Библиографическое описание:

Осадченко И. И. Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 78-81.



1

В статьедана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) процесса обучения путем максимального учета особенностей психических явлений в деятельности учащихся и педагогов. Указано, что для реализации психодидактического подхода в обучении необходима, прежде всего, подготовка будущих учителей путем изучения указанной дисциплины. Обоснованно, что элементом содержания «Психодидактики начальной школы» является реализация психодидактического подхода к созданию образовательной среды в начальной школе.

Ключевые слова: психодидактика, психодидактический подход к обучению, продуктивность обучения.

В истории педагогики как науки, благодаря синергетическим процессам, возникают новые тенденции, исследовательские течения и целые отрасли, особенно – продуктивной педагогики. Общественно-социальные влияния либо способствуют их развитию, либо же оставляют в качестве исторических аспектов. Так, в свое время, произошло с педологией, ассимилирующей, по мнению ученых, в современную педагогическую психологию. Однако, проблематика, способствующая возникновению новых научных направлений – объединение под эгидой педагогики иных наук, таких, как медицина, физиология, психология и т.д., во имя обучающегося – остается актуальной. Именно эти причины стимулировали появление и развитие новой психолого-педагогической науки – психодидактики. До сих пор продолжается дискуссия: психодидактика – это психологическая или педагогическая отрасль?

Следует отметить, что в России современная школа психодидактики, возглавляемая В. Пановым [4], продолжает развивать идеи выдающихся ученых (П. Гальперина, В. Давыдова, Н. Менчинской, Н. Талызиной и др.) и, что очень важно, достигла больших успехов и исследовательской популярности. К сожалению, в других странах постсоветского пространства эта тематика представлена единичными публикациями [2].

Стараясь привлечь внимание к этой важной науке, мы расширили содержание подготовки будущих учителей начальной школы (образовательно-квалификационных уровней «специалист» и «магистр») в Николаевском национальном университете имени В. А. Сухомлинского (Украина) преподаванием соответствующей учебной дисциплины – «Психодидактика начальной школы».

Цель статьи – дать краткую характеристику содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Далее, чтобы обобщить характеристику, будем употреблять обозначение субъектов образовательного процесса «педагог» и «учащиеся», а форму обучения – «занятие».

Поскольку термин «психодидактика» – бинарного происхождения, то и дефиниция имеет обобщенное значение: психологии (науки, изучающей психические явления и поведение человека) и дидактики (отрасли педагогики, изучающей теорию и практику образования и обучения). Таким образом, понятие «психодидактика» нами рассматривается как междисциплинарная отрасль психолого-педагогических наук, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) процесса обучения путем максимального учета особенностей психических явлений в деятельности учащихся и педагогов. Актуальность возникновения и развития психодидактики, прежде всего, обусловливается субъект-субъектными, демократическими отношениями в современном учебном процессе. Опять-таки, мы рассматриваем психодидактику не как отрасль либо педагогики, либо психологии, а как крайне необходимую междисциплинарную отрасль психолого-педагогических наук: необходимость реализации психодидактического подхода возникла на грани логического и обоснованного объединения психологии и дидактики как наук для наибольшей эффективности учебного процесса [5]. Возможно, классические проблемы обучения до сих пор актуальны, потому что мы продолжаем рассматривать достижения каждой науки в отдельности, а не совокупности явлений. Далеко не каждому специалисту удается в условиях реальной профессиональной ситуации, цепочка которых и составляет профессиональную деятельность, молниеносно использовать «комплект» знаний и умений разных отраслей для решения проблемы «здесь и сейчас». Поэтому, начиная педагогическую деятельность, «напичканные» университетскими знаниями отличники страдают, как констатирует практика, больше, нежели их менее переполненные информацией сокурсники. Поэтому интернет богат на анекдоты типа: «Ищу друга, который в жизни использует тангенсы и котангенсы». Теория ситуационного обучения [2] также помогает решить этот вопрос, потому что она – междисциплинарная (но не будем в этой публикации уделять внимание указанной теории). В результате, образование доведено до состояния двух четко существующих пространств: идеального и реального. Как следствие, существуют знания идеальные (нагроможденные в нашей памяти) и реальные (используемые ситуационно: по актуальной необходимости для решения конкретной ситуации); существует педагогика идеальная, описывающая методику достижения учебной цели, и педагогика реальная, ломающая стереотипы и вынуждающая акцентировать на приемах, не всегда описанных в традиционных учебниках. Факт: чем более правильно проведено занятие с дидактической точки зрения, тем больше упреков получит педагог за такое занятие со стороны психологов: не возможно учесть абсолютно все психологические нюансы индивидуального подхода, реализуя дидактически правильную тактику занятия.

