Библиографическое описание:

Ли Е. А., Петрова О. В., Полякова Е. А. Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 63-66.



В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Ключевые слова: универсальных учебных действий, начальная школа, изобразительное искусство, технология, музыка.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способностьсубъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социальногоопыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

Личностный (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);

Регулятивный (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);

Познавательный (общеучебные, постановка и решение практических задач, логические…);

Коммуникативный (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией…).

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Формирование УУД на уроках музыки

Универсальные учебные действия - это способы, приемы, которыми пользуется ученик для решения учебных задач, причем «универсальность» обозначает независимость самого действия от содержания. То есть если ребенок знает, что такое сравнивать (выделять сходства и различия), то ему все равно, что сравнивать, будь это сказочные герои или музыкальные жанры, потому что это умение сравнивать поднялось над предметным и стало универсальным.

Таким образом, сущность регулятивных действий - это контроль за своим поведением, исходя из того в какой роли выступает ученик: слушатель он в данный момент урока или исполнитель.

Виды музыкальной деятельности, которые помогают формировать это учебное действие:

1) соблюдение певческой установки: петь стоя или сидя, спина прямая, плечи развернуты; следить за звучанием своего голоса; петь плавным, мягким звуком; гласные тянутся до конца, если слог заканчивается согласной, то она звучит уже с последующим слогом;

2) поиск информации в предложенных источниках: сосчитать животных, предметы, определить время года, место действия, которые встречаются в словах песни, при первом прослушивании; определение мажорного или минорного лада, характера мелодии; следить за движением мелодии: восходящая, нисходящая и показать это пластическим жестом; определение простой музыкальной формы: куплетная или вариационная;

3) выявление характерных особенностей жанров: что можно сделать под эту мелодию: шагать, танцевать или мечтать; умение разбираться в разных маршах (военных, спортивных игрушечных), танцах (польке, вальсе, галопе); определять строение произведения: марша, песни, танца; услышать сочетание разных жанров в одном произведении;

4) заучивание материла наизусть в классе: эстафета учитель - ученики: по куплету, меняясь ролями; деление на группы: одни исполняют, другие слушают; частично вместо слов использовать прием вокализации, т.е. пение на гласных звуках; чередование пения и ритмического аккомпанемента. ;

5) поиск ошибок: смена темпа в знакомом произведении; изменение динамики; исполнить другими штрихами: вместо плавного звучания отрывистое и наоборот; изменить регистр звучания со среднего - на высокий, с низкого - на средний;

6) взаимоконтроль: игра «Угадай мелодию» по нескольким первым звукам; викторина по определению жанров; услышать знакомые тембры и определить их; какова национальная принадлежность прозвучавших народных танцев;

Любое задание, которое выполняют дети, должно заканчиваться анализом их результата, ответом на вопросы «Соответствует ли результат поставленной цели? Есть ли ошибки? Какие были трудности и как вы оцениваете свою работу?». Завершение любого задания словами «дополни», «поделись», «покритикуй» имеет значение, потому что это выстраивает систему регулятивных шагов ребенка и формирует его контроль, самоконтроль, а, следовательно, он может преодолевать ошибки.

Формирование УУД на уроках технологии

Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников

В данном предмете элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Рассмотрим формированиекаких познавательных универсальных учебных действий можно выделить на разных этапах урока технологии.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализируется требования со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются рамки («могу»)- целеполагание ;

Актуализация : изученных способов действий, их обобщения ; мыслительных операций и познавательных процессов; мотивирования к учебному действию и его самостоятельное осуществление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация ; использование знаково-символических средств ; подведение под понятие

Выявления места и причины затруднения. Обобщение, аналогия ; определение основной и второстепенной информации ; постановка и формулирование проблемы ; выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Использование знаково-символических средств ; установление причинно-следственных связей ; выполнение действий по алгоритму ; построение логической цепи рассуждения, доказательства ;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное выполнение задания, самопроверка, выявление возможных ошибок, определение способов действий. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; использование знаково-символических ; подведение под понятие ; выполнение действий по алгоритму;

Рефлексия учебной деятельности на уроке.Фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, намечаются дальнейшие цели ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Итак, формирование познавательных универсальных учебных действийвозможнона каждом этапе урока.

Формирование УУД на уроках ИЗО

Термин «коммуникативность» означает способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. В процессе формирования УУД на уроках ИЗО важно научить учащихся пользоваться языком изобразительного искусства, как средством общения. Поэтому уже в первом классе вводится основная часть терминологии изобразительного искусства: виды и жанры ИЗО; художественные материалы; выразительные средства: линия, штрих, тон; цветоведение: ахроматические и хроматические цвета, главные и дополнительные цвета и их получение , тёплые и холодные световые гаммы; композиция и ее правила. Эти термины и понятия лучше вводить используя различные игровые технологии: уроки-сказки, путешествия, праздники.

В следующих классах терминология дополняется, углубляется, систематизируется и обобщается за счет разнообразия тем рисунков, усложнения поставленных задач и разнообразия техник исполнения.

В свою очередь, умение пользоваться языком изобразительного искусства позволит учащимся донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать и пересказывать содержание текста .

Ещё одно коммуникативное учебное действие - заранее договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках ИЗО и следовать этим правилам. Для этого на самых первых уроках устанавливаются правила подготовки, организации и уборки рабочего места, правила по технике безопасности при работе с разными художественными материалами и принадлежностями.

Важным пунктом формирования коммуникативных УУД является умение согласованно работать в группе: планировать работу, распределять обязанности, понимать общую задачу проекта и точно выполнять своё задание, а так же уметь выполнять различные роли в группе.

На мой взгляд, этому формированию как нельзя лучше способствует такой вид групповой работы как викторина. Ученики делятся на команды под разными названиями, получают задания, выполняют их, зарабатывают баллы и подводят итоги, проверяя правильность выполнения заданий.

В результате этой игровой деятельности и формируются коммуникативные учебные действия: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров, уметь точно выражать свои мысли.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
  2. Гембицкая Е.Я. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С.221-225
  3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Академия, 1998. 240с.
  4. Конышева Н.М. Технология 4 класс, Ассоциация XXI век. Серия: Гармония, 2015.168с.
  5. Спутник учителя музыки. /Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): универсальных учебных действий, учебной деятельности, изобразительного искусства, познавательных универсальных учебных, языком изобразительного искусства, способов действий, уроках ИЗО, уроках технологии, выполнение действий, Формирование УУД, коммуникативных УУД, сущность регулятивных действий, метапредметных универсальных учебных, формирования универсальных учебных, формированиекаких познавательных универсальных, учебной деятельности учащихся, видов универсальных учебных, определение способов действий, формирование познавательных универсальных, уроках эстетического цикла.

Ключевые слова

технология, начальная школа, музыка, изобразительное искусство, универсальных учебных действий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос