в большей или меньшей степени присутствуют в разных учебниках математики. Задачи на числовое конструирование встречаются реже. Более того, не прослеживается соответствие этих задач представленной в таблице 1 последовательности развития конструктивных умений. Задачи на числовое конструирование более сложны для детей, поскольку с письменной нумерацией они пока еще только начинают знакомиться. В то же время числовое конструирование позволяет формировать более высокий уровень абстрактного мышления, имеет большие возможности для развития гибкости мышления, дает возможность детям увидеть, что конструировать можно не только материальные объекты, устанавливая между ними пространственные отношения. В таблице 2 приведены виды задач на числовое конструирование.
Таблица 2
Виды задач на числовое конструирование
Виды (уровни) конструирования |
Виды конструктивных задач (примеры) |
1. По образцу |
Составьте такую же задачу по выражению (краткой записи) - дается образец |
2. По схеме или модели |
Составьте равенство по схеме: □□:□=3. Сколько таких равенств вы можете составить? |
3. По описанию |
Составьте все возможные трехзначные числа так, чтобы количество единиц было на 4 больше чем количество десятков, а количество сотен было четным числом. |
4. По замыслу |
Составьте задачу с величинами «скорость», «время», «расстояние». Расскажите, как задача будет решаться. |
Приведем примеры задач на числовое конструирование.
- Составьте из цифр 5,3,1 всевозможные двузначные числа. Цифры в числах могут повторяться.
- Составьте суммы, значение которых равно 10.
- Составьте разность чисел 7 и 1. Составьте другие разности, значения которых равно 6. Воспользуйся для этого составом чисел.
- Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5 поставь знаки действий и скобки так, чтобы получилось число 1.
- Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 поставь знаки сложения так, чтобы получилось 99. Найди разные способы решения.
Формирование умения конструировать по схеме или модели: дается схема или модель как образец.
- Составьте равенства по схеме:
: = 11.
Сколько таких равенств можно составить?
Формирование умения конструировать по замыслу. Образец не дается.
- Составьте задачу с сюжетом о покупке. Расскажите, как будете решать эту задачу.
- Составьте задачу на движение двух тел.
Литература:
- Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. – М.:. Изд-во Московского психолого-соц. инст-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. – 352 с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. психология: Учебное пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.№2002.»Дошкольное воспитание»- М.: Просвещение, 1988-336с.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. -М.: Просвещение, 1976 г., 79 с.
4. Косминская, В.Б. Особенности конструктивной деятельности дошкольников. - Электронный ресурс. - Режим доступа: ttp://www.tovievich.ru/book/print/76.ht
- Толковый словарь русского языка – Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.vedu.ru.