В. Панов акцентирует: если классические вопросы дидактики раскрывают цели обучения, его содержание, методы и технологические приемы, то психодидактика, с точки зрения системного и синергетического подходов, расширяет круг вопросов, требующих решения, прежде всего, относительно дидактических условий реализации этого процесса [4]. Значит, главные вопросы психодидактики: «каким образом?», «каким способом» сделать обучение эффективным. То есть, в отличие от педагогической психологии, изучающей закономерности становления личности в условиях разностороннего влияния, психодидактика изучает психолого-дидактические условия этого становления.

Несмотря на практически-продуктивную направленность реализации психодидактического подхода, раскрепощенного по своей сущности и демократичного по характеру, в реальной образовательной деятельности сталкиваемся, как демонстрирует эмпирический материал, с рядом препятствий.

Во-первых, до сих пор преобладает традиционная авторитарная система преподавания. Констатируется своеобразный «педагогический парадокс»: хотя официально и преобладают субъект-субъектные отношения в сфере образования, однако поток информации остается направленным исключительно от педагога к обучаемому; творческая деятельность по-прежнему остается привилегией педагога. Как следствие, существует «интеллектуальная монополия», а не желаемая «интеллектуальная демократия».

Во-вторых, препятствуют исконно психологические проблемы субъектов обучения: и педагогов, и учащихся. Так, иногда обучающиеся не готовы к активной работе на занятиях: они привыкли приходить в учебное заведение, чтобы пассивно «отсидеть» занятие, а не самостоятельно, творчески и систематически работать. Это касается учащихся всех возрастных характеристик: установка «пересидеть занятие» проявляется от младших школьников до студентов. Очень часто встречается такой ответ младшего школьника на вопрос: «Зачем ты ходишь в школу?» – «Родители говорят, что нужно…». Не говоря уже о том, что, к сожалению, многие педагоги также попросту приходят в учебные заведения, чтобы отработать «трудодень». Также типичный страх субъектов образовательного процесса высказать свое мнение, личное отношение к материалу, продемонстрировав некомпетентность в отдельных вопросах; неумение и страх полностью раскрыть свой потенциал перед другими. У педагогов при мысли о демократическом обучении зачастую возникает страх столкнуться с ситуацией, когда обучающиеся пытаются сорвать занятие или просто мешают его проводить. Таким образом, страх и порожденные им обиды присущи всем субъектам образовательного процесса и мешают психодидактической его реализации. Именно пропедевтическая работа этого направления должна предшествовать реализации психодидактического подхода в обучении.

Содержание «Психодидактики начальной школы» мы наполнили такими основными разделами:

  • реализация психодидактического подхода к созданию образовательной среды в начальной школе;
  • психодидактический отбор современных форм, методов и средств обучения;
  • особенности поведения педагога в контексте реализации психодидактического подхода;
  • реализация психодидактического подхода к управлению образовательной средой начальной школы.

Например, что касается реализации психодидактического подхода к созданию образовательной среды в начальной школе, то, прежде всего речь идет о перенесении образовательного акцента от цели к результату: психодидактическом формулировании рефлексионной цели занятия. С одной стороны, это, казалось бы, общеизвестные постулаты: урок не будет эффективным, если не ориентирован на конечный результат. С другой стороны, в реальности цель занятия формулирует педагог в плане конспекте, как бы для себя. На вопрос учащихся: «Зачем нам эта тема?» традиционно звучат ответы: «Так надо!», «Ты, что, самый умный?», «Может, станешь на место учителя?», «Все должны это знать!». Ничего так не убивает мотивацию обучения, как отсутствие ответа на вопросы: «Так кому это надо? Зачем?», «Кто сказал, что мы должны именно это знать?». В начальной школе, как демонстрирует массовый опрос педагогов, школьников, их родителей, такая ситуация возникает наибольшим образом во время изучения, например, таблицы умножения. Зачастую педагоги не могут мотивировать необходимые, очевидные вещи и дать правильный ответ на реплики учеников: «Зачем учить таблицу, если она есть в конце каждой тетради, у каждого при себе постоянно калькулятор в телефоне?». Сами педагоги (!) не смогли объяснить необходимость изучения таблицы!.. Объяснения типа: «Нас так учили!», «Программа такая!» – это что-то сродни: «Плохая отговорка – тоже отговорка». Следственно, причины кроются еще в подготовке самих учителей.

Традиционный подход к обучению рассматривает занятие линейным способом: от цели – к результату. Тогда как, с психодиактической точки зрения, занятие циклично: должны использоваться рефлексионные приемы не только в конце занятия, но еще и поэтапные и ситуационные рефлексии [1; 3]. Следовательно, педагог должен, сформулировав цель занятия, доступным образом огласить ее учащимся и с помощью специальных вопросов («Как вы это понимаете?», «Зачем нам необходимы эти знания?», «Что вы ожидаете от этого занятия» и т. п.) убедится в уровне ее осмысления. Занятие только на бумаге в образе плана-конспекта может быть линейным, четко поэтапным. Реально педагог никогда не сможет предвидеть все педагогические ситуации, видоизменяющие занятие: от провокационного вопроса учащегося (дидактическая ситуация) до поврежденного компьютера (техническая ситуация). Педагогические ситуации форс-мажорно изменяют структуру занятия, а задание педагога – мастерски выйти из ситуации, а, значит, использовать ее с учебной целью. Таким образом, основная цель занятия безусловно дополняется новыми элементами, решение которых сопровождается поэтапной и ситуационной рефлексиями, образовывая цикличность занятия.

Составляющими процесса реализации психодидактического подхода к созданию образовательной среды в начальной школе также являются:

  • ориентация на современное занятие как воркшоп [6] – мастерскую, среду самореализации, формирования главной компетентности учащегося (умения учиться), определения и удовлетворения познавательного интереса;
  • рассмотрение одаренности как психодидактической проблемы;
  • способы налаживания психологического контакта в аудитории: установки и веяния, синдром «первых минут»;
  • выявление и нейтрализация дидактических причин возникновения психических состояний у субъектов обучения, таких как страх и стресс;
  • реализация позиции педагога-медиатора (контроль энергетического состояния аудитории);
  • правильная организация на занятии учебного диалога;
  • реализация принципов динамического обучения;
  • психодидактические особенности использования средств стимулирования творчески активной деятельности субъектов обучения;
  • психодидактика оценивания и т. п.

Таким образом, потребности современной продуктивной педагогики актуализировали развитие междисциплинарной психолого-педагогической науки – психодидактики, изучающей условия повышения эффективности (продуктивности) процесса обучения путем максимального учета особенностей психических явлений в деятельности учащихся и педагогов. Для реализации психодидактического подхода в обучении необходима, прежде всего, подготовка будущих учителей путем изучения указанной дисциплины. Одним из элементов содержания «Психодидактики начальной школы» является реализация психодидактического подхода к созданию образовательной среды в начальной школе.

Дальнейшего исследования требует детальная характеристика каждого составляющего «Психодидактики начальной школы».

Литература

  1. Осадченко І. І. Сутність та дидактичні умови організації і проведення поетапної педагогічної рефлексії на заняттях у ВНЗ / Осадченко Інна Іванівна // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Сер. : Педагогіка і психологія : зб. статей. – Ялта : РВВ КГУ, 2010. – Вип. 26, ч. 3. – С. 164–171.
  2. Осадченко І. І. Теорія і практика ситуаційного навчання у підготовці майбутніх учителів початкової школи : монографія / І. І. Осадченко. – Умань : ПП Жовтий, 2011. – 414 с.
  3. Осадченко И. И. Характеристика общедеятельной и ситуационной педагогической рефлексии / И. И. Осадченко // Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся: материалы IV Междунар. заочной науч.-практ. конф., (Ульяновск, Россия, 11 нояб. 2010 г.) / под ред. А. Д. Барбитовой. – Ульяновск : УИПКПРО, 2010. – С. 54–58.
  4. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  5. Савченко О. Я. Дидактика початкової школи : підручник для студентів пед. ф-тів / О. Я. Савченко. – К. : Грамота, 2012. – 504 с.
  6. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. / К. Фопель / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психодидактического подхода, реализации психодидактического подхода, начальной школы», созданию образовательной среды, начальной школе, реализация психодидактического подхода, «Психодидактики начальной школы», будущих учителей, подготовки будущих учителей, «Психодидактика начальной школы», особенностей психических явлений, максимального учета особенностей, условия повышения эффективности, учета особенностей психических, контексте подготовки будущих, дисциплины «Психодидактика начальной, содержания «Психодидактики начальной, процесса обучения, субъектов образовательного процесса, содержания дисциплины «Психодидактика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